МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Архангельской области
Устьянский муниципальный округ Архангельской области
МБОУ "Бестужевская СОШ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММ
Учебного курса «Соловки – жемчужина Севера»
для обучающихся 6 класса
Бестужево 2025 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Соловки – жемчужина Севера» составлена в
целях реализации содержания образования краеведческой направленности на уровне
основного общего образования, для обучающихся 6 класса.
Цель учебного курса – формирование у обучающихся целостной картины истории
Соловков и вклада Соловецкого монастыря, жителей архипелага в общероссийскую
историю и культуру.
Рабочая программа включает:
- содержание учебного курса;
-планируемые результаты освоения программы по учебному курсу;
- тематическое планирование.
Содержание учебного курса
Тема 1. Основные географические сведения о территории
Географическое положение архипелага. История исследования.
Тема 2. Природа
Геология и рельеф. Климат Соловецкого архипелага. Прибрежные воды Белого моря.
Внутренние воды. Растительность. Почвы. Животный мир.
Тема 3. Природные комплексы
Природные зоны. Охрана природы. Природное наследие.
Планируемые результаты учебного курса
Личностные
*формирование интереса к изучению истории родного края, уважения к символам России,
государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам;
*осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству;
*осознание ценности жизни и необходимости её сохранения, представление об идеалах
гармоничного физического и духовного развития человека.
Метапредметные
*систематизировать и обобщать исторические факты в форме таблиц, схем и т.д.
*сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия, формулировать и
обосновывать выводы;
*осуществлять анализ информации, извлекать информацию из источника;
* устанавливать
причинно-следственные
связи
в
ситуациях,
поддающихся
непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
*участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и
сходство высказываемых оценок
Предметные
Объяснять влияние изученных географических объектов и явлений на качество жизни
человека и качество окружающей среды.
Классифицировать географические объекты и явления на основе их известных характерных
свойств.
Использовать географические
знания
разнообразных
процессов
явлений
и
для
в
описания
существенных
повседневной
жизни,
признаков
положения
и
взаиморасположения объектов и явлений в пространстве.
Представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического
описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практикоориентированных задач.
Оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в
разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Применять системы знаний об основных географических закономерностях
Тематическое планирование
№
Раздел и тема
Кол-во
урока
ЭОР
часов
Тема
1.
Основные 2
географические
сведения
о
https://infourok.ru/prezent
okruzhayuschemu-miru-
территории
aciya-ponash-
severniy-kray-dlya- kl-301347.html
1
Географическое положение
2
Территория.
1
Административно- 1
территориальное деление
Тема 2. Природа
10
https://www.youtube.com/watch?v=Sl
6xInPq Hcs
3
Геологическое строение
1
4
Рельеф
1
5,6
Полезные ископаемые
2
7
Климат. Изменение климата
1
8
Воды суши. Реки и озёра
1
9
Болота,
подземные
воды, 1
многолетняя мерзлота, ледники
10,11
Растительность и почва
2
12
Животный мир
1
Тема 3. Природные комплексы
5
13
Природные зоны
1
14
Островные
природные 1
комплексы
15
Материковые
природные 1
комплексы
16
Моря
17
Итоговый
урок
«Природа»
и
комплексы»
1
по
темам 1
«Природные