Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "БЕСТУЖЕВСКАЯ УЧРЕЖДЕНИЕ "БЕСТУЖЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА" ШКОЛА" Дата: 2023.10.24 14:50:02 +03'00' Устьянский муниципальный округ Архангельской области МБОУ "Бестужевская СОШ" филиал "Квазеньгская ООШ" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Морянка» для обучающихся 4 класса п.Квазеньга 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности краеведения «Морянка» составлена в целях реализации содержания образования краеведческой направленности на ступени начального общего образования (регионального содержания начального общего образования Архангельской области), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), с распоряжением Министерства образования, науки и культуры Архангельской области от 11.06.2010 № 645 «О введении курса краеведения «Морянка» в общеобразовательных учреждениях Архангельской области», с учетом методических рекомендаций по организации образовательного процесса по ФГОС на ступени начального общего образования в 2012-2013 учебном году (в части реализации регионального содержания начального общего образования) и на основе Программы по краеведению «Морянка» для обучающихся 2-4 классов, разработанной ГОУ АО ИППК РО(2010 г.), учебника «Морянка» Хрестоматия о Русском Севере: 2-4 классы, учебное пособие для учащихся 2-4 классов средних общеобразовательных школ/ Э.И.Николаева, И.Ф,Полякова – Архангельск: ГАОУ «АО ИППК РО», 2012, рабочей тетради «Морянка»: 2-4 классы, рабочая тетрадь для учащихся 2-4 классов средних общеобразовательных школ/ И.Ф,Полякова – Архангельск, 2012. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Морянка» Одним из условий воспитания младших школьников является формирование у каждого обучаемого системы знаний о родном крае, где младший школьник «через традиционную культуру народа своего региона входит в культуру России и общечеловеческую культуру». Основная идея курса - конкретизировать предметное содержание программ обязательной части федерального государственного образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутренних связей, возрастных особенностей, познавательных интересов младших школьников, проживающих на территории Архангельской области. Назначение данной программы – определить содержание работы с учащимися, направленное на приобщение учащихся к жизни и деятельности М.В. Ломоносова, удовлетворение их познавательных интересов, воспитание патриотических чувств и отношений. Программа «Морянка» направлена на то, чтобы в процессе обучения младшие школьники проявляли максимум самостоятельности в процессе накопления информации, осваивали способы деятельности и познания мира, испытывали интерес к культуре и истории родного края. Ломоносововедение направлено на общее развитие ребенка и позволяет решать задачи нравственного становления, осуществлять социальное развитие учащихся посредством познания многообразия окружающей действительности, знакомства с социальными ценностями и установками, помогает создать условия для реализации эстетического и эмоционального развития детей через выражение чувств и отношений к личности М.В. Ломоносова. Региональный учебно-методический комплект «Морянка», направлен на то, чтобы в процессе обучения младшие школьники проявляли максимум самостоятельности в процессе накопления информации, осваивали способы деятельности и познания мира, испытывали интерес к культуре и истории родного края. Для того, чтобы показать при каких условиях уроки, посвященные освоению краеведческого содержания, становятся средством развития детей, в рабочих тетрадях предусмотрены специальные рубрики. Новой и неосвоенной формой организации деятельности младших школьников является проектная задача. Проектная задача – это вид учебной задачи, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата (продукта), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение детей. Проектные задачи носят принципиально групповой характер. Задания являются теми отправными точками, которые задают стратегию её решения. Т.е. выполняя задание, дети осваивают шаги и компоненты проектной деятельности в учебном сотрудничестве. Успешность решения проектной задачи обеспечивается специальным подбором всех необходимых средств и материалов, используемых детьми в процессе работы. Эффект выполнения проектных задач проявляется в следующем. 1. При решении проектных задач создается реальная возможность организации коллективного взаимодействия учащихся, повышая при этом степень их самостоятельности и активности. 2. Через систему заданий ученики осваивают умения, необходимые в дальнейшем в проектной деятельности, и элементы исследования без явных указаний учителя. 3. Дает возможность наблюдать перенос детьми освоенных в ходе изучения предметного содержания способов действий в модельные ситуации, имитирующие жизненные. В ходе решения проектных задач школьники подготавливаются к участию в проекте, которые проводятся под руководством учителя во втором полугодии третьего класса. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Морянка» Содействовать формированию у младших школьников эмоционально насыщенного образа родного дома и начальных представлений о самобытности и значимости культуры малой родины, являющихся частью национальной культуры. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Морянка» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Курс представлен как самостоятельная единица образовательного процесса, обеспечивающая непрерывность образования детей 2-4 классов по краеведению. Программа рассчитана на три года обучения (2-4 классы) по 17 часов в год (1 час за две недели или по 0,5 часа в неделю) – всего 51 час за три года. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 4 КЛАСС 1. Вот она какая, дорогая Родина моя! (6 часов) Содружество стран Баренцева Евро-Арктического региона. Освоение Арктики. Северный морской путь. Известные исследователи Арктики (Василий Чичагов, Георгий Седов, Артур Чилингаров и др.). История Северного края: первые поселения. Заволочье. Первый морской порт России. Петр 1 в Архангельске. Новодвинская крепость. 2. Родом из Поморской славной стороны (2 часа) Каменное и деревянное зодчество: Соловки, Соловецкий монастырь, Малые Корелы. 3. Славные поморы (6 часов) М.В. Ломоносов – великий ученый, человек и гражданин. Вклад Архангельской области в победу в Великой Отечественной войне. Знаменитые земляки. Известные люди родного города. 4. Мой Север, скупой чародей! (1час) Природные богатства Архангельской области. 5. Вырастешь большой, будешь хороший и баской (2 часа) Паспорт здоровья юного северянина ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностными результатами изучения курса «Морянка» является формирование следующих умений: - осознание себя как гражданина России, чувство гордости за свой край и свою Родину; – любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; - положительное отношение и интерес к изучению жизни и деятельности М.В. Ломоносова; - осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями; - умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; - способность к самооценке. Метапредметными результатами изучения курса «Морянка» является формирование следующих умений: Регулятивные УДД: - способность принимать и сохранять цель познавательной деятельности; – работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Познавательные УДД: - находить необходимую информацию в различных источниках; - понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карты; – пользоваться словарями, справочниками; – осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи; – строить рассуждения; - выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Коммуникативные УДД: – сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре; – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. – высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметными результатами изучения курса «Морянка» является формирование следующих умений: – воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; – осознанно, правильно, выразительно читать вслух; - распознавать символы Архангельской области; - показывать на карте места, связанные с жизнью М.В. Ломоносова; - видеть особенности культуры и быта поморской семьи, профессий, характерных для северного края. 4 КЛАСС К концу обучения обучающийся научится: В результате освоения программы курса внеурочной деятельностикраеведения «Морянка» будут сформироваться личностные, метапредметные и предметные универсальные учебные действия. Личностные универсальные учебные действия У обучающихся будут сформированы: осознание себя как гражданина России, испытывающего чувство гордости за свой край и свою Родину; представление о любви к Родине, самопожертвовании, отваге, благородстве, талантливости, щедрости поморов; основы национального самосознания; положительное отношение и интерес к изучению природы, культуры и истории родного края; чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края; способность к самооценке; осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями. Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: принимать и сохранять цель познавательной деятельности; осуществлять пошаговый и итоговый контроль; следовать правилам; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, одноклассников, родителей и других людей. Обучающийся получит возможность научиться: самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы в работу. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: находить необходимую информацию в различных источниках; понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карты; выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов; моделировать различные ситуации, схемы, макеты; сравнивать и классифицировать изученные объекты; строить сообщения в устной и письменной форме. в разных видах, обобщать ее и использовать при выполнении заданий. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: строить монологическое высказывание; владеть диалогической формой коммуникации; сотрудничать с одноклассниками в ходе совместной деятельности. Предметные результаты Раздел 1. Вот она какая, дорогая родина моя! Обучающийся научится: описывать элементы герба и флага Архангельской области; объяснять значение символики Архангельской области; работать с текстом гимна Архангельской области, декламировать его; находить на карте Архангельскую область; определять на карте местонахождение городов Архангельской области, стран Баренцева региона; находить место изученных событий истории родного края на «ленте времени»; узнавать памятники истории и культуры родного края; рассказывать о достопримечательностях древних городов и сел Архангельской области, родного города; готовить небольшие сообщения о достопримечательностях родного края на основе дополнительной информации; описывать важные события из истории родного края; работать с различными источниками информации: находить нужную информацию об истории и культуре родного края. Раздел 2. Родом из Поморской славной стороны Обучающийся научится: видеть и воспринимать произведения культуры Архангельской области; узнавать выдающиеся культурно-исторические памятники родного края; называть имена выдающихся деятелей культуры родного края и осознавать их роль в развитии культуры нашей Родины; различать виды народного художественного ремесла; различать особенности северного народного костюма; воспринимать художественные произведения северных писателей и поэтов (Ф Абрамова, С. Писахова, Н. Рубцова и др.). находить в тексте изобразительные языковые средства, помогающие понять своеобразие художественных произведений о Русском Севере; использовать источники дополнительной информации для расширения знаний о культуре родного края; выполнять изделия декоративно-прикладного творчества. Раздел 3. Славные поморы Обучающийся научится: называть имена знаменитых людей родного края и осознавать их роль в его истории и культуре; называть и записывать фамилию, имя, отчество М.В.Ломоносова; временной период жизни; названия стран и городов, в которых учился Ломоносов; характеризовать основные этапы жизни великого ученого, человека, гражданина; нравственные качества, свойственные М.В.Ломоносову – человеку, ученому, гражданину России; рассказывать о жизни и деятельности М.В. Ломоносова; обмениваться мнениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края, известных людях Архангельской области. Находить эти сведения в источниках дополнительной информации. Раздел 4. Мой Север, скупой чародей! Обучающийся научится: понимать тексты о природе; называть характерные признаки сезонов года родного края и сопоставлять их с описанием времени года в творчестве поэтов, писателей и художников Севера; характеризовать природные сообщества родного края; называть и находить на карте водоёмы родного края; приводить примеры животных и растений родного края; группировать объекты природы по различным признакам; извлекать необходимую информацию о природе из дополнительных источников знаний; следовать правилам поведения в природе. Раздел 5. Вырастешь большой, будешь хороший и баской Обучающийся научится: составлять рассказы о семье: о членах семьи, семейных традициях, основных занятиях членов семьи в соответствии с учебной задачей; использовать для поиска необходимой информации различные доступные источники; участвовать в подвижных народных играх Русского Севера; обсуждать правила здорового образа жизни как способа проявления личной ответственности перед самим собой и своими близкими; следовать нормам здорового образа жизни. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС 6 3 Вот она какая, дорогая родина моя! Родом из Поморской славной стороны Славные поморы 1 4 Мой Север, скупой чародей! Вырастешь большой, будешь хороший и баской 2 1 2 5 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 2 2 1 6 2 1 1 17 0 7 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС Количество часов № п/ п Тема урока Всего Контроль ные работы Практи ческие работы 1 Архангельская область – часть мира 1 1 2 Архангельская область – ворота в Арктику 1 1 В глубь веков 3 1 В глубь веков 4 1 В глубь веков 5 1 В глубь веков 6 7 8 1 Искусство Архангельской области как часть мировой культуры Искусство Архангельской области как часть мировой культуры Гений земли русской 9 10 Гений земли русской 1 Дата изучения Форма занятия беседа, работа с текстом, творческая работа беседа, работа с картой, групповая работа беседа, работа с текстом, творческая работа, работа с разными источниками беседа, работа с текстом, творческая работа беседа, работа с текстом, творческая работа беседа, работа с текстом, творческая работа 1 беседа, работа с текстом, творческая работа 1 беседа, работа с текстом, творческая работа 1 беседа, работа с текстом, творческая работа 1 беседа, работа с Северяне – Победе! 11 1 Северяне – Победе! 12 1 1 Гордость твоя, Поморье 13 14 беседа, работа с текстом, работа со словарем, творческая работа 1 Имен прекрасное созвездье 1 1 15 Кладовая Севера 1 16 Здоровье – богатство на все времена 1 1 1 1 17 7 Мы – северяне! 17 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ текстом, творческая работа беседа, работа с текстом, творческая работа беседа, работа с текстом, творческая работа беседа, работа с текстом, работа с таблицей, творческая работа беседа, работа с текстом, творческая работа беседа, работа с текстом, творческая работа беседа, работа с текстом, творческая работа УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Николаева Э.И., Полякова И.Р. и другие. Хрестоматия о Русском Севере «Морянка» Архангельск, АО ИППК РО, 2012 год. «Словарь – справочник для младших школьников» - Архангельск 2011 год. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Николаева Э.И., Полякова И.Р. и другие. Хрестоматия о Русском Севере «Морянка» - Архангельск, АО ИППК РО , 2012 год. «Словарь – справочник для младших школьников» - Архангельск 2011 год. Полякова И.Р. и другие. Рабочая тетрадь 2, 3, 4 классы – Архангельск, АО ИППК РО, 2013 год. Программа по краеведению «Морянка» для учащихся 2-4 классов. – Архангельск, АО ИППК РО, 2010 год. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ