Устьянский муниципальный округ Архангельской области МБОУ "Бестужевская СОШ" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Коррекционные занятия по русскому языку» для обучающихся 9 класса с. Бестужево, 2024 г. Содержание курса Программа имеет коррекционно развивающий характер, что выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию имеющихся у учащихся затруднений. Программа предусматривает проведение уроков закрепления изученного, применения знаний и умений, обобщения и систематизации знаний. Контроль над уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: изложений, сочинений, диктантов, проверочных работ Коррекционно – развивающаяся работа. Ввиду психологических особенностей обучающегося, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает развитие памяти, внимания. Развитие основных мыслительных операций: развитие умений сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по алгоритму. Коррекция нарушений устной и письменной речи, монологической речи, диалогической речи. Содержание курса. Систематизация и обобщение знаний по орфографии. Развитие орфографической и пунктуационной зоркости. Виды предложений. Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Осложнѐнные предложения. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом. Знаки препинания. Сложносочиненные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложноподчинѐнных предложениях. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Развитие речи Расширение активного словарного запаса. Совершенствование умения строить устное и/или письменное высказывание (текст) в соответствии с темой, основной мыслью, типом и стилем речи. Совершенствовать умение строить устное и/или письменное высказывание (текст) в различных жанрах: изложение, сочинение. Микротемы в тексте. Компрессия текста. Сочинение- рассуждение на морально-нравственную тему. Композиция сочинения. Программа рассчитана на 1 год обучения: 0.5 часа Планируемые результаты Личностные результаты: - воспитание российской гражданской идентичности; патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; - осознание своей эстетической принадлежности, знание истории языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; - понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качествличности; его значения в процессе получения школьного образования; -осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; - достаточный объѐм словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результаты: - владение всеми видами речевой деятельности: - адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; - владение разными видами чтения; - адекватное восприятие на слух текстов различных стилей и жанров; - способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; - владение приѐмами отбора и систематизации материалов на определѐнную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, еѐ анализ и отбор; - умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; - способность определять цели предстоящей учебной деятельности(индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; - умение воспроизводить прослушанный текст с разной степенью свѐрнутости; - умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учѐтом замысла, адресата и ситуации общения; - способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; - соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; - способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого общения; - способность оценивать свою речь с точки зрения еѐ содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочѐты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; - умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии и задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; - применение приобретѐнных знаний, умений и навыков в повседневной жизни. Предметные результаты: - знать теоретические сведения основных разделов русского языка; - орфографические и пунктуационные правила. -отличать ПП от СП; - определять виды ССП, СПП; - отличать ССП, СПП, БСП; - правильно ставить знаки препинания в сложном предложении. Развитие речи: - строить устное и/или письменное высказывание в соответствии с темой, основной мыслью, типом и стилем речи; - строить устное и/или письменное высказывание (текст) на морально нравственную тему; - определять микротемы в тексте; - знать основные способы компрессии текста ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Раздел 1. Синтаксис. Простое предложение. Количество часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Форма проведения занятия. 7 1.1 Входная 1 диагностическая работа 1.2 Работа над ошибками. Словосочетание и предложение Самостоятель-ная работа 1 Библиотека ЦОК Тестирование https://m.edsoo.ru/fba9ae72 1 Библиотека ЦОК Урок – практикум https://m.edsoo.ru/fba9b53e 1.4 Предложения с обособленными членами 2 Библиотека ЦОК Работа по карточкам 1.5 Обращение. Вводные слова 1 https://m.edsoo.ru/fa27893e Работа по карточкам 1.6 Объяснительный диктант 1 Библиотека ЦОК Объяснительный https://m.edsoo.ru/fbaa154c диктант Раздел 2. Виды сложных предложений. 8 1.3 Грамматическая основа предложений 2.1 Сложносочинённые предложения 2 Библиотека ЦОК Тестирование https://m.edsoo.ru/fbaa610a 2.2 Сложноподчинённое предложение 2 Библиотека ЦОК Самостоятель-ная https://m.edsoo.ru/fbaa750a работа 2.3 Бессоюзные сложные предложения 2 Библиотека ЦОК Тестирование https://m.edsoo.ru/fbaa9d50 2.4 Сложные предложения с различными видами связи 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaaafc0 Урок – практикум Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaaaa52 Самостоятель-ная работа Раздел 3. Развитие речи 2 3.1 Изложение 1 3.2 Сочинение 1 Самостоятель-ная работа Поурочное планирование 9 класс № п/п Тема урока I Синтаксис. Простое предложение. 1. Входная диагностическая работа Количество часов 7 1 Электронные цифровые образовательные ресурсы 2. 3 4,5 6 7 Работа над ошибками. Словосочетание и предложение 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba9ae72 Грамматическая основа предложений 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba9b53e Предложения с обособленными членами 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27893e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaa154c Обращение. Вводные слова Объяснительный диктант 1 II Виды сложных предложений. 8,9 Сложносочинённые предложения 10,11 Сложноподчинённое предложение 12,13 14,15 III Бессоюзные сложные предложения Сложные предложения с различными видами связи 8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaa610a 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaa750a 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaa9d50 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaaafc0 Развитие речи 2 16. Изложение 17. Сочинение Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaaaa52 1 1 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА «Русский язык 9 кл» А.Д.Шмелев. М.,»Вентана –Граф» 2020 г.