Устьянский муниципальный округ Архангельской области МБОУ "Бестужевская СОШ" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Практикум по русскому языку» для обучающихся 11 класса с. Бестужево, 2024 г. Содержание курса Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь. Актуальность выбора данного предмета обусловлена тем, что новая форма итоговой аттестации – единый государственный экзамен – требует своей технологии выполнения заданий, а значит – своей методики подготовки. Работа с тестами требует постоянного, активного, дифференцированного тренинга. Орфографические нормы (4 ч.) Принципы русской орфографии. Правописание корней. Безударные гласные корня. Правописание приставок. Гласные и, ы после приставок. Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм. Правописание суффиксов. Слитные, раздельные и дефисные написания. Н – нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Правописание служебных слов. Пунктуационные нормы (4 ч.) Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи. Текст (6 ч.) Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логикосмысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Функционально-смысловые типы речи. (5 ч.) Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи. Функциональные стили речи (6 ч.) Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение ошибок при определении стиля текста.. Изобразительно-выразительные средства языка. (4 ч.) Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры. Коммуникативная компетенция (4 ч.) Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм. Программа рассчитана на 1 год обучения: 34 часа (1 час в неделю) Планируемые предметные результаты Личностные: — развитие любознательности, сообразительности при выполнении заданий — развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; — воспитание чувства справедливости, ответственности; — развитие самостоятельности суждений; - активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; – проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; Метапредметные : – находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; – сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; – организовывать самостоятельную деятельность –планировать собственную деятельность, распределяя нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; – анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; - участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение, аргументировать его; - выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии; - аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; - сопоставлять полученный результат с заданным условием; Предметные: - повышение мотивации учащихся на учебную деятельность; - умение не только констатировать те или иные языковые явления, но и объяснять их; - повышение орфографической и пунктуационной грамотности -расширение представлений о роли русского языка в современном мире, его основных функциях, взаимосвязи языка и культуры, языка и общества; - углубление знаний об основных уровнях и единицах языка - овладение орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, грамматическими, орфографическими и пунктуационными нормами русского литературного языка и использование их в речевой практике; систематизация орфографических и пунктуационных правил; - овладение основными стилистическими ресурсами русского языка и углубление представлений о выразительных возможностях фонетических, лексических и грамматических средств; ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1.1 1.2 1.3 1.4 Наименование разделов и тем программы Количество часов Раздел 1.Орфографические нормы Принципы русской орфографии. Трудные случаи русской орфографии: правописание корней и приставок. Правописание корней. Безударные гласные корня. Гласные и, ы после приставок. Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и 7 ч. Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Форма проведения занятия. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc Работа по карточкам 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab318e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab318e Самостоятельная работа Работа по карточкам Урок – практикум 1 1 1.5 1.6 1.7 2.1 2.2 2.3 2.4 3.1 3.2 суффиксов глаголов и глагольных форм. –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Правописание служебных слов. Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов. Раздел 2. Пунктуационные нормы Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах; Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: Сложное предложение с разными видами связи. Раздел 3.Текст Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab318e Самостоятельная работа Работа по карточкам Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc Урок – практикум 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab318e Работа по карточкам 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc Урок – практикум 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc Работа по карточкам 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab318e Самостоятельная работа Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc Работа по карточкам Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab318e Урок – практикум 1 5 ч. 4 ч. 1 1 4.2 текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Раздел 4. Функциональносмысловые типы речи. Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Повествование. 4.3 Описание. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc Урок – практикум 4.3 Рассуждение. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc Урок – практикум 4.4 Предупреждение ошибок при определении типов речи. Раздел 5. Функциональные стили речи Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования. Типы речи. Разговорный стиль речи. Его особенности. Официально-деловой стиль речи. Его основные признаки, назначение, сфера использования, своеобразие лексики, синтаксиса и построения текста. Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc Работа по карточкам 3.3 3.4 4.1 5.1 5.2 5.3 5.4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab2c48 Работа по карточкам Самостоятельная работа 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc Самостоятельная работа 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc Урок – практикум 1 1 4 ч. 6 ч. 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab318e Самостоятельная работа Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab318e Самостоятельная работа Урок – практикум Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab2c48 Самостоятельная работа 5.5 5.6 6.1 6.2 6.3 7.1 7.2 7.3 выразительности. Жанры публицистического стиля. Научный стиль, его особенности. Художественный стиль речи. Предупреждение ошибок при определении стиля текста. Раздел 6. Изобразительновыразительные средства языка Изобразительновыразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Умение находить их в тексте Стилистические фигуры, их роль в тексте. Раздел 7. Сочинениерассуждение Требования к письменной работе выпускника (критерии содержания, композиция, речевое оформление, грамотность) Исходные тексты, их жанровое многообразие. Структура письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab318e Урок – практикум 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc Самостоятельная работа 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab318e Работа по карточкам 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab318e Самостоятельная работа 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab2c48 Самостоятельная работа 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc Работа по карточкам 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab2c48 Самостоятельная работа 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc Урок – практикум 3 ч. 5 ч. аргументов. Источники аргументации. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм. Требования к точности и выразительности речи экзаменационной работы. Речевые ошибки и недочёты. Фактические ошибки. 7.4 7.5 № п/п I 1 2 3 4 5 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab318e Урок – практикум 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab2c48 Урок – практикум Поурочное планирование Тема занятия Орфографические нормы Принципы русской орфографии.Трудные случаи русской орфографии: правописание корней и приставок. Правописание корней. Безударные гласные корня. Гласные и, ы после приставок. Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм. –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); Кол-во часов 7 1 1 1 1 1 6 7 Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Правописание служебных слов. Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов. II 8 1 1 4 Пунктуационные нормы Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. 1 Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах; Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: Сложное предложение с разными видами связи. Текст 1 12 Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. 1 13 Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров Функционально-смысловые типы речи. 1 9 10 11 III 14 15 1 1 4 1 1 5 IV 1 16 Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. 17 18 19 20 V Повествование. Описание. Рассуждение. Предупреждение ошибок при определении типов речи. Функциональные стили речи 21 Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования. 1 1 1 1 6 1 22 23 24 25 26 Типы речи. Разговорный стиль речи. Его особенности. Официально-деловой стиль речи. Его основные признаки, назначение, сфера использования, своеобразие лексики, синтаксиса и построения текста. Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной выразительности. Жанры публицистического стиля. Научный стиль, его особенности. Художественный стиль речи. Предупреждение ошибок при определении стиля текста. 1 1 1 1 1 3 VI Изобразительно-выразительные средства языка 1 27 28 29 Речь. Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Умение находить их в тексте. Стилистические фигуры, их роль в тексте. Сочинение-рассуждение 1 1 5 VII 1 30 Коммуникативный уровень выполнения экзаменационной работы. Требования к письменной работе выпускника (критерии содержания, композиция, речевое оформление, грамотность) 31 Исходные тексты, их жанровое многообразие. Структура письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. 32 1 1 33 34 Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм. Требования к точности и выразительности речи экзаменационной работы. Речевые ошибки и недочёты. Фактические ошибки. 1 1 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1.Маслова О.В., Добрусина С.В. Методические рекомендации для учителя по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. – Севастополь, ГАОУ ПО ИРО, 2021. 2. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г., Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2011. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. http://www.fipi.ru 2. http://www.ege.edu.ru