Устьянский муниципальный округ Архангельской области МБОУ "Бестужевская СОШ" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Практикум по русскому языку» для обучающихся 10 класса с. Бестужево, 2024 г. Содержание курса В программе курса рассматриваются основные принципы построения сочинения-рассуждения Особенностью этого курса является его ориентированность на совершенствование умений учащихся в области письменной речи. Данный курс позволяет работать над развитием умения воспринимать и понимать первичный текст, умения выражать собственное мнение, доказывать его, используя примеры читательского и жизненного опыта. На занятиях предусматривается как индивидуальная, так и групповая, парная деятельность учащихся. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится углублению знаний учащихся по теме «Теория и практика написания сочинений». Попутно повторяются и закрепляются трудные случаи правописания, пунктуации. Должное внимание уделяется лингвистическому анализу текста. Актуальность данного учебного курса заключается в том, что полученные знания позволяют обучающимся развить культуру читательского восприятия текста, формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения. Также курс помогает получить дополнительную подготовку к экзамену по русскому языку. Почти на каждом занятии предусматривается двусторонний подход: 1) Теоретическая часть (изучение требований, разбор трудных вопросов) 2) Практическая часть (отработка необходимых навыков). Программа рассчитана на 34 занятий (1 час в неделю). Планируемые предметные результаты Личностные: - формирование целостного мировоззрения при чтении и анализе классической художественной литературы; - формирование нравственных чувств и нравственного поведения; - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России. Метапредметные : - Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. - Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. - Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. - Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в письменной форме. - Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Предметные: - Уметь создавать собственные сочинения-рассуждения; - Обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов; - Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение - Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. Тематическое планирование курса № п/п Наименование разделов и тем программы Раздел 1. Введение 1.1 Количество часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Форма проведения занятия. 1 Структура сочинениярассуждения. Критерии оценивания задания 27. Библиотека ЦОК Работа по https://m.edsoo.ru/fbaacd7a карточкам Раздел 2. Проблема текста 6 2.1 Первоначальная работа с текстом. Тема текста. Библиотека ЦОК Заполнение https://m.edsoo.ru/7f41bacc таблиц 2.2 Типы проблем. Способы выявления проблемы. Библиотека ЦОК Самостоятельhttps://m.edsoo.ru/fbab2c48 ная работа 2.3 Формулирование проблем исходного текста. Библиотека ЦОК Работа по https://m.edsoo.ru/fbab2c48 карточкам 2.4 Типовые конструкции Библиотека ЦОК Работа по https://m.edsoo.ru/7f41bacc карточкам (клише) для формулирования проблемы. 2.5 Типичные ошибки при формулировании проблемы. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaacef6 2.6 Практическая работа. Определение темы и проблем исходного текста. Урок – Библиотека ЦОК практикум https://m.edsoo.ru/fbaacd7a Раздел 3. Комментарий к проблеме Заполнение таблиц 4 3.1 Комментарий к сформулированной проблеме. Типы информации в тексте. Библиотека ЦОК Заполнение https://m.edsoo.ru/7f41bacc таблиц 3.2 Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы. Библиотека ЦОК Самостоятельhttps://m.edsoo.ru/fbaacd7a ная работа 3.3 Введение цитат в текст сочинения. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaacef6 3.4 Практическая работа. Написание комментария к сформулированной проблеме исходного текста. Урок – Библиотека ЦОК практикум https://m.edsoo.ru/7f41bacc Раздел 4. Авторская позиция 5 Работа по карточкам 4.1 Авторская позиция. Библиотека ЦОК Заполнение https://m.edsoo.ru/fbaacd7a таблиц 4.2 Авторская позиция в художественном тексте. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaacef6 4.3 Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Библиотека ЦОК Работа по https://m.edsoo.ru/7f41bacc карточкам 4.4 Типичные ошибки при формулировании позиции автора. Библиотека ЦОК Заполнение https://m.edsoo.ru/7f41bacc таблиц 4.5 Практическая работа. Определение позиции автора исходного текста. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaacef6 Урок – практикум 5.1 Аргументация собственного мнения. Виды аргументов. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaacef6 Работа по карточкам 5.2 Аргументы на основе читательского опыта. Библиотека ЦОК Заполнение https://m.edsoo.ru/7f41bacc таблиц 5.3 Аргументы на основе жизненного опыта. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaacef6 Раздел 5. Аргументация собственного мнения Самостоятельная работа 6 Самостоятельная работа 5.4 Структура аргумента. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaacef6 5.5 Типичные ошибки аргументации. Библиотека ЦОК Заполнение https://m.edsoo.ru/7f41bacc таблиц 5.6 Практическая работа. Определение собственного мнения по проблеме, написание аргументов. Урок – Библиотека ЦОК практикум https://m.edsoo.ru/fbaacd7a Раздел 6. Композиция сочинения Работа по карточкам 4 6.1 Композиция сочинения. Основные средства связи между предложениями в тексте. Библиотека ЦОК Работа по https://m.edsoo.ru/fbaacd7a карточкам 6.2 Виды и формы вступления. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaacef6 6.3 Виды заключения. Библиотека ЦОК Работа по https://m.edsoo.ru/fbaacd7a карточкам 6.4 Практическая работа. Написание сочинения по прочитанному тексту. Урок – Библиотека ЦОК практикум https://m.edsoo.ru/7f41bacc Раздел 7. Речевое оформление сочинения 7.1 Речевое оформление сочинения. 8 Библиотека ЦОК Работа по https://m.edsoo.ru/fbaacd7a карточкам Грамматические ошибки. 7.2 Речевые ошибки. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaacef6 Работа по карточкам 7.3 Логические и фактические ошибки. Библиотека ЦОК Самостоятельhttps://m.edsoo.ru/7f41bacc ная работа 7.4 Практическая работа. Редактирование отрывков из сочинений. Урок – Библиотека ЦОК практикум https://m.edsoo.ru/7f41bacc 7.5 Анализ сочинений с точки зрения соответствия критериям оценивания Библиотека ЦОК Работа по https://m.edsoo.ru/fbaacd7a карточкам 7.6 Практическая работа. Написание сочинения по прочитанному тексту. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaacef6 7.7 Практическая работа. Написание сочинения по прочитанному тексту. Урок – Библиотека ЦОК практикум https://m.edsoo.ru/fbaacd7a 7.8 Практическая работа. Анализ ошибок сочинениярассуждения. Урок – Библиотека ЦОК практикум https://m.edsoo.ru/7f41bacc Урок – практикум ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема занятия п/п Кол-во занятий 1 Структура сочинения-рассуждения. Критерии оценивания задания 27. 1 2 Первоначальная работа с текстом. Тема текста. 1 3 Типы проблем. Способы выявления проблемы. 1 4 Формулирование проблем исходного текста. 1 5 1 Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы. 6 Типичные ошибки при формулировании проблемы. 1 7 Практическая работа. Определение темы и проблем исходного текста. 1 8 Комментарий к сформулированной проблеме. Типы информации в тексте. 1 9 Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы. 1 10 Введение цитат в текст сочинения. 1 11 Практическая работа. Написание комментария к сформулированной проблеме исходного текста. 1 12 Авторская позиция. 1 13 Авторская позиция в художественном тексте. 1 14 Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. 1 15 Типичные ошибки при формулировании позиции автора. 1 16 Практическая работа. Определение позиции автора исходного текста. 1 17 Аргументация собственного мнения. Виды аргументов. 1 18 Аргументы на основе читательского опыта. 1 19 Аргументы на основе жизненного опыта. 1 20 Структура аргумента. 1 21 Типичные ошибки аргументации. 1 22 Практическая работа. Определение собственного мнения по проблеме, написание аргументов. 1 23 1 Композиция сочинения. Основные средства связи между предложениями в тексте. 24 Виды и формы вступления. 1 25 Виды заключения. 1 26 1 Практическая работа. Написание сочинения по прочитанному тексту. 27 Речевое оформление сочинения. Грамматические ошибки. 1 28 Речевые ошибки. 1 29 Логические и фактические ошибки. 30 Практическая работа. Редактирование отрывков из сочинений. 1 31 Анализ сочинений с точки зрения соответствия критериям оценивания 1 32 Практическая работа. Написание сочинения по прочитанному тексту. 2 34 Практическая работа. Анализ ошибок сочинения-рассуждения. 1 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ «Русский язык. Единый государственный экзамен. Учимся писать сочинение.» С.В.Драбкина, Д.И.Субботин.,М.,»Интеллект-Центр» 2019 г. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ