Устьянский муниципальный
округ Архангельской области
МБОУ "Бестужевская СОШ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Практикум по русскому языку»
для обучающихся 10 класса
с. Бестужево, 2024 г.
Содержание курса
В программе курса рассматриваются основные принципы построения
сочинения-рассуждения
Особенностью этого курса является его ориентированность на
совершенствование умений учащихся в области письменной речи.
Данный курс позволяет работать над развитием умения воспринимать и
понимать первичный текст, умения выражать собственное мнение,
доказывать его, используя примеры читательского и жизненного опыта. На
занятиях предусматривается как индивидуальная, так и групповая, парная
деятельность учащихся.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего
значительное место в ней отводится углублению знаний учащихся по теме
«Теория и практика написания сочинений».
Попутно повторяются и закрепляются трудные случаи правописания,
пунктуации. Должное внимание уделяется лингвистическому анализу текста.
Актуальность данного учебного курса заключается в том, что полученные
знания позволяют обучающимся развить культуру читательского восприятия
текста, формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать
собственные высказывания с учетом задач общения. Также курс помогает
получить дополнительную подготовку к экзамену по русскому языку.
Почти на каждом занятии предусматривается двусторонний подход:
1) Теоретическая часть (изучение требований, разбор трудных вопросов)
2) Практическая часть (отработка необходимых навыков).
Программа рассчитана на 34 занятий (1 час в неделю).
Планируемые предметные результаты
Личностные:
- формирование целостного мировоззрения при чтении и анализе
классической художественной литературы;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России.
Метапредметные :
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,
определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Активное использование речевых средств и средств для решения
коммуникативных и познавательных задач.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и
задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в письменной форме.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям.
Предметные:
- Уметь создавать собственные сочинения-рассуждения;
- Обогащение активного и потенциального словарного запаса для
достижения более высоких результатов;
- Воспитание квалифицированного читателя со сформированным
эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение
- Формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную
картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не
только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Тематическое планирование курса
№ п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Раздел 1.
Введение
1.1
Количество
часов
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Форма
проведения
занятия.
1
Структура
сочинениярассуждения.
Критерии
оценивания
задания 27.
Библиотека ЦОК
Работа по
https://m.edsoo.ru/fbaacd7a карточкам
Раздел 2.
Проблема текста
6
2.1
Первоначальная
работа с текстом.
Тема текста.
Библиотека ЦОК
Заполнение
https://m.edsoo.ru/7f41bacc таблиц
2.2
Типы проблем.
Способы
выявления
проблемы.
Библиотека ЦОК
Самостоятельhttps://m.edsoo.ru/fbab2c48 ная работа
2.3
Формулирование
проблем исходного
текста.
Библиотека ЦОК
Работа по
https://m.edsoo.ru/fbab2c48 карточкам
2.4
Типовые
конструкции
Библиотека ЦОК
Работа по
https://m.edsoo.ru/7f41bacc карточкам
(клише) для
формулирования
проблемы.
2.5
Типичные ошибки
при
формулировании
проблемы.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaacef6
2.6
Практическая
работа.
Определение темы
и проблем
исходного текста.
Урок –
Библиотека ЦОК
практикум
https://m.edsoo.ru/fbaacd7a
Раздел 3.
Комментарий к
проблеме
Заполнение
таблиц
4
3.1
Комментарий к
сформулированной
проблеме. Типы
информации в
тексте.
Библиотека ЦОК
Заполнение
https://m.edsoo.ru/7f41bacc таблиц
3.2
Типовые
конструкции
(клише) для
комментирования
проблемы.
Библиотека ЦОК
Самостоятельhttps://m.edsoo.ru/fbaacd7a ная работа
3.3
Введение цитат в
текст сочинения.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaacef6
3.4
Практическая
работа. Написание
комментария к
сформулированной
проблеме
исходного текста.
Урок –
Библиотека ЦОК
практикум
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
Раздел 4.
Авторская
позиция
5
Работа по
карточкам
4.1
Авторская
позиция.
Библиотека ЦОК
Заполнение
https://m.edsoo.ru/fbaacd7a таблиц
4.2
Авторская позиция
в художественном
тексте.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaacef6
4.3
Автор и
рассказчик.
Типовые
конструкции для
выражения
авторской
позиции.
Библиотека ЦОК
Работа по
https://m.edsoo.ru/7f41bacc карточкам
4.4
Типичные ошибки
при
формулировании
позиции автора.
Библиотека ЦОК
Заполнение
https://m.edsoo.ru/7f41bacc таблиц
4.5
Практическая
работа.
Определение
позиции автора
исходного текста.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaacef6
Урок –
практикум
5.1
Аргументация
собственного
мнения. Виды
аргументов.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaacef6
Работа по
карточкам
5.2
Аргументы на
основе
читательского
опыта.
Библиотека ЦОК
Заполнение
https://m.edsoo.ru/7f41bacc таблиц
5.3
Аргументы на
основе жизненного
опыта.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaacef6
Раздел 5.
Аргументация
собственного
мнения
Самостоятельная работа
6
Самостоятельная работа
5.4
Структура
аргумента.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaacef6
5.5
Типичные ошибки
аргументации.
Библиотека ЦОК
Заполнение
https://m.edsoo.ru/7f41bacc таблиц
5.6
Практическая
работа.
Определение
собственного
мнения по
проблеме,
написание
аргументов.
Урок –
Библиотека ЦОК
практикум
https://m.edsoo.ru/fbaacd7a
Раздел 6.
Композиция
сочинения
Работа по
карточкам
4
6.1
Композиция
сочинения.
Основные средства
связи между
предложениями в
тексте.
Библиотека ЦОК
Работа по
https://m.edsoo.ru/fbaacd7a карточкам
6.2
Виды и формы
вступления.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaacef6
6.3
Виды заключения.
Библиотека ЦОК
Работа по
https://m.edsoo.ru/fbaacd7a карточкам
6.4
Практическая
работа. Написание
сочинения по
прочитанному
тексту.
Урок –
Библиотека ЦОК
практикум
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
Раздел 7. Речевое
оформление
сочинения
7.1
Речевое
оформление
сочинения.
8
Библиотека ЦОК
Работа по
https://m.edsoo.ru/fbaacd7a карточкам
Грамматические
ошибки.
7.2
Речевые ошибки.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaacef6
Работа по
карточкам
7.3
Логические и
фактические
ошибки.
Библиотека ЦОК
Самостоятельhttps://m.edsoo.ru/7f41bacc ная работа
7.4
Практическая
работа.
Редактирование
отрывков из
сочинений.
Урок –
Библиотека ЦОК
практикум
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
7.5
Анализ сочинений
с точки зрения
соответствия
критериям
оценивания
Библиотека ЦОК
Работа по
https://m.edsoo.ru/fbaacd7a карточкам
7.6
Практическая
работа. Написание
сочинения по
прочитанному
тексту.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaacef6
7.7
Практическая
работа. Написание
сочинения по
прочитанному
тексту.
Урок –
Библиотека ЦОК
практикум
https://m.edsoo.ru/fbaacd7a
7.8
Практическая
работа. Анализ
ошибок
сочинениярассуждения.
Урок –
Библиотека ЦОК
практикум
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
Урок –
практикум
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема занятия
п/п
Кол-во
занятий
1
Структура сочинения-рассуждения. Критерии оценивания задания
27.
1
2
Первоначальная работа с текстом. Тема текста.
1
3
Типы проблем. Способы выявления проблемы.
1
4
Формулирование проблем исходного текста.
1
5
1
Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы.
6
Типичные ошибки при формулировании проблемы.
1
7
Практическая работа. Определение темы и проблем исходного
текста.
1
8
Комментарий к сформулированной проблеме. Типы информации в
тексте.
1
9
Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы.
1
10
Введение цитат в текст сочинения.
1
11
Практическая работа. Написание комментария к
сформулированной проблеме исходного текста.
1
12
Авторская позиция.
1
13
Авторская позиция в художественном тексте.
1
14
Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения
авторской позиции.
1
15
Типичные ошибки при формулировании позиции автора.
1
16
Практическая работа. Определение позиции автора исходного
текста.
1
17
Аргументация собственного мнения. Виды аргументов.
1
18
Аргументы на основе читательского опыта.
1
19
Аргументы на основе жизненного опыта.
1
20
Структура аргумента.
1
21
Типичные ошибки аргументации.
1
22
Практическая работа. Определение собственного мнения по
проблеме, написание аргументов.
1
23
1
Композиция сочинения. Основные средства связи между
предложениями в тексте.
24
Виды и формы вступления.
1
25
Виды заключения.
1
26
1
Практическая работа. Написание сочинения по прочитанному
тексту.
27
Речевое оформление сочинения. Грамматические ошибки.
1
28
Речевые ошибки.
1
29
Логические и фактические ошибки.
30
Практическая работа. Редактирование отрывков из сочинений.
1
31
Анализ сочинений с точки зрения соответствия критериям
оценивания
1
32
Практическая работа. Написание сочинения по прочитанному
тексту.
2
34
Практическая работа. Анализ ошибок сочинения-рассуждения.
1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
«Русский язык. Единый государственный экзамен. Учимся писать
сочинение.» С.В.Драбкина, Д.И.Субботин.,М.,»Интеллект-Центр» 2019 г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ