Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "БЕСТУЖЕВСКАЯ
УЧРЕЖДЕНИЕ "БЕСТУЖЕВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"
ШКОЛА"
Дата: 2023.10.24 14:50:02 +03'00'
Устьянский муниципальный округ Архангельской области
МБОУ "Бестужевская СОШ" филиал "Квазеньгская ООШ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Морянка»
для обучающихся 4 класса
п.Квазеньга 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности краеведения «Морянка»
составлена в целях реализации содержания образования краеведческой
направленности на ступени начального общего образования (регионального
содержания начального общего образования Архангельской области), в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (2009 г.), с распоряжением Министерства
образования, науки и культуры Архангельской области от 11.06.2010 № 645 «О
введении курса краеведения «Морянка» в общеобразовательных учреждениях
Архангельской области», с учетом методических рекомендаций по организации
образовательного процесса по ФГОС на ступени начального общего образования в
2012-2013 учебном году (в части реализации регионального содержания начального
общего образования) и на основе Программы по краеведению «Морянка» для
обучающихся 2-4 классов, разработанной ГОУ АО ИППК РО(2010 г.), учебника
«Морянка» Хрестоматия о Русском Севере: 2-4 классы, учебное пособие для
учащихся 2-4 классов средних общеобразовательных школ/ Э.И.Николаева,
И.Ф,Полякова – Архангельск: ГАОУ «АО ИППК РО», 2012, рабочей тетради
«Морянка»: 2-4 классы, рабочая тетрадь для учащихся 2-4 классов средних
общеобразовательных школ/ И.Ф,Полякова – Архангельск, 2012.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Морянка»
Одним из условий воспитания младших школьников является формирование у
каждого обучаемого системы знаний о родном крае, где младший школьник «через
традиционную культуру народа своего региона входит в культуру России и
общечеловеческую культуру».
Основная идея курса - конкретизировать предметное содержание программ
обязательной части федерального государственного образовательного стандарта с
учетом межпредметных и внутренних связей, возрастных особенностей,
познавательных интересов младших школьников, проживающих на территории
Архангельской области.
Назначение данной программы – определить содержание работы с учащимися,
направленное на приобщение учащихся к жизни и деятельности М.В. Ломоносова,
удовлетворение их познавательных интересов, воспитание патриотических чувств и
отношений.
Программа «Морянка» направлена на то, чтобы в процессе обучения младшие
школьники проявляли максимум самостоятельности в процессе накопления
информации, осваивали способы деятельности и познания мира, испытывали интерес
к культуре и истории родного края.
Ломоносововедение направлено на общее развитие ребенка и позволяет решать задачи
нравственного становления, осуществлять социальное развитие учащихся посредством
познания многообразия окружающей действительности, знакомства с социальными
ценностями и установками, помогает создать условия для реализации эстетического и
эмоционального развития детей через выражение чувств и отношений к личности
М.В. Ломоносова.
Региональный учебно-методический комплект «Морянка», направлен на то, чтобы в
процессе обучения младшие школьники проявляли максимум самостоятельности в
процессе накопления информации, осваивали способы деятельности и познания мира,
испытывали интерес к культуре и истории родного края. Для того, чтобы показать при
каких условиях уроки, посвященные освоению краеведческого содержания,
становятся средством развития детей, в рабочих тетрадях предусмотрены специальные
рубрики.
Новой и неосвоенной формой организации деятельности младших школьников
является проектная задача.
Проектная задача – это вид учебной задачи, в которой через систему или набор
заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на
получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата
(продукта), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение детей.
Проектные задачи носят принципиально групповой характер.
Задания являются теми отправными точками, которые задают стратегию её решения.
Т.е. выполняя задание, дети осваивают шаги и компоненты проектной деятельности в
учебном сотрудничестве. Успешность решения проектной задачи обеспечивается
специальным подбором всех необходимых средств и материалов, используемых
детьми в процессе работы.
Эффект выполнения проектных задач проявляется в следующем.
1. При решении проектных задач создается реальная возможность организации
коллективного взаимодействия учащихся, повышая при этом степень их
самостоятельности и активности.
2. Через систему заданий ученики осваивают умения, необходимые в дальнейшем в
проектной деятельности, и элементы исследования без явных указаний учителя.
3. Дает возможность наблюдать перенос детьми освоенных в ходе изучения
предметного содержания способов действий в модельные ситуации, имитирующие
жизненные.
В ходе решения проектных задач школьники подготавливаются к участию в проекте,
которые проводятся под руководством учителя во втором полугодии третьего класса.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Морянка»
Содействовать формированию у младших школьников эмоционально насыщенного
образа родного дома и начальных представлений о самобытности и значимости
культуры малой родины, являющихся частью национальной культуры.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Морянка»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс представлен как самостоятельная единица образовательного процесса,
обеспечивающая непрерывность образования детей 2-4 классов по краеведению.
Программа рассчитана на три года обучения (2-4 классы) по 17 часов в год (1 час за
две недели или по 0,5 часа в неделю) – всего 51 час за три года.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС
1. Вот она какая, дорогая Родина моя! (6 часов)
Содружество стран Баренцева Евро-Арктического региона. Освоение Арктики.
Северный морской путь. Известные исследователи Арктики (Василий Чичагов,
Георгий Седов, Артур Чилингаров и др.). История Северного края: первые поселения.
Заволочье. Первый морской порт России. Петр 1 в Архангельске. Новодвинская
крепость.
2. Родом из Поморской славной стороны (2 часа)
Каменное и деревянное зодчество: Соловки, Соловецкий монастырь, Малые Корелы.
3. Славные поморы (6 часов)
М.В. Ломоносов – великий ученый, человек и гражданин. Вклад Архангельской
области в победу в Великой Отечественной войне. Знаменитые земляки. Известные
люди родного города.
4. Мой Север, скупой чародей! (1час)
Природные богатства Архангельской области.
5. Вырастешь большой, будешь хороший и баской (2 часа)
Паспорт здоровья юного северянина
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами изучения курса «Морянка» является формирование
следующих умений:
- осознание себя как гражданина России, чувство гордости за свой край и свою
Родину;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
- положительное отношение и интерес к изучению жизни и деятельности
М.В. Ломоносова;
- осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями;
- умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому;
чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию
собственной речи;
- способность к самооценке.
Метапредметными результатами изучения курса «Морянка» является формирование
следующих умений:
Регулятивные УДД:
- способность принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль.
Познавательные УДД:
- находить необходимую информацию в различных источниках;
- понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана,
карты;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
- выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов.
Коммуникативные УДД:
– сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметными результатами изучения курса «Морянка» является формирование
следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- распознавать символы Архангельской области;
- показывать на карте места, связанные с жизнью М.В. Ломоносова;
- видеть особенности культуры и быта поморской семьи, профессий, характерных для
северного края.
4 КЛАСС
К концу обучения обучающийся научится:
В результате освоения программы курса внеурочной деятельностикраеведения
«Морянка» будут сформироваться личностные, метапредметные и предметные
универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
осознание себя как гражданина России, испытывающего чувство гордости за
свой край и свою Родину;
представление о любви к Родине, самопожертвовании, отваге, благородстве,
талантливости, щедрости поморов;
основы национального самосознания;
положительное отношение и интерес к изучению природы, культуры и истории
родного края;
чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного
края;
способность к самооценке;
осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
следовать правилам;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, одноклассников,
родителей и других людей.
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной
целью;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и
вносить необходимые коррективы в работу.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
находить необходимую информацию в различных источниках;
понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана,
карты;
выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных
текстов;
моделировать различные ситуации, схемы, макеты;
сравнивать и классифицировать изученные объекты;
строить сообщения в устной и письменной форме.
в разных видах, обобщать ее и использовать при выполнении заданий.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
строить монологическое высказывание;
владеть диалогической формой коммуникации;
сотрудничать с одноклассниками в ходе совместной деятельности.
Предметные результаты
Раздел 1. Вот она какая, дорогая родина моя!
Обучающийся научится:
описывать элементы герба и флага Архангельской области;
объяснять значение символики Архангельской области;
работать с текстом гимна Архангельской области, декламировать его;
находить на карте Архангельскую область;
определять на карте местонахождение городов Архангельской области, стран
Баренцева региона;
находить место изученных событий истории родного края на «ленте времени»;
узнавать памятники истории и культуры родного края;
рассказывать о достопримечательностях древних городов и сел Архангельской
области, родного города;
готовить небольшие сообщения о достопримечательностях родного края на
основе дополнительной информации;
описывать важные события из истории родного края;
работать с различными источниками информации: находить нужную
информацию об истории и культуре родного края.
Раздел 2. Родом из Поморской славной стороны
Обучающийся научится:
видеть и воспринимать произведения культуры Архангельской области;
узнавать выдающиеся культурно-исторические памятники родного края;
называть имена выдающихся деятелей культуры родного края и осознавать их
роль в развитии культуры нашей Родины;
различать виды народного художественного ремесла;
различать особенности северного народного костюма;
воспринимать художественные произведения северных писателей и поэтов (Ф
Абрамова, С. Писахова, Н. Рубцова и др.).
находить в тексте изобразительные языковые средства, помогающие понять
своеобразие художественных произведений о Русском Севере;
использовать источники дополнительной информации для расширения знаний
о культуре родного края;
выполнять изделия декоративно-прикладного творчества.
Раздел 3. Славные поморы
Обучающийся научится:
называть имена знаменитых людей родного края и осознавать их роль в его
истории и культуре;
называть и записывать фамилию, имя, отчество М.В.Ломоносова; временной
период жизни; названия стран и городов, в которых учился Ломоносов;
характеризовать основные этапы жизни великого ученого, человека,
гражданина; нравственные качества, свойственные М.В.Ломоносову –
человеку, ученому, гражданину России;
рассказывать о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;
обмениваться мнениями, полученными в ходе бесед со старшими членами
семьи, земляками о прошлом родного края, известных людях Архангельской
области. Находить эти сведения в источниках дополнительной информации.
Раздел 4. Мой Север, скупой чародей!
Обучающийся научится:
понимать тексты о природе;
называть характерные признаки сезонов года родного края и сопоставлять их с
описанием времени года в творчестве поэтов, писателей и художников Севера;
характеризовать природные сообщества родного края;
называть и находить на карте водоёмы родного края;
приводить примеры животных и растений родного края;
группировать объекты природы по различным признакам;
извлекать необходимую информацию о природе из дополнительных
источников знаний;
следовать правилам поведения в природе.
Раздел 5. Вырастешь большой, будешь хороший и баской
Обучающийся научится:
составлять рассказы о семье: о членах семьи, семейных традициях, основных
занятиях членов семьи в соответствии с учебной задачей;
использовать для поиска необходимой информации различные доступные
источники;
участвовать в подвижных народных играх Русского Севера;
обсуждать правила здорового образа жизни как способа проявления личной
ответственности перед самим собой и своими близкими;
следовать нормам здорового образа жизни.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
6
3
Вот она какая,
дорогая родина
моя!
Родом из
Поморской
славной стороны
Славные поморы
1
4
Мой Север,
скупой чародей!
Вырастешь
большой,
будешь
хороший и
баской
2
1
2
5
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
2
2
1
6
2
1
1
17
0
7
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС
Количество часов
№
п/
п
Тема урока
Всего
Контроль
ные
работы
Практи
ческие
работы
1
Архангельская область
– часть мира
1
1
2
Архангельская область
– ворота в Арктику
1
1
В глубь веков
3
1
В глубь веков
4
1
В глубь веков
5
1
В глубь веков
6
7
8
1
Искусство
Архангельской области
как часть мировой
культуры
Искусство
Архангельской области
как часть мировой
культуры
Гений земли русской
9
10
Гений земли русской
1
Дата
изучения
Форма занятия
беседа, работа с
текстом,
творческая работа
беседа, работа с
картой, групповая
работа
беседа, работа с
текстом,
творческая
работа, работа с
разными
источниками
беседа, работа с
текстом,
творческая работа
беседа, работа с
текстом,
творческая работа
беседа, работа с
текстом,
творческая работа
1
беседа, работа с
текстом,
творческая работа
1
беседа, работа с
текстом,
творческая работа
1
беседа, работа с
текстом,
творческая работа
1
беседа, работа с
Северяне – Победе!
11
1
Северяне – Победе!
12
1
1
Гордость твоя, Поморье
13
14
беседа, работа с
текстом, работа
со словарем,
творческая работа
1
Имен прекрасное
созвездье
1
1
15
Кладовая Севера
1
16
Здоровье – богатство на
все времена
1
1
1
1
17
7
Мы – северяне!
17
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
текстом,
творческая работа
беседа, работа с
текстом,
творческая работа
беседа, работа с
текстом,
творческая работа
беседа, работа с
текстом, работа с
таблицей,
творческая работа
беседа, работа с
текстом,
творческая работа
беседа, работа с
текстом,
творческая работа
беседа, работа с
текстом,
творческая работа
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Николаева Э.И., Полякова И.Р. и другие. Хрестоматия о Русском Севере «Морянка» Архангельск, АО ИППК РО, 2012 год.
«Словарь – справочник для младших школьников» - Архангельск 2011 год.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Николаева Э.И., Полякова И.Р. и другие. Хрестоматия о Русском Севере «Морянка» - Архангельск,
АО ИППК РО , 2012 год.
«Словарь – справочник для младших школьников» - Архангельск 2011 год.
Полякова И.Р. и другие. Рабочая тетрадь 2, 3, 4 классы – Архангельск, АО ИППК РО, 2013 год.
Программа по краеведению «Морянка» для учащихся 2-4 классов. – Архангельск, АО ИППК РО,
2010 год.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ