Устьянский муниципальный округ Архангельской области
МБОУ "Бестужевская СОШ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Практикум по русскому языку»
для обучающихся 10 -11класса
с. Бестужево, 2025 г.
Содержание курса 10 кл.
В программе курса рассматриваются основные принципы построения сочинениярассуждения
Особенностью этого курса является его ориентированность на совершенствование умений
учащихся в области письменной речи.
Данный курс позволяет работать над развитием умения воспринимать и понимать
первичный текст, умения выражать собственное мнение, доказывать его, используя
примеры читательского и жизненного опыта. На занятиях предусматривается как
индивидуальная, так и групповая, парная деятельность учащихся.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в
ней отводится углублению знаний учащихся по теме «Теория и практика написания
сочинений».
Попутно повторяются и закрепляются трудные случаи правописания, пунктуации.
Должное внимание уделяется лингвистическому анализу текста.
Актуальность данного учебного курса заключается в том, что полученные знания
позволяют обучающимся развить культуру читательского восприятия текста, формируют
умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом
задач общения. Также курс помогает получить дополнительную подготовку к экзамену по
русскому языку.
Почти на каждом занятии предусматривается двусторонний подход:
1) Теоретическая часть (изучение требований, разбор трудных вопросов)
2) Практическая часть (отработка необходимых навыков).
Программа рассчитана на 17 ч. (0,5 ч).
Содержание курса 11 кл.
Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов,
сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и
углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических
навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам
средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает
использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
Актуальность выбора данного предмета обусловлена тем, что новая форма итоговой
аттестации – единый государственный экзамен – требует своей технологии выполнения
заданий, а значит – своей методики подготовки. Работа с тестами требует постоянного,
активного, дифференцированного тренинга.
Орфографические нормы (4 ч.) Принципы русской орфографии. Правописание корней.
Безударные гласные корня. Правописание приставок. Гласные и, ы после приставок.
Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов
глаголов и глагольных форм. Правописание суффиксов. Слитные, раздельные и дефисные
написания. Н – нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание не с
различными частями речи. Правописание служебных слов.
Пунктуационные нормы (4 ч.)
Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи
пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с
однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки
препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными
с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном
предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном
предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами
связи.
Текст (6 ч.)
Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста.
Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логикосмысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте.
Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка
письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи. (5 ч.)
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение
ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили речи (6 ч.)
Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение
ошибок при определении стиля текста..
Изобразительно-выразительные средства языка. (4 ч.)
Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические
фигуры.
Коммуникативная компетенция (4 ч.)
Информационная обработка текста. Употребление языковых средств.
Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила
использования аргументов. Источники аргументации.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические
ошибки, их характеристика и предупреждение.
Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их
предупреждение.
Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных,
языковых, речевых, этических, фактологических норм.
Программа рассчитана на 1 год обучения: 17 ч. (0,5 ч)
Планируемые предметные результаты 10 кл
Личностные:
- формирование целостного мировоззрения при чтении и анализе классической
художественной литературы;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России.
Метапредметные :
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата.
- Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и
познавательных задач.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами:
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и
составлять тексты в письменной форме.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Предметные:
- Уметь создавать собственные сочинения-рассуждения;
- Обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более
высоких результатов;
- Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом,
способного аргументировать своё мнение
- Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую
в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления.
Планируемые предметные результаты 11 кл.
Личностные:
— развитие любознательности, сообразительности при выполнении заданий
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать
трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
— воспитание чувства справедливости, ответственности;
— развитие самостоятельности суждений;
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
– проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных
целей;
Метапредметные :
– находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
– сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения
конкретного задания;
– организовывать самостоятельную деятельность
–планировать собственную деятельность, распределяя нагрузку и отдых в процессе ее
выполнения;
– анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения;
- участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение,
аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в
пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный результат с заданным условием;
Предметные:
- повышение мотивации учащихся на учебную деятельность;
- умение не только констатировать те или иные языковые явления, но и объяснять их;
- повышение орфографической и пунктуационной грамотности
-расширение представлений о роли русского языка в современном мире, его основных
функциях, взаимосвязи языка и культуры, языка и общества;
- углубление знаний об основных уровнях и единицах языка
- овладение орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, грамматическими,
орфографическими и пунктуационными нормами русского литературного языка и
использование их в речевой практике; систематизация орфографических и
пунктуационных правил;
- овладение основными стилистическими ресурсами русского языка и углубление
представлений о выразительных возможностях фонетических, лексических и
грамматических средств;
Тематическое планирование курса 10 кл
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Раздел 1. Введение
Количествочасов
Электронные (цифровые)
образовательные
ресурсы
Форма
проведения
занятия.
1
Структура
сочинениярассуждения.
Критерии оценивания
задания 27.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaacd7a
Работа по
карточкам
2.1
Первоначальная
работа с текстом.
Тема текста.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
Заполнение
таблиц
2.2
Типы проблем.
Способы выявления
проблемы.
Формулирование
проблем исходного
текста.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab2c48
Самостоятельная работа
1.1
Раздел 2.
Проблема текста
3
Типовые конструкции
(клише) для
формулирования
проблемы. Типичные
ошибки при
формулировании
проблемы.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab2c48
Работа по
карточкам
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
Заполнение
таблиц
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaacd7a
Заполнение
таблиц
5.1
Аргументация
собственного мнения.
Виды аргументов.
Структура аргумента.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaacef6
Работа по
карточкам
5.2
Аргументы на основе
читательского опыта.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
Заполнение
таблиц
2.3
Раздел 3.
Комментарий к
проблеме
3.1
Комментарий к
сформулированной
проблеме. Типы
информации в тексте.
Типовые конструкции
(клише) для
комментирования
проблемы. Введение
цитат в текст
сочинения.
Раздел 4. Авторская
позиция
4.1
1
1
Авторская позиция.
Автор и рассказчик.
Типовые конструкции
для выражения
авторской позиции.
Типичные ошибки
при формулировании
позиции автора.
Раздел 5.
Аргументация
собственного
мнения
4
5.3
Аргументы на основе
жизненного опыта.
Типичные ошибки
аргументации.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaacef6
5.4
Практическая работа.
Определение
собственного мнения
по проблеме,
написание
аргументов.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaacd7a
Раздел 6.
Композиция
сочинения
Самостоятельная работа
Урок –
практикум
3
6.1
Композиция
сочинения. Основные
средства связи между
предложениями в
тексте.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaacd7a
6.2
Виды и формы
вступления.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaacef6
6.3
Виды заключения.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaacd7a
Работа по
карточкам
7.1
Речевое оформление
сочинения.
Грамматические
ошибки и речевые
ошибки.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaacd7a
Работа по
карточкам
7.2
Логические и
фактические ошибки.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
Самостоятельная работа
7.3
Практическая работа.
Написание сочинения
по прочитанному
тексту.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaacef6
7.5
Практическая работа.
Анализ ошибок
сочинениярассуждения.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
Раздел 7. Речевое
оформление
сочинения
Работа по
карточкам
4
Урок –
практикум
Урок –
практикум
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 кл.
№
п/п
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
2.1
2.2
2.3
Наименование
разделов и тем
программы
Раздел
1.Орфографические
нормы
Правописание корней.
Безударные гласные
корня.
Гласные и, ы после
приставок.
–Н- и –НН- в суффиксах
различных частей речи;
правописание суффиксов
различных частей речи
(кроме –Н-/-НН-);
Слитное и раздельное
написание не с
различными частями
речи. Правописание
служебных слов.
Слитное, дефисное и
раздельное написание
омонимичных слов и
сочетаний слов.
Раздел 2.
Пунктуационные нормы
Пунктуация в простом
предложении: знаки
препинания в
предложениях с
однородными членами,
при обособленных
членах;
Знаки препинания в
предложениях со словами
и конструкциями,
грамматически не
связанными с членами
предложения.
Пунктуация в сложных
предложениях: Сложное
предложение с разными
Количествочасов
Электронные (цифровые)
образовательные
ресурсы
Форма
проведения
занятия.
5 ч.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
Самостоятельная работа
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab318e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
Работа по
карточкам
Самостоятельная работа
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab318e
Работа по
карточкам
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
Урок –
практикум
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
Урок –
практикум
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
Работа по
карточкам
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab318e
Самостоятельная работа
1
3 ч.
3.1
3.2
4.1
5.1
6.1
видами связи.
Раздел 3.Текст
Структура, языковое
оформление. Смысловая и
композиционная
целостность текста.
Последовательность
предложений в тексте.
Разноаспектный анализ
текста. Логикосмысловые отношения
между частями
микротекста. Средства
связи предложений в
тексте.
Раздел 4.
Функциональносмысловые типы речи.
Функциональносмысловые типы речи, их
отличительные признаки.
Раздел 5.
Функциональные стили
речи
Функциональные стили
речи, их основные
особенности: назначение
каждого из стилей, сфера
использования.
Раздел 6.
Изобразительновыразительные средства
языка
Изобразительновыразительные средства
языка.
Раздел 7. Сочинениерассуждение
2 ч.
1
1
Работа по
карточкам
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab318e
Урок –
практикум
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
Самостоятельная работа
1 ч.
1
1 ч.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab318e
Самостоятельная работа
1 ч.
1
4 ч.
7.1
Коммуникативный
уровень выполнения
экзаменационной работы.
Требования к письменной
работе выпускника
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab318e
Работа по
карточкам
(критерии содержания,
композиция, речевое
оформление, грамотность)
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
Урок –
практикум
7.1
Аргументация
собственного мнения по
проблеме. Формы
аргументации. Правила
использования
аргументов. Источники
аргументации. Смысловая
цельность, речевая
связность и
последовательность
изложения. Логические
ошибки, их
характеристика и
предупреждение.
1
7.2
Абзацное членение,
типичные ошибки в
абзацном членении
письменной работы, их
предупреждение.
Точность и
выразительность речи.
Соблюдение
орфографических,
пунктуационных,
языковых, речевых,
этических,
фактологических норм.
Требования к точности и
выразительности речи
экзаменационной работы.
Речевые ошибки и
недочёты. Фактические
ошибки.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab318e
Урок –
практикум
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab2c48
Урок –
практикум
7.3
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 кл.
№
Тема занятия
п/п
Кол-во
занятий
1
Структура сочинения-рассуждения. Критерии оценивания задания 27.
1
2
Первоначальная работа с текстом. Тема текста.
1
3
Типы проблем. Способы выявления проблемы. Формулирование проблем
исходного текста.
1
4
1
Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы. Типичные
ошибки при формулировании проблемы.
5
Комментарий к сформулированной проблеме. Типы информации в тексте.
Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы. Введение
цитат в текст сочинения.
1
6
Авторская позиция. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для
выражения авторской позиции. Типичные ошибки при формулировании
позиции автора.
1
7
Аргументация собственного мнения. Виды аргументов. Структура аргумента.
1
8
Аргументы на основе читательского опыта.
1
9
Аргументы на основе жизненного опыта. Типичные ошибки аргументации.
1
10
Практическая работа. Определение собственного мнения по проблеме,
написание аргументов.
1
11
1
Композиция сочинения. Основные средства связи между предложениями в
тексте.
12
Виды и формы вступления.
1
13
Виды заключения.
1
14
Речевое оформление сочинения. Грамматические и речевые ошибки.
1
15
Логические и фактические ошибки.
16
Практическая работа. Написание сочинения по прочитанному тексту.
1
17
Практическая работа. Анализ ошибок сочинения-рассуждения.
1
Поурочное планирование 11 кл.
№ п/п
Тема занятия
I
1
2
3
Орфографические нормы
Правописание корней. Безударные гласные корня.
Гласные и, ы после приставок.
–Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи;
правописание суффиксов различных частей речи (кроме
–Н-/-НН-);
Слитное и раздельное написание не с различными
частями речи. Правописание служебных слов.
Слитное, дефисное и раздельное написание
омонимичных слов и сочетаний слов.
4
5
II
6
7
8
III
Кол-во часов
5
1
1
1
1
1
3
Пунктуационные нормы
Пунктуация в простом предложении: знаки препинания
в предложениях с однородными членами, при
обособленных членах;
Знаки препинания в предложениях со словами и
конструкциями, грамматически не связанными с
членами предложения.
Пунктуация в сложных предложениях: Сложное
предложение с разными видами связи.
Текст
1
1
1
2
9
Структура, языковое оформление. Смысловая и
композиционная целостность текста.
1
10
Последовательность предложений в тексте.
Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые
отношения между частями микротекста. Средства связи
предложений в тексте.
Функционально-смысловые типы речи.
1
1
IV
1
11
Функционально-смысловые типы речи, их
отличительные признаки.
V
Функциональные стили речи
2
Функциональные стили речи, их основные особенности:
назначение каждого из стилей, сфера использования.
2
12,13
1
VI
Изобразительно-выразительные средства языка
1
Речь. Изобразительно-выразительные средства языка.
14
Сочинение-рассуждение
3
Аргументация собственного мнения по проблеме.
Формы аргументации. Правила использования
аргументов. Источники аргументации. Смысловая
цельность, речевая связность и последовательность
изложения. Логические ошибки, их характеристика и
предупреждение.
Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном
членении письменной работы, их предупреждение.
Точность и выразительность речи. Соблюдение
орфографических, пунктуационных, языковых,
речевых, этических, фактологических норм.
1
VII
15
16
1
17
Требования к точности и выразительности речи
экзаменационной работы. Речевые ошибки и недочёты.
Фактические ошибки.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
«Русский язык. Единый государственный экзамен. Учимся писать сочинение.»
С.В.Драбкина, Д.И.Субботин.,М.,»Интеллект-Центр» 2019 г.
1.Маслова О.В.,Добрусина С.В. Методические рекомендации для учителя по подготовке
к ЕГЭ по русскому языку. – Севастополь, ГАОУ ПО ИРО, 2021.
2. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г., Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной
подготовки: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2011.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. http://www.fipi.ru
2. http://www.ege.edu.ru