Рабочая программа курса внеурочной деятельности Морянка 1-4 кл

Устьянский муниципальный округ Архангельской области
МБОУ "Бестужевская СОШ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Морянка»
для обучающихся 1-4 классов

с. Бестужево, 2025 год

Содержание курса внеурочной деятельности
1.«Вот она какая, дорогая родина моя» - посвящена истории родного края и направлена
на становление личности, принимающей близко к сердцу судьбу малой родины.
2.»Родом из поморской славной стороны» - приобщает детей к самобытной культуре,
духовным традициям Русского Севера.
3.»Славные поморы» - знакомит школьников со знаменитыми и талантливыми людьми
нашего края, с теми, кто в годы Великой Отечественной войны ковал победу нашей
Родины, и способствует формированию нравственного идеала поморов.
4.»Мой Север, скупой чародей» - помогает учащимся всмотреться в окружающую жизнь
глазами художников, писателей, поэтов, музыкантов, ощутить себя частицей малой
родины; задуматься не только о пользе, но и красоте родной природы; понять, что
природу надо любить и охранять.
5.»Вырастешь большой, будешь хороший и баской» - посвящена самому школьнику,
растущему и развивающемуся на основе общечеловеческих и национальных ценностей.

Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса внеурочной деятельности
В результате освоения программы факультативного курса краеведения «Морянка»
будут сформироваться личностные, метапредметные и предметные универсальные
учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
осознание себя как гражданина России, испытывающего чувство гордости за свой край
и свою Родину;
представление о любви к Родине, самопожертвовании, отваге, благородстве,
талантливости, щедрости поморов;
основы национального самосознания;
положительное отношение и интерес к изучению природы, культуры и истории
родного края;
чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
способность к самооценке;
осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями.
Обучающийся получит возможность для формирования:
интереса к изучению истории своего края;
чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в паре или в
группе;
осознанного положительного отношения к культурным ценностям родного края;
умения оценивать свои эмоциональные реакции;
эмпатии как осознанного понимания чувств своих близких и др. людей,
сопереживания им.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
следовать правилам;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, одноклассников, родителей
и других людей.
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить
необходимые коррективы в работу.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
находить необходимую информацию в различных источниках;
понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карты;
выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
моделировать различные ситуации, схемы, макеты;
сравнивать и классифицировать изученные объекты;
строить сообщения в устной и письменной форме.
Обучающийся получит возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать ее и
использовать при выполнении заданий.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
строить монологическое высказывание;
владеть диалогической формой коммуникации;
сотрудничать с одноклассниками в ходе совместной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
распределять обязанности при работе в группе;
учитывать мнение партнера;
аргументировано критиковать допущенные ошибки;
обосновывать своё решение.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Раздел 1. Вот она какая, дорогая родина моя!
Обучающийся научится:
описывать элементы герба и флага Архангельской области;
объяснять значение символики Архангельской области;
работать с текстом гимна Архангельской области, декламировать его;
находить на карте Архангельскую область;
определять на карте местонахождение городов Архангельской области, стран
Баренцева региона;
находить место изученных событий истории родного края на «ленте времени»;
узнавать памятники истории и культуры родного края;
рассказывать о достопримечательностях древних городов и сел Архангельской
области, родного города;
готовить небольшие сообщения о достопримечательностях родного края на основе
дополнительной информации;
описывать важные события из истории родного края;

работать с различными источниками информации: находить нужную информацию об
истории и культуре родного края.
Обучающийся получит возможность научиться:
ориентироваться в важнейших для края событиях и фактах прошлого и настоящего;
оценивать их возможное влияние на будущее.
Раздел 2. Родом из Поморской славной стороны
Обучающийся научится:
видеть и воспринимать произведения культуры Архангельской области;
узнавать выдающиеся культурно-исторические памятники родного края;
называть имена выдающихся деятелей культуры родного края и осознавать их роль в
развитии культуры нашей Родины;
различать виды народного художественного ремесла;
различать особенности северного народного костюма;
воспринимать художественные произведения северных писателей и поэтов (Ф
Абрамова, С. Писахова, Н. Рубцова и др.).
находить в тексте изобразительные языковые средства, помогающие понять
своеобразие художественных произведений о Русском Севере;
использовать источники дополнительной информации для расширения знаний о
культуре родного края;
выполнять изделия декоративно-прикладного творчества.
Обучающийся получит возможность:
осознавать, что произведения искусства во все времена украшали повседневную жизнь
северян.
Раздел 3. Славные поморы
Обучающийся научится:
называть имена знаменитых людей родного края и осознавать их роль в его истории и
культуре;
называть и записывать фамилию, имя, отчество М.В.Ломоносова; временной период
жизни; названия стран и городов, в которых учился Ломоносов;
характеризовать основные этапы жизни великого ученого, человека, гражданина;
нравственные качества, свойственные М.В.Ломоносову – человеку, ученому, гражданину
России;
рассказывать о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;
обмениваться мнениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи,
земляками о прошлом родного края, известных людях Архангельской области. Находить
эти сведения в источниках дополнительной информации.
Обучающийся получит возможность:
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека и его
созидательной деятельности на благо семьи, родного края, страны;
осознавать героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества.
Раздел 4. Мой Север, скупой чародей!
Обучающийся научится:
понимать тексты о природе;
называть характерные признаки сезонов года родного края и сопоставлять их с
описанием времени года в творчестве поэтов, писателей и художников Севера;
характеризовать природные сообщества родного края;
называть и находить на карте водоёмы родного края;
приводить примеры животных и растений родного края;

группировать объекты природы по различным признакам;
извлекать необходимую информацию о природе из дополнительных источников
знаний;
следовать правилам поведения в природе.
Обучающийся получит возможность:
анализировать влияние человека на природу родного края.
Раздел 5. Вырастешь большой, будешь хороший и баской
Обучающийся научится:
составлять рассказы о семье: о членах семьи, семейных традициях, основных занятиях
членов семьи в соответствии с учебной задачей;
использовать для поиска необходимой информации различные доступные источники;
участвовать в подвижных народных играх Русского Севера;
обсуждать правила здорового образа жизни как способа проявления личной
ответственности перед самим собой и своими близкими;
следовать нормам здорового образа жизни.
Обучающийся получит возможность:
осознавать ценность семьи, родного дома и необходимость нести ответственность за
своих родных и близких.
Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
В результате изучения программы «Морянка» ученик 2 класса будет знать:
- название области, областного города, города (села), в котором проживает;
- родственные связи в семье;
-малые фольклорные формы (колыбельные, пестушки, заклички, считалки), знать 1-2 из
них наизусть;
- виды народного художественного ремесла (каргопольская игрушка, пряничное дело,
лоскутное шитьё);
- фамилию, имя, отчество М.В.Ломоносова; временной период жизни (сейчас, давно,
очень давно); название малой родины М.В.Ломоносова; основные занятия членов семьи;
каким был Михайло Ломоносов в детские и отроческие годы, где и как учился читать,
писать, считать; как относился к учению;
- северных писателей и поэтов (Ф.Абрамов, С. Писахов, Н Рубцов);
- виды транспорта Архангельской области;
- подвижные народные игры Русского Севера (не менее 2);
Уметь:
- приводить примеры видов народных художественных ремёсел (каргопольская игрушка,
пряничное дело, лоскутное шитьё);
- соблюдать правила подвижных народных игр Русского Севера;
- находить в тексте изобразительные языковые средства, помогающие понять своеобразие
художественных произведений о Русском Севере;
- называть характерные признаки сезонов года родного края;
Иметь представления:
- о любви к родному дому, об ответственности за родных и близких.
В результате изучения программы «Морянка» ученик 3 класса будет знать:
- символику родного края;
- древние города и сёла Архангельской области, их достопримечательности;

- особенности северного народного костюма;
- имена выдающихся деятелей науки и культуры родного края (не менее 3);
- названия стран, в которых проходило обучение М.В.Ломоносова, основные события в
годы его учения;
- географическое положение Архангельской области;
- основные водоёмы родного края;
- основные виды профессий нашего края;
Уметь:
- объяснять значение символики Архангельской области;
- записывать названия стран, и отдельных городов, в которых учился М.В.Ломоносов;
- правильно вести себя в природе;
- приводить примеры животных и растений родного края;
- соблюдать правила здорового питания;
Иметь представления:
- о сметливости, талантливости, щедрости и великодушии поморов;
- о творчестве музыкантов, художников Севера.

В результате изучения программы «Морянка» ученик 4 класса будет знать:
- важные события в истории родного края (освоение Севера, освоение Архангельска,
пребывание Петра 1 на Севере, битва у Новодвинской крепости, участие жителей
Архангельской области в Великой Отечественной войне, освоение Арктики);
- культурно-исторические центры Архангельской области;
- имена выдающихся деятелей истории, науки и культуры родного края (не менее 5);
- основные этапы жизни великого учёного, человека, гражданина, причины проявления
интереса народов мира к жизни и деятельности М.В.Ломоносова, нравственные качества,
свойственные М.В.Ломоносову – человеку, учёному, гражданину России;
- нормы здорового образа жизни;
Уметь:
- использовать источники дополнительной информации;
- узнавать выдающиеся памятники истории и культуры родного края;
- рассказывать о жизни и деятельности М.В.Ломоносова;
Иметь представления:
- о самопожертвовании, отваге, благородстве, чести, любви к Родине;
- о содружестве жителей Архангельской области и стран Баренцева Евро-Арктического
региона.
Тематическое планирование
2 класс
№п/п

1.
2.

Тема

КолЭОР
во
часов
https://ppt-online.org/1043390
Всякому
мила
1
своя сторона
Наш Северный
1
https://studylib.ru/doc/4753699/край
svoya-igra--po-kraevedcheskomu-

Форма
проведения
занятия
Виртуальная
экскурсия
Игра
–
соревнование
«Знаем ли мы

kursu--moryanka-

3.

4.

5.

Людям
потешение,
всему свету
удивление
Людям
потешение,
всему свету
удивление
Времена года
Севере

на

1

свой край?»
Беседа

https://urok.1sept.ru/articles/637806

на
на

1

https://infourok.ru/prezentaciya-kkursu-moryanka-lesnie-bogatstva1782277.html

1

https://nsportal.ru/npospo/obrazovanie-ipedagogika/library/2015/10/19/po
ezdka-v-selo-nenoksa

Творческая
работа

на
на

Беседа, работа
с
иллюстрациями

https://multiurok.ru/files/drevniegoroda-i-siola-severa.html

https://www.culture.ru/materials/2
53288/kargopolskaya-igrushka
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

№п/п

1.

Мальчик
из
Холмогор
Мальчик
из
Холмогор
Времена года на
Севере
Животные
нашего края
Растения нашего
края
Времена года на
Севере
Родной очаг
Родной очаг

1

Всякому
дню
забота своя.
Путь-дорога
Если
хочешь
быть здоров
Времена года на
Севере

1

Работа
с
иллюстрациями
Беседа
Творческая
работа
Беседа

1
1

Беседа
Практикум

1

Экскурсия

1
1
1
1
1
1
1

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС
Тема
Коли Электронные
чест цифровые
образовательны
во
часо е ресурсы
в
Север синий на краю России
1

Просмотр
видео, беседа
Просмотр
видео, беседа
Экскурсия
Просмотр
видео
Беседа

Форма
проведения
занятия
Виртуальная

2.

Древние города и сёла Севера

1

3.

Древние города и сёла Севера

1

4.
5.
6.

М.В.Ломоносов – путь в науку
М.В.Ломоносов – путь в науку
Как рукодельница семью
одевала
Архангельская земля богата
талантами
Архангельская земля богата
талантами
Архангельская земля богата
талантами
Архангельская земля богата
талантами
Архангельская земля богата
талантами
Водоёмы нашего края

1
1
1

1

14.

Болота и луга как сообщества
нашего края
Лесные богатства нашего края

15.
16.

Природа в опасности!
А профессий на Севере немало

1
1

17.

Здоровью цены нет

1

7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

1

экскурсия
Виртуальная
экскурсия
Просмотр
видео,беседа
Беседа
https://studylib.ru/doc/47 Беседа
53699/-svoya-igra--po- Творческая работа
https://pptonline.org/1043390

kraevedcheskomu-kursu-moryankaБеседа

1

https://urok.1sept.ru/artic Беседа
les/637806

1

Беседа

1
1
1

1

https://infourok.ru/prezen
Беседа
taciya-k-kursumoryanka-lesniebogatstva-1782277.html Беседа

Виртуальная
https://nsportal.ru/npoэкскурсия
spo/obrazovanie-iВиртуальная
pedagogika/library/201
экскурсия
5/10/19/poezdka-vВиртуальная
selo-nenoksa
экскурсия
Беседа
https://multiurok.ru/fil
Просмотр видео,
es/drevnie-goroda-iбеседа
siola-severa.html
Просмотр видео,
беседа
https://www.culture.ru/
materials/253288/karg
opolskaya-igrushka

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

17

4 класс
№п/
п

Тема

1.

Архангельска
я область –
часть мира
Архангельска
я область –
ворота
в
Арктику
В глубь веков
В глубь веков

2.

3.
4.

Колво
часо
в
1

1

ЭОР

https://ppt-online.org/1043390

https://studylib.ru/doc/4753699/-svoya-igra--pokraevedcheskomu-kursu--moryankahttps://urok.1sept.ru/articles/637806

1
1

Форма
проведени
я занятия
Виртуальн
ая
экскурсия
Просмотр
видео,
беседа
Беседа
Урок

-

https://infourok.ru/prezentaciya-k-kursu-moryankalesnie-bogatstva-1782277.html

5.

6.

7.

8.

9.

10.
11.
12.
13.

14.

15.

16.
17.

В глубь веков

1

1

https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-ipedagogika/library/2015/10/19/poezdka-v-selonenoksa

Искусство
Архангельск
ой
области
как
часть
мировой
культуры
Искусство
Архангельск
ой
области
как
часть
мировой
культуры
Здоровье
–
богатство на
все времена
Гений земли
русской
Гений земли
русской
Северяне –
Победе!
Северяне –
Победе!

1

https://multiurok.ru/files/drevnie-goroda-i-siolasevera.html

Гордость
твоя,
Поморье!
Имён
прекрасное
созвездье
Кладовая
Севера
Мы
–
северяне!

1

В глубь веков

путешеств
ие
Урокпутешеств
ие
Просмотр
видео,
беседа
Просмотр
видео,
беседа

https://www.culture.ru/materials/253288/kargopols
kaya-igrushka

1

Беседа

1

Беседа

1

Беседа

1

Просмотр
видео
Беседа

1

1

Просмотр
видео,
беседа
Просмотр
видео,
беседа
Беседа

1

Практикум

1

Беседа

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».