ВД Морянка 4

Подписано цифровой подписью:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "БЕСТУЖЕВСКАЯ
УЧРЕЖДЕНИЕ "БЕСТУЖЕВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"
ШКОЛА"
Дата: 2023.10.24 14:50:02 +03'00'

Устьянский муниципальный округ Архангельской области
МБОУ "Бестужевская СОШ" филиал "Квазеньгская ООШ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Морянка»
для обучающихся 4 класса

п.Квазеньга 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности краеведения «Морянка»
составлена в целях реализации содержания образования краеведческой
направленности на ступени начального общего образования (регионального
содержания начального общего образования Архангельской области), в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (2009 г.), с распоряжением Министерства
образования, науки и культуры Архангельской области от 11.06.2010 № 645 «О
введении курса краеведения «Морянка» в общеобразовательных учреждениях
Архангельской области», с учетом методических рекомендаций по организации
образовательного процесса по ФГОС на ступени начального общего образования в
2012-2013 учебном году (в части реализации регионального содержания начального
общего образования) и на основе Программы по краеведению «Морянка» для
обучающихся 2-4 классов, разработанной ГОУ АО ИППК РО(2010 г.), учебника
«Морянка» Хрестоматия о Русском Севере: 2-4 классы, учебное пособие для
учащихся 2-4 классов средних общеобразовательных школ/ Э.И.Николаева,
И.Ф,Полякова – Архангельск: ГАОУ «АО ИППК РО», 2012, рабочей тетради
«Морянка»: 2-4 классы, рабочая тетрадь для учащихся 2-4 классов средних
общеобразовательных школ/ И.Ф,Полякова – Архангельск, 2012.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Морянка»
Одним из условий воспитания младших школьников является формирование у
каждого обучаемого системы знаний о родном крае, где младший школьник «через
традиционную культуру народа своего региона входит в культуру России и
общечеловеческую культуру».
Основная идея курса - конкретизировать предметное содержание программ
обязательной части федерального государственного образовательного стандарта с
учетом межпредметных и внутренних связей, возрастных особенностей,
познавательных интересов младших школьников, проживающих на территории
Архангельской области.
Назначение данной программы – определить содержание работы с учащимися,
направленное на приобщение учащихся к жизни и деятельности М.В. Ломоносова,
удовлетворение их познавательных интересов, воспитание патриотических чувств и
отношений.
Программа «Морянка» направлена на то, чтобы в процессе обучения младшие
школьники проявляли максимум самостоятельности в процессе накопления
информации, осваивали способы деятельности и познания мира, испытывали интерес
к культуре и истории родного края.
Ломоносововедение направлено на общее развитие ребенка и позволяет решать задачи
нравственного становления, осуществлять социальное развитие учащихся посредством
познания многообразия окружающей действительности, знакомства с социальными
ценностями и установками, помогает создать условия для реализации эстетического и
эмоционального развития детей через выражение чувств и отношений к личности
М.В. Ломоносова.

Региональный учебно-методический комплект «Морянка», направлен на то, чтобы в
процессе обучения младшие школьники проявляли максимум самостоятельности в
процессе накопления информации, осваивали способы деятельности и познания мира,
испытывали интерес к культуре и истории родного края. Для того, чтобы показать при
каких условиях уроки, посвященные освоению краеведческого содержания,
становятся средством развития детей, в рабочих тетрадях предусмотрены специальные
рубрики.
Новой и неосвоенной формой организации деятельности младших школьников
является проектная задача.
Проектная задача – это вид учебной задачи, в которой через систему или набор
заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на
получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата
(продукта), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение детей.
Проектные задачи носят принципиально групповой характер.
Задания являются теми отправными точками, которые задают стратегию её решения.
Т.е. выполняя задание, дети осваивают шаги и компоненты проектной деятельности в
учебном сотрудничестве. Успешность решения проектной задачи обеспечивается
специальным подбором всех необходимых средств и материалов, используемых
детьми в процессе работы.
Эффект выполнения проектных задач проявляется в следующем.
1. При решении проектных задач создается реальная возможность организации
коллективного взаимодействия учащихся, повышая при этом степень их
самостоятельности и активности.
2. Через систему заданий ученики осваивают умения, необходимые в дальнейшем в
проектной деятельности, и элементы исследования без явных указаний учителя.
3. Дает возможность наблюдать перенос детьми освоенных в ходе изучения
предметного содержания способов действий в модельные ситуации, имитирующие
жизненные.
В ходе решения проектных задач школьники подготавливаются к участию в проекте,
которые проводятся под руководством учителя во втором полугодии третьего класса.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Морянка»
Содействовать формированию у младших школьников эмоционально насыщенного
образа родного дома и начальных представлений о самобытности и значимости
культуры малой родины, являющихся частью национальной культуры.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Морянка»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс представлен как самостоятельная единица образовательного процесса,
обеспечивающая непрерывность образования детей 2-4 классов по краеведению.
Программа рассчитана на три года обучения (2-4 классы) по 17 часов в год (1 час за
две недели или по 0,5 часа в неделю) – всего 51 час за три года.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС

1. Вот она какая, дорогая Родина моя! (6 часов)
Содружество стран Баренцева Евро-Арктического региона. Освоение Арктики.
Северный морской путь. Известные исследователи Арктики (Василий Чичагов,
Георгий Седов, Артур Чилингаров и др.). История Северного края: первые поселения.
Заволочье. Первый морской порт России. Петр 1 в Архангельске. Новодвинская
крепость.
2. Родом из Поморской славной стороны (2 часа)
Каменное и деревянное зодчество: Соловки, Соловецкий монастырь, Малые Корелы.
3. Славные поморы (6 часов)
М.В. Ломоносов – великий ученый, человек и гражданин. Вклад Архангельской
области в победу в Великой Отечественной войне. Знаменитые земляки. Известные
люди родного города.
4. Мой Север, скупой чародей! (1час)
Природные богатства Архангельской области.
5. Вырастешь большой, будешь хороший и баской (2 часа)
Паспорт здоровья юного северянина
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами изучения курса «Морянка» является формирование
следующих умений:
- осознание себя как гражданина России, чувство гордости за свой край и свою
Родину;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
- положительное отношение и интерес к изучению жизни и деятельности
М.В. Ломоносова;
- осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями;
- умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому;
чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию
собственной речи;
- способность к самооценке.
Метапредметными результатами изучения курса «Морянка» является формирование
следующих умений:
Регулятивные УДД:
- способность принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль.
Познавательные УДД:
- находить необходимую информацию в различных источниках;
- понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана,
карты;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
- выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов.

Коммуникативные УДД:
– сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметными результатами изучения курса «Морянка» является формирование
следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- распознавать символы Архангельской области;
- показывать на карте места, связанные с жизнью М.В. Ломоносова;
- видеть особенности культуры и быта поморской семьи, профессий, характерных для
северного края.

4 КЛАСС
К концу обучения обучающийся научится:
В результате освоения программы курса внеурочной деятельностикраеведения
«Морянка» будут сформироваться личностные, метапредметные и предметные
универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
 осознание себя как гражданина России, испытывающего чувство гордости за
свой край и свою Родину;
 представление о любви к Родине, самопожертвовании, отваге, благородстве,
талантливости, щедрости поморов;
 основы национального самосознания;
 положительное отношение и интерес к изучению природы, культуры и истории
родного края;
 чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного
края;
 способность к самооценке;
 осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями.
Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
 принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
 осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
 следовать правилам;
 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, одноклассников,
родителей и других людей.
Обучающийся получит возможность научиться:
 самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной
целью;
 самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и
вносить необходимые коррективы в работу.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
 находить необходимую информацию в различных источниках;
 понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана,
карты;
 выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных
текстов;
 моделировать различные ситуации, схемы, макеты;
 сравнивать и классифицировать изученные объекты;
 строить сообщения в устной и письменной форме.
 в разных видах, обобщать ее и использовать при выполнении заданий.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
 строить монологическое высказывание;
 владеть диалогической формой коммуникации;
 сотрудничать с одноклассниками в ходе совместной деятельности.
Предметные результаты
Раздел 1. Вот она какая, дорогая родина моя!
Обучающийся научится:
 описывать элементы герба и флага Архангельской области;
 объяснять значение символики Архангельской области;
 работать с текстом гимна Архангельской области, декламировать его;
 находить на карте Архангельскую область;
 определять на карте местонахождение городов Архангельской области, стран
Баренцева региона;

 находить место изученных событий истории родного края на «ленте времени»;
 узнавать памятники истории и культуры родного края;
 рассказывать о достопримечательностях древних городов и сел Архангельской
области, родного города;
 готовить небольшие сообщения о достопримечательностях родного края на
основе дополнительной информации;
 описывать важные события из истории родного края;
 работать с различными источниками информации: находить нужную
информацию об истории и культуре родного края.
Раздел 2. Родом из Поморской славной стороны
Обучающийся научится:
 видеть и воспринимать произведения культуры Архангельской области;
 узнавать выдающиеся культурно-исторические памятники родного края;
 называть имена выдающихся деятелей культуры родного края и осознавать их
роль в развитии культуры нашей Родины;
 различать виды народного художественного ремесла;
 различать особенности северного народного костюма;
 воспринимать художественные произведения северных писателей и поэтов (Ф
Абрамова, С. Писахова, Н. Рубцова и др.).
 находить в тексте изобразительные языковые средства, помогающие понять
своеобразие художественных произведений о Русском Севере;
 использовать источники дополнительной информации для расширения знаний
о культуре родного края;
 выполнять изделия декоративно-прикладного творчества.
Раздел 3. Славные поморы
Обучающийся научится:
 называть имена знаменитых людей родного края и осознавать их роль в его
истории и культуре;
 называть и записывать фамилию, имя, отчество М.В.Ломоносова; временной
период жизни; названия стран и городов, в которых учился Ломоносов;
 характеризовать основные этапы жизни великого ученого, человека,
гражданина; нравственные качества, свойственные М.В.Ломоносову –
человеку, ученому, гражданину России;
 рассказывать о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;
 обмениваться мнениями, полученными в ходе бесед со старшими членами
семьи, земляками о прошлом родного края, известных людях Архангельской
области. Находить эти сведения в источниках дополнительной информации.
Раздел 4. Мой Север, скупой чародей!
Обучающийся научится:
 понимать тексты о природе;

 называть характерные признаки сезонов года родного края и сопоставлять их с
описанием времени года в творчестве поэтов, писателей и художников Севера;
 характеризовать природные сообщества родного края;
 называть и находить на карте водоёмы родного края;
 приводить примеры животных и растений родного края;
 группировать объекты природы по различным признакам;
 извлекать необходимую информацию о природе из дополнительных
источников знаний;
 следовать правилам поведения в природе.
Раздел 5. Вырастешь большой, будешь хороший и баской
Обучающийся научится:
 составлять рассказы о семье: о членах семьи, семейных традициях, основных
занятиях членов семьи в соответствии с учебной задачей;
 использовать для поиска необходимой информации различные доступные
источники;
 участвовать в подвижных народных играх Русского Севера;
 обсуждать правила здорового образа жизни как способа проявления личной
ответственности перед самим собой и своими близкими;
 следовать нормам здорового образа жизни.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
6

3

Вот она какая,
дорогая родина
моя!
Родом из
Поморской
славной стороны
Славные поморы

1

4

Мой Север,
скупой чародей!
Вырастешь
большой,
будешь
хороший и
баской

2

1

2

5

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

2
2

1
6

2
1

1

17

0

7

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС
Количество часов

№
п/
п

Тема урока

Всего

Контроль
ные
работы

Практи
ческие
работы

1

Архангельская область
– часть мира

1

1

2

Архангельская область
– ворота в Арктику

1

1

В глубь веков
3

1

В глубь веков
4

1
В глубь веков

5

1
В глубь веков

6

7

8

1
Искусство
Архангельской области
как часть мировой
культуры
Искусство
Архангельской области
как часть мировой
культуры
Гений земли русской

9
10

Гений земли русской

1

Дата
изучения

Форма занятия

беседа, работа с
текстом,
творческая работа
беседа, работа с
картой, групповая
работа
беседа, работа с
текстом,
творческая
работа, работа с
разными
источниками
беседа, работа с
текстом,
творческая работа
беседа, работа с
текстом,
творческая работа
беседа, работа с
текстом,
творческая работа

1

беседа, работа с
текстом,
творческая работа

1

беседа, работа с
текстом,
творческая работа

1

беседа, работа с
текстом,
творческая работа

1

беседа, работа с

Северяне – Победе!
11

1
Северяне – Победе!

12

1

1

Гордость твоя, Поморье
13

14

беседа, работа с
текстом, работа
со словарем,
творческая работа

1
Имен прекрасное
созвездье

1

1

15

Кладовая Севера

1

16

Здоровье – богатство на
все времена

1

1

1

1

17

7

Мы – северяне!
17
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

текстом,
творческая работа
беседа, работа с
текстом,
творческая работа
беседа, работа с
текстом,
творческая работа

беседа, работа с
текстом, работа с
таблицей,
творческая работа
беседа, работа с
текстом,
творческая работа
беседа, работа с
текстом,
творческая работа
беседа, работа с
текстом,
творческая работа

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Николаева Э.И., Полякова И.Р. и другие. Хрестоматия о Русском Севере «Морянка» Архангельск, АО ИППК РО, 2012 год.
«Словарь – справочник для младших школьников» - Архангельск 2011 год.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Николаева Э.И., Полякова И.Р. и другие. Хрестоматия о Русском Севере «Морянка» - Архангельск,
АО ИППК РО , 2012 год.
«Словарь – справочник для младших школьников» - Архангельск 2011 год.
Полякова И.Р. и другие. Рабочая тетрадь 2, 3, 4 классы – Архангельск, АО ИППК РО, 2013 год.
Программа по краеведению «Морянка» для учащихся 2-4 классов. – Архангельск, АО ИППК РО,
2010 год.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».