УК Практикум по русскому языку 10 класс

Устьянский муниципальный
округ Архангельской области
МБОУ "Бестужевская СОШ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Практикум по русскому языку»
для обучающихся 10 класса

с. Бестужево, 2024 г.

Содержание курса
В программе курса рассматриваются основные принципы построения
сочинения-рассуждения
Особенностью этого курса является его ориентированность на
совершенствование умений учащихся в области письменной речи.
Данный курс позволяет работать над развитием умения воспринимать и
понимать первичный текст, умения выражать собственное мнение,
доказывать его, используя примеры читательского и жизненного опыта. На
занятиях предусматривается как индивидуальная, так и групповая, парная
деятельность учащихся.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего
значительное место в ней отводится углублению знаний учащихся по теме
«Теория и практика написания сочинений».
Попутно повторяются и закрепляются трудные случаи правописания,
пунктуации. Должное внимание уделяется лингвистическому анализу текста.
Актуальность данного учебного курса заключается в том, что полученные
знания позволяют обучающимся развить культуру читательского восприятия
текста, формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать
собственные высказывания с учетом задач общения. Также курс помогает
получить дополнительную подготовку к экзамену по русскому языку.
Почти на каждом занятии предусматривается двусторонний подход:
1) Теоретическая часть (изучение требований, разбор трудных вопросов)
2) Практическая часть (отработка необходимых навыков).
Программа рассчитана на 34 занятий (1 час в неделю).

Планируемые предметные результаты
Личностные:
- формирование целостного мировоззрения при чтении и анализе
классической художественной литературы;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России.
Метапредметные :
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,
определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Активное использование речевых средств и средств для решения
коммуникативных и познавательных задач.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и
задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в письменной форме.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям.
Предметные:
- Уметь создавать собственные сочинения-рассуждения;
- Обогащение активного и потенциального словарного запаса для
достижения более высоких результатов;
- Воспитание квалифицированного читателя со сформированным
эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение
- Формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную
картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не
только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Тематическое планирование курса

№ п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Раздел 1.
Введение

1.1

Количество
часов

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Форма
проведения
занятия.

1

Структура
сочинениярассуждения.
Критерии
оценивания
задания 27.

Библиотека ЦОК
Работа по
https://m.edsoo.ru/fbaacd7a карточкам

Раздел 2.
Проблема текста

6

2.1

Первоначальная
работа с текстом.
Тема текста.

Библиотека ЦОК
Заполнение
https://m.edsoo.ru/7f41bacc таблиц

2.2

Типы проблем.
Способы
выявления
проблемы.

Библиотека ЦОК
Самостоятельhttps://m.edsoo.ru/fbab2c48 ная работа

2.3

Формулирование
проблем исходного
текста.

Библиотека ЦОК
Работа по
https://m.edsoo.ru/fbab2c48 карточкам

2.4

Типовые
конструкции

Библиотека ЦОК
Работа по
https://m.edsoo.ru/7f41bacc карточкам

(клише) для
формулирования
проблемы.

2.5

Типичные ошибки
при
формулировании
проблемы.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaacef6

2.6

Практическая
работа.
Определение темы
и проблем
исходного текста.

Урок –
Библиотека ЦОК
практикум
https://m.edsoo.ru/fbaacd7a

Раздел 3.
Комментарий к
проблеме

Заполнение
таблиц

4

3.1

Комментарий к
сформулированной
проблеме. Типы
информации в
тексте.

Библиотека ЦОК
Заполнение
https://m.edsoo.ru/7f41bacc таблиц

3.2

Типовые
конструкции
(клише) для
комментирования
проблемы.

Библиотека ЦОК
Самостоятельhttps://m.edsoo.ru/fbaacd7a ная работа

3.3

Введение цитат в
текст сочинения.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaacef6

3.4

Практическая
работа. Написание
комментария к
сформулированной
проблеме
исходного текста.

Урок –
Библиотека ЦОК
практикум
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Раздел 4.
Авторская
позиция

5

Работа по
карточкам

4.1

Авторская
позиция.

Библиотека ЦОК
Заполнение
https://m.edsoo.ru/fbaacd7a таблиц

4.2

Авторская позиция
в художественном
тексте.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaacef6

4.3

Автор и
рассказчик.
Типовые
конструкции для
выражения
авторской
позиции.

Библиотека ЦОК
Работа по
https://m.edsoo.ru/7f41bacc карточкам

4.4

Типичные ошибки
при
формулировании
позиции автора.

Библиотека ЦОК
Заполнение
https://m.edsoo.ru/7f41bacc таблиц

4.5

Практическая
работа.
Определение
позиции автора
исходного текста.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaacef6

Урок –
практикум

5.1

Аргументация
собственного
мнения. Виды
аргументов.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaacef6

Работа по
карточкам

5.2

Аргументы на
основе
читательского
опыта.

Библиотека ЦОК
Заполнение
https://m.edsoo.ru/7f41bacc таблиц

5.3

Аргументы на
основе жизненного
опыта.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaacef6

Раздел 5.
Аргументация
собственного
мнения

Самостоятельная работа

6

Самостоятельная работа

5.4

Структура
аргумента.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaacef6

5.5

Типичные ошибки
аргументации.

Библиотека ЦОК
Заполнение
https://m.edsoo.ru/7f41bacc таблиц

5.6

Практическая
работа.
Определение
собственного
мнения по
проблеме,
написание
аргументов.

Урок –
Библиотека ЦОК
практикум
https://m.edsoo.ru/fbaacd7a

Раздел 6.
Композиция
сочинения

Работа по
карточкам

4

6.1

Композиция
сочинения.
Основные средства
связи между
предложениями в
тексте.

Библиотека ЦОК
Работа по
https://m.edsoo.ru/fbaacd7a карточкам

6.2

Виды и формы
вступления.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaacef6

6.3

Виды заключения.

Библиотека ЦОК
Работа по
https://m.edsoo.ru/fbaacd7a карточкам

6.4

Практическая
работа. Написание
сочинения по
прочитанному
тексту.

Урок –
Библиотека ЦОК
практикум
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Раздел 7. Речевое
оформление
сочинения
7.1

Речевое
оформление
сочинения.

8
Библиотека ЦОК
Работа по
https://m.edsoo.ru/fbaacd7a карточкам

Грамматические
ошибки.
7.2

Речевые ошибки.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaacef6

Работа по
карточкам

7.3

Логические и
фактические
ошибки.

Библиотека ЦОК
Самостоятельhttps://m.edsoo.ru/7f41bacc ная работа

7.4

Практическая
работа.
Редактирование
отрывков из
сочинений.

Урок –
Библиотека ЦОК
практикум
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

7.5

Анализ сочинений
с точки зрения
соответствия
критериям
оценивания

Библиотека ЦОК
Работа по
https://m.edsoo.ru/fbaacd7a карточкам

7.6

Практическая
работа. Написание
сочинения по
прочитанному
тексту.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaacef6

7.7

Практическая
работа. Написание
сочинения по
прочитанному
тексту.

Урок –
Библиотека ЦОК
практикум
https://m.edsoo.ru/fbaacd7a

7.8

Практическая
работа. Анализ
ошибок
сочинениярассуждения.

Урок –
Библиотека ЦОК
практикум
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Урок –
практикум

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема занятия

п/п

Кол-во
занятий

1

Структура сочинения-рассуждения. Критерии оценивания задания
27.

1

2

Первоначальная работа с текстом. Тема текста.

1

3

Типы проблем. Способы выявления проблемы.

1

4

Формулирование проблем исходного текста.

1

5

1
Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы.

6

Типичные ошибки при формулировании проблемы.

1

7

Практическая работа. Определение темы и проблем исходного
текста.

1

8

Комментарий к сформулированной проблеме. Типы информации в
тексте.

1

9

Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы.

1

10

Введение цитат в текст сочинения.

1

11

Практическая работа. Написание комментария к
сформулированной проблеме исходного текста.

1

12

Авторская позиция.

1

13

Авторская позиция в художественном тексте.

1

14

Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения
авторской позиции.

1

15

Типичные ошибки при формулировании позиции автора.

1

16

Практическая работа. Определение позиции автора исходного
текста.

1

17

Аргументация собственного мнения. Виды аргументов.

1

18

Аргументы на основе читательского опыта.

1

19

Аргументы на основе жизненного опыта.

1

20

Структура аргумента.

1

21

Типичные ошибки аргументации.

1

22

Практическая работа. Определение собственного мнения по
проблеме, написание аргументов.

1

23

1
Композиция сочинения. Основные средства связи между
предложениями в тексте.

24

Виды и формы вступления.

1

25

Виды заключения.

1

26

1
Практическая работа. Написание сочинения по прочитанному
тексту.

27

Речевое оформление сочинения. Грамматические ошибки.

1

28

Речевые ошибки.

1

29
Логические и фактические ошибки.

30

Практическая работа. Редактирование отрывков из сочинений.

1

31

Анализ сочинений с точки зрения соответствия критериям
оценивания

1

32

Практическая работа. Написание сочинения по прочитанному
тексту.

2

34

Практическая работа. Анализ ошибок сочинения-рассуждения.

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
«Русский язык. Единый государственный экзамен. Учимся писать
сочинение.» С.В.Драбкина, Д.И.Субботин.,М.,»Интеллект-Центр» 2019 г.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».