Устьянский муниципальный
округ Архангельской области
МБОУ "Бестужевская СОШ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Коррекционные занятия по русскому языку»
для обучающихся 5 класса
с. Бестужево, 2024 г.
Содержание курса
Программа предусматривает проведение уроков закрепления изученного, применения
знаний и умений, обобщения и систематизации знаний. Контроль над уровнем
достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных
работ: диктантов, грамматических заданий, тестовых заданий.
Коррекционно – развивающаяся работа.
Ввиду психологических особенностей обучающегося, с целью усиления практической
направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает развитие
навыков каллиграфии, внимания, памяти, коррекцию нарушений устной и письменной
речи. Обогащение словарного запаса. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Повторение изученного в начальных классах.
Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых
гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих.
Разделительные ъ и ь. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число Имя
прилагательное: род, падеж, число. Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время,
число, род (в прошедшем времени); Правописание - тся и - ться; раздельное написание не
с глаголами.
Синтаксис. Пунктуация.
Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение.
Пунктуация как раздел науки о языке. Предложение. Простое предложение; виды
простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные,
побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания:
знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения, второстепенные
члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Нераспространенные и
распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с
однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и
одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но,
и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего
слова. Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак
сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в
каждом простом предложении). Запятая между простыми предложениями в сложном
предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если. Прямая речь
после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Умение
интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные,
побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим
словом.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи.
Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и
согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие
согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие
согласные.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит.
Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. Звуковое значение
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в
предложении. Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение).
Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими
названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая
буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей,
литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род
существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по
падежам и числам. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в
предложении. Полные и краткие прилагательные.
Глагол
Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. Неопределенная
форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь
(-чься) в неопределенной форме (повторение). Правописание не с глаголами.
Повторение и систематизация изученного в 5 классе
Орфограммы в в корнях слов.. Употребление букв ъ и ь. Знаки препинания в простом и
сложном предложении и в предложениях с прямой речью.
Программа рассчитана на 1 год обучения: 0.5 часа
Планируемые предметные результаты
Личностные:
1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе
получения школьного образования.
2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
3. Достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные :
1. Владение всеми видами речевой деятельности:
− адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
− владение разными видами чтения;
− способность извлекать информацию из различных источников, включая СМИ, компактдиски учебного назначения, ресурсы Интернета;
− овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение
вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
− способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность
действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и
письменной форме;
− способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
.
2. Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых
явлений на межпредметном уровне (на уроках литературы, иностранного языка, истории и
других).
3. Коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах,
обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения.
Предметные:
1. Представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального
языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в
жизни человека и общества;
2. Усвоение основ научных знаний о родном языке;
3. Освоение базовых основ лингвистики;
4. Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета;
5. Проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование разделов
и тем программы
Количество
часов
Электронные (цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1 Повторение
изученного в начальных
классах.
3ч
Форма
проведения
занятия.
1.1
1.2
Входная диагностическая
работа.
Самостоятельная работа
Работа над ошибками.
Звуки и буквы.
Произношение и
написание.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa252252
Урок –
практикум
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa252126
Урок –
практикум
1.3
Имя существительное. Имя
прилагательное. Глагол.
Местоимение.
Раздел 2 Орфография.
4ч
Орфограмма.
Правописание безударных
гласных в корне слова.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa252252
2.2
Правописание парных
согласных в корне слова.
Правописание
непроизносимых
согласных в корне слова.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa252126
Урок –
практикум
2.3
Буквы И, У, А после
шипящих. Разделительные
Ъ и Ь знаки.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa252126
Работа по
карточкам
2.4
Объяснительный диктант.
2.1
Раздел 3. Синтаксис.
Пунктуация.
3.1
Понятие о предложении
как речевой единице. Виды
предложений по цели
высказывания.
Нераспространенные и
распространённые
предложения.
Работа по
карточкам
Объяснительный
диктант.
8 ч.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25fe52
Урок –
практикум
3.2
Главные и второстепенные
члены предложения.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25eda4
Работа по
карточкам
3.3
Тире между подлежащим и
сказуемым.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25eda4
Урок –
практикум
3.4
Знаки препинания в
предложениях с
однородными членами.
Обобщающие слова при
однородных членах
предложения.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25fb78
Урок –
практикум
3.5
Предложения с
обращениями.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa260190
Урок –
практикум
3.6
Синтаксический разбор
простого предложения.
Пунктуационный разбор
простого предложения
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa260744
Работа по
карточкам.
3.7
Прямая речь.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa260c12
Работа по
карточкам
3.8
Проверочный тест по теме
«Синтаксис. Пунктуация».
Раздел 4. Повторение и
систематизация
изученного в 5 классе.
4.1
Повторение изученного в 5
классе.
4.2
Итоговая контрольная
работа.
№ п/п
Проверочная
работа.
2ч
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2610f4
Поурочное планирование
Тема занятия
Контрольная
работа.
Кол-во часов
3
I
Повторение изученного в начальных классах.
Работа по
карточкам
Входная диагностическая работа.
1
2
Работа над ошибками. Звуки и буквы. Произношение и
написание.
1
3
Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол.
Местоимение.
1
II
Орфография.
4
4
Орфограмма. Правописание безударных гласных в
корне слова.
1
5
Правописание парных согласных в корне слова.
Правописание непроизносимых согласных в корне
слова.
1
6
Буквы И, У, А после шипящих. Разделительные Ъ и Ь
знаки.
1
7
Объяснительный диктант.
1
III
Синтаксис. Пунктуация.
8
8
Понятие о предложении как речевой единице. Виды
предложений по цели высказывания.
1
Нераспространенные и распространённые предложения.
9
Главные и второстепенные члены предложения.
1
10
Тире между подлежащим и сказуемым.
1
11
Знаки препинания в предложениях с однородными
членами. Обобщающие слова при однородных членах
предложения.
1
1
12
Предложения с обращениями
1
13
Синтаксический разбор простого предложения.
Пунктуационный разбор простого предложения
1
14
Прямая речь.
1
15
Проверочный тест по теме «Синтаксис. Пунктуация».
1
IV
Повторение и систематизация изученного в 5
классе.
2
16
Повторение изученного в 5 классе.
1
17
Итоговая контрольная работа.
1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
«Русский язык 5 кл» (в 2-х частях) Т.А.Ладыженская. М.,»Просвещение»
2023 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
«Русский язык 5 кл» (в 2-х частях) Т.А.Ладыженская. М.,»Просвещение»
2023 г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ