ВД Морянка 2-4 классы

Устьянский муниципальный округ Архангельской области
МБОУ "Бестужевская СОШ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Морянка»
для обучающихся 1-4 классов

с. Бестужево, 2024 год

Содержание курса внеурочной деятельности
1.«Вот она какая, дорогая родина моя» - посвящена истории родного края и направлена
на становление личности, принимающей близко к сердцу судьбу малой родины.
2.»Родом из поморской славной стороны» - приобщает детей к самобытной культуре,
духовным традициям Русского Севера.
3.»Славные поморы» - знакомит школьников со знаменитыми и талантливыми людьми
нашего края, с теми, кто в годы Великой Отечественной войны ковал победу нашей
Родины, и способствует формированию нравственного идеала поморов.
4.»Мой Север, скупой чародей» - помогает учащимся всмотреться в окружающую жизнь
глазами художников, писателей, поэтов, музыкантов, ощутить себя частицей малой
родины; задуматься не только о пользе, но и красоте родной природы; понять, что
природу надо любить и охранять.
5.»Вырастешь большой, будешь хороший и баской» - посвящена самому школьнику,
растущему и развивающемуся на основе общечеловеческих и национальных ценностей.

Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса внеурочной деятельности
В результате освоения программы факультативного курса краеведения «Морянка»
будут сформироваться личностные, метапредметные и предметные универсальные
учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
осознание себя как гражданина России, испытывающего чувство гордости за свой край
и свою Родину;
представление о любви к Родине, самопожертвовании, отваге, благородстве,
талантливости, щедрости поморов;
основы национального самосознания;
положительное отношение и интерес к изучению природы, культуры и истории
родного края;
чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
способность к самооценке;
осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями.
Обучающийся получит возможность для формирования:
интереса к изучению истории своего края;
чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в паре или в
группе;
осознанного положительного отношения к культурным ценностям родного края;
умения оценивать свои эмоциональные реакции;
эмпатии как осознанного понимания чувств своих близких и др. людей,
сопереживания им.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
следовать правилам;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, одноклассников, родителей
и других людей.
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить
необходимые коррективы в работу.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
находить необходимую информацию в различных источниках;
понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карты;
выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
моделировать различные ситуации, схемы, макеты;
сравнивать и классифицировать изученные объекты;
строить сообщения в устной и письменной форме.
Обучающийся получит возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать ее и
использовать при выполнении заданий.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
строить монологическое высказывание;
владеть диалогической формой коммуникации;
сотрудничать с одноклассниками в ходе совместной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
распределять обязанности при работе в группе;
учитывать мнение партнера;
аргументировано критиковать допущенные ошибки;
обосновывать своё решение.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Раздел 1. Вот она какая, дорогая родина моя!
Обучающийся научится:
описывать элементы герба и флага Архангельской области;
объяснять значение символики Архангельской области;
работать с текстом гимна Архангельской области, декламировать его;
находить на карте Архангельскую область;
определять на карте местонахождение городов Архангельской области, стран
Баренцева региона;
находить место изученных событий истории родного края на «ленте времени»;
узнавать памятники истории и культуры родного края;
рассказывать о достопримечательностях древних городов и сел Архангельской
области, родного города;
готовить небольшие сообщения о достопримечательностях родного края на основе
дополнительной информации;
описывать важные события из истории родного края;

работать с различными источниками информации: находить нужную информацию об
истории и культуре родного края.
Обучающийся получит возможность научиться:
ориентироваться в важнейших для края событиях и фактах прошлого и настоящего;
оценивать их возможное влияние на будущее.
Раздел 2. Родом из Поморской славной стороны
Обучающийся научится:
видеть и воспринимать произведения культуры Архангельской области;
узнавать выдающиеся культурно-исторические памятники родного края;
называть имена выдающихся деятелей культуры родного края и осознавать их роль в
развитии культуры нашей Родины;
различать виды народного художественного ремесла;
различать особенности северного народного костюма;
воспринимать художественные произведения северных писателей и поэтов (Ф
Абрамова, С. Писахова, Н. Рубцова и др.).
находить в тексте изобразительные языковые средства, помогающие понять
своеобразие художественных произведений о Русском Севере;
использовать источники дополнительной информации для расширения знаний о
культуре родного края;
выполнять изделия декоративно-прикладного творчества.
Обучающийся получит возможность:
осознавать, что произведения искусства во все времена украшали повседневную жизнь
северян.
Раздел 3. Славные поморы
Обучающийся научится:
называть имена знаменитых людей родного края и осознавать их роль в его истории и
культуре;
называть и записывать фамилию, имя, отчество М.В.Ломоносова; временной период
жизни; названия стран и городов, в которых учился Ломоносов;
характеризовать основные этапы жизни великого ученого, человека, гражданина;
нравственные качества, свойственные М.В.Ломоносову – человеку, ученому, гражданину
России;
рассказывать о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;
обмениваться мнениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи,
земляками о прошлом родного края, известных людях Архангельской области. Находить
эти сведения в источниках дополнительной информации.
Обучающийся получит возможность:
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека и его
созидательной деятельности на благо семьи, родного края, страны;
осознавать героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества.
Раздел 4. Мой Север, скупой чародей!
Обучающийся научится:
понимать тексты о природе;
называть характерные признаки сезонов года родного края и сопоставлять их с
описанием времени года в творчестве поэтов, писателей и художников Севера;
характеризовать природные сообщества родного края;
называть и находить на карте водоёмы родного края;
приводить примеры животных и растений родного края;

группировать объекты природы по различным признакам;
извлекать необходимую информацию о природе из дополнительных источников
знаний;
следовать правилам поведения в природе.
Обучающийся получит возможность:
анализировать влияние человека на природу родного края.
Раздел 5. Вырастешь большой, будешь хороший и баской
Обучающийся научится:
составлять рассказы о семье: о членах семьи, семейных традициях, основных занятиях
членов семьи в соответствии с учебной задачей;
использовать для поиска необходимой информации различные доступные источники;
участвовать в подвижных народных играх Русского Севера;
обсуждать правила здорового образа жизни как способа проявления личной
ответственности перед самим собой и своими близкими;
следовать нормам здорового образа жизни.
Обучающийся получит возможность:
осознавать ценность семьи, родного дома и необходимость нести ответственность за
своих родных и близких.
Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
В результате изучения программы «Морянка» ученик 2 класса будет знать:
- название области, областного города, города (села), в котором проживает;
- родственные связи в семье;
-малые фольклорные формы (колыбельные, пестушки, заклички, считалки), знать 1-2 из
них наизусть;
- виды народного художественного ремесла (каргопольская игрушка, пряничное дело,
лоскутное шитьё);
- фамилию, имя, отчество М.В.Ломоносова; временной период жизни (сейчас, давно, очень
давно); название малой родины М.В.Ломоносова; основные занятия членов семьи; каким
был Михайло Ломоносов в детские и отроческие годы, где и как учился читать, писать,
считать; как относился к учению;
- северных писателей и поэтов (Ф.Абрамов, С. Писахов, Н Рубцов);
- виды транспорта Архангельской области;
- подвижные народные игры Русского Севера (не менее 2);
Уметь:
- приводить примеры видов народных художественных ремёсел (каргопольская игрушка,
пряничное дело, лоскутное шитьё);
- соблюдать правила подвижных народных игр Русского Севера;
- находить в тексте изобразительные языковые средства, помогающие понять своеобразие
художественных произведений о Русском Севере;
- называть характерные признаки сезонов года родного края;
Иметь представления:
- о любви к родному дому, об ответственности за родных и близких.
В результате изучения программы «Морянка» ученик 3 класса будет знать:
- символику родного края;
- древние города и сёла Архангельской области, их достопримечательности;

- особенности северного народного костюма;
- имена выдающихся деятелей науки и культуры родного края (не менее 3);
- названия стран, в которых проходило обучение М.В.Ломоносова, основные события в
годы его учения;
- географическое положение Архангельской области;
- основные водоёмы родного края;
- основные виды профессий нашего края;
Уметь:
- объяснять значение символики Архангельской области;
- записывать названия стран, и отдельных городов, в которых учился М.В.Ломоносов;
- правильно вести себя в природе;
- приводить примеры животных и растений родного края;
- соблюдать правила здорового питания;
Иметь представления:
- о сметливости, талантливости, щедрости и великодушии поморов;
- о творчестве музыкантов, художников Севера.

В результате изучения программы «Морянка» ученик 4 класса будет знать:
- важные события в истории родного края (освоение Севера, освоение Архангельска,
пребывание Петра 1 на Севере, битва у Новодвинской крепости, участие жителей
Архангельской области в Великой Отечественной войне, освоение Арктики);
- культурно-исторические центры Архангельской области;
- имена выдающихся деятелей истории, науки и культуры родного края (не менее 5);
- основные этапы жизни великого учёного, человека, гражданина, причины проявления
интереса народов мира к жизни и деятельности М.В.Ломоносова, нравственные качества,
свойственные М.В.Ломоносову – человеку, учёному, гражданину России;
- нормы здорового образа жизни;
Уметь:
- использовать источники дополнительной информации;
- узнавать выдающиеся памятники истории и культуры родного края;
- рассказывать о жизни и деятельности М.В.Ломоносова;
Иметь представления:
- о самопожертвовании, отваге, благородстве, чести, любви к Родине;
- о содружестве жителей Архангельской области и стран Баренцева Евро-Арктического
региона.

Тематическое планирование
2 класс
№п/
п

Тема

1.

Всякому
мила
своя
сторона
Проект
«Улица моя»

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Кол
ЭОР
-во
часо
в
https://ppt-online.org/1043390
1

1

https://studylib.ru/doc/4753699/-svoya-igra--pokraevedcheskomu-kursu--moryanka-

Наш
Северный
край

1

https://urok.1sept.ru/articles/637806

Древние
города
Севера:
Вельск,
Онега.
Древние
города
Севера:
Холмогоры,
Каргополь.
Древние
города
Севера:
Нёнокса,
Сольвычегод
ск.
Древние
города
Севера:
Мезень,
Вавчуга.
Чудеса
Архангельск
ой области.
Соловки.
Чудеса
Архангельск
ой области.
Первый
морской порт
России.

1

https://infourok.ru/prezentaciya-k-kursumoryanka-lesnie-bogatstva-1782277.html

1

1

https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-ipedagogika/library/2015/10/19/poezdka-vselo-nenoksa
https://multiurok.ru/files/drevnie-goroda-isiola-severa.html

https://www.culture.ru/materials/253288/kar
gopolskaya-igrushka

Форма
проведения
занятия
Виртуальная
экскурсия
Исследователь
ская
деятельность
Игра
–
соревнование
«Знаем ли мы
свой край?»
Урок
путешествие

Урокпутешествие

Просмотр
видео, беседа

1

Просмотр
видео,беседа

1

Урокпутешествие

1

Работа
с
иллюстрациям
и

10.

11.

12.
13.

14.

15.
16.

17.
18.
19.

20.
21.

22.

23.

24.

Чудеса
Архангельск
ой области.
Новодвинска
я крепость.
Людям
на
потешение,
всему свету
на удивление
Каргопольск
ая игрушка.
Мезенская
роспись по
дереву.
Борецкая
роспись по
дереву.
Лоскутное
шитье
Поморы
–
выдающиеся
деятели
Подвиг
Ивана Рябова
Мальчик из
Холмогор
Детские
и
юношеские
годы
М.В.
Ломоносова
В Москву!
Времена года
на Севере

1

Работа
с
иллюстрациям
и

1

Беседа

1

Творческая
работа
Творческая
работа

Осень
в
произведения
х писателей,
поэтов
и
художников
Севера
Зима
в
произведения
х писателей,
поэтов
и
художников
Севера
Весна, лето в
произведения
х писателей,
поэтов
и

1

Беседа
Работа
с
иллюстрациям
и
Беседа

1

Беседа

1

Беседа

1

1

Творческая
работа

1
1

Творческая
работа
Беседа

1

Беседа

1

Просмотр
видео, беседа
Просмотр
видео, беседа

1

1
1

25.

26.

27.
28.

29.

30.

31.
32.
33.
34.

художников
Севера
Животные и
растения
нашего края
Писатели,
поэты
о
растениях и
животных
нашего края
Родной очаг
Проект
«Происхожде
ние
моей
фамилии»
Проект
«Происхожде
ние
моей
фамилии»
Семейные
традиции и
праздники
Всякому дню
забота своя.
Путь-дорога
Если хочешь
быть здоров
Промежуточ
ная
аттестация.
Контрольный
тест

1

Практикум

1

Беседа

1
1

Беседа
Исследователь
ская
деятельность

1

Исследователь
ская
деятельность

1

Творческая
работа

1

Беседа

1
1

Беседа
Практикум

1

Тест

3 класс
№п/
п

1.

Тема

Север
на
России

КолЭОР
во
часо
в
https://ppt-online.org/1043390
синий
1
краю

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

1
Географическ
ое положение
Архангельско
й области
Древние
города и села
Севера
Туристически
й маршрут «В
глубь веков»
Чудеса
Архангельско
й
области.
Музей
«Малые
Карелы».
Чудеса
Архангельско
й
области.
Село
Ломоносово в
Холмогорском
районе
Чудеса
Архангельско
й
области.
Соловецкий
архипелаг
М.В.
Ломоносов –
путь в науку.
Годы учебы
М.В.
Ломоносова в
Москве
и
СанктПетербурге
Годы учёбы
М.В.
Ломоносова в

https://studylib.ru/doc/4753699/-svoya-igra--pokraevedcheskomu-kursu--moryanka-

Форма
проведен
ия
занятия
Виртуальн
ая
экскурсия
Практику
м

https://urok.1sept.ru/articles/637806

1

https://infourok.ru/prezentaciya-k-kursu-moryankalesnie-bogatstva-1782277.html

Беседа

1

https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-ipedagogika/library/2015/10/19/poezdka-v-selonenoksa

Урок
путешеств
ие
Урокпутешеств
ие

1

1

https://multiurok.ru/files/drevnie-goroda-isiola-severa.html

https://www.culture.ru/materials/253288/kargo
polskaya-igrushka

Просмотр
видео,
беседа

1

Просмотр
видео,бесе
да

1

Беседа

1

Беседа

1

Беседа

11.

12.

13.

Марбурге
и
Фрейбурге
Как
рукодельница
семью
одевала.
Народный
костюм
русского
Севера
Как
рукодельница
семью
одевала.
Северная
вышивка
Архангельская
земля богата
талантами.
Северный
русский
народный хор

14.

15.

16.

Архангельская
земля богата
талантами.
Северные
колокольные
звоны.
Архангельская
земля богата
талантами.
Писатель Ф.
Абрамов и его
произведения.
Архангельская
земля богата
талантами.
Как я стал
сказочником.
История
творчества
Степана
Писахова.

17.
Архангельская
земля богата
талантами.
Художник
Севера Степан
Писахов

1

Творческа
я работа

1

Творческа
я работа

1

Просмотр
видео,
беседа

1

Просмотр
видео,
беседа

1

Беседа

1

Беседа

1

Беседа

18.

Архангельская
земля богата
талантами.
Сказки Бориса
Шергина.

19.

1

Просмотр
видео,
беседа

1

Просмотр
видео,
беседа

1

Беседа

1

Беседа

1

Практику
м

1

Практику
м

1

Беседа

1

Беседа

1

Беседа

1

Беседа

Архангельская
земля богата
талантами.
Стихи
Николая
Рубцова.
20.
Архангельская
земля богата
талантами. А.
Борисов:
«Певец
Арктики».
21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

Архангельская
земля богата
талантами.
Сказительниц
а
М.Д.
Кривополенов
а
Водоёмы
нашего края.
Моря,
омывающие
Архангельску
ю область.
Водоёмы
нашего края.
Реки и озёра
родного края
Лесные
богатства
нашего края.
Болота и луга
как
сообщества
нашего края
Многообразие
растений
и
животных
Архангельско
й области
Природа
и
опасности!

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

Основные
отрасли
хозяйства на
Севере:
лесная,
рыбная
промышленно
сть
Основные
отрасли
хозяйства на
Севере:
машиностроен
ие, сельское
хозяйство
А профессий
на
Севере
немало
Здоровью
цены
нет.
Поморская
трапеза.
Здоровью
цены
нет.
Особенности
здорового
питания
на
Севере.
Виды
транспорта
Архангельско
й области
Промежуточн
ая аттестация.
Контрольный
тест

1

Беседа

1

Беседа

1

Беседа

1

Беседа

1

Беседа

1

Урок
путешеств
ие

1

Тест

4 класс
№п/п

Название раздела

1.

Вот она какая,
дорогая родина
моя!
Родом из
Поморской славной
стороны
Славные поморы
Мой Север, скупой
чародей!

2.

3.
4.

5.

Вырастешь
большой, будешь
хороший и баской

Количество
часов
6

Форма
проведения
Урокпутешествие

2

Беседа

6
2

1

ОЭР
https://ppt-online.org/1043390

https://studylib.ru/doc/4753699/svoya-igra--po-kraevedcheskomukursu--moryankaИсследование https://urok.1sept.ru/articles/637806
Творческая
https://infourok.ru/prezentaciya-kработа
kursu-moryanka-lesnie-bogatstva1782277.html
Творческая
https://studylib.ru/doc/4753699/работа
svoya-igra--po-kraevedcheskomukursu--moryanka-


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».