УК История Арх.Севера 6-9 классы

е

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Архангельской области
Устьянский муниципальный округ Архангельской области

МБОУ "Бестужевская СОШ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «История Архангельского Севера»
для обучающихся 6-9 классов

с.Бестужево 2024 год

е

Содержание учебного курса « История Архангельского Севера»
6 класс.
Архангельский Север в эпоху камня - раннего Средневековья.
Каменный век на территории Архангельского Севера: Эпоха мезолита. Неолит. Архангельский Север от энеолита до раннего Средневековья: эпоха
раннего металла, эпоха железа, «чудь белоглазая», появление славян на территории Архангельского Севера.
История Архангельского Севера в X-XV веках.
Север в составе Новгородской земли: причины и условия новгородской колонизации Севера, боярская колонизация, крестьянская колонизация,
монастырская колонизация Вхождение Севера в состав Московского государства: борьба за северные земли, север между Новгородом и Москвой,
междоусобная война за власть в Москве в 15 веке, вхождение новгородских земель в состав Московского княжества, Заволочье в составе Московского
княжества. Социально-экономическое развитие Севера в XII-XV веках: промысловое освоение северных земель, крестьянская экономика
Севера,монастыри, северный посад
Содержание курса « История Архангельского Севера»
7 класс
Глава I Архангельский Север в XV веке.
1. Социально-экономическое развитие Севера в XVI веке.
Формы землевладения. Категории крестьянского населения: черносошные, дворцовые, монастырские. Типы поселений: деревня, погосты, посады. Тынукрепление монастыря. Хозяйственная деятельность крестьян и посадских людей. Лошади холмогорской и мезенской породы. Международная торговля.
«Московская компания», торговая фактория.
2. Политическое развитие Севера в XV веке.
Административное устройство и местное самоуправление. Устьянские волости и Чарондская округа. Местное самоуправление: воеводы, губные
старосты, земские старосты, целовальники. Ливонская война. Кологривов Терентий Григорьевич, Аверкий Иванович Палицын. Новохолмогорский
городок, гостиные дворы. Русско-шведская война 1590-1595. Тявзинский мир.
Глава II. Архангельский Север в XVII веке.
3. Архангельский Север в первой половине XVII века. Оборона северных рубежей в годы Смуты. Столбовский мир. Северные монастыри как место
ссылки в ходе борьбы за власть. Аверкий Иванович Палицын, Федор Никитич Романов, Иван Васильевич Сицкий. Внешняя и внутренняя торговля через

е

Архангельск в XVII веке. Писцовая книга Мирона Вельяминовы. Немецкая слобода в Архнгельске. Мангазея «златокипящая» (Северяне и освоение
Сибири). Кондратий Курочкин, Василий Гусельников, Ерофей Хабаров, Владимир Атласов, Михаил Стадухин, Исай Игнатьев. Торговая фактория –
морской и речной порт. Артемий Бобинов
4. Архангельский Север во второй половине XVII века. Соловецкое восстание и старообрядчество на Русском Севере. 1667 – соловецкие вотчины по
приказу переходят в собственность государства. Осада монастыря Ивана Мещеринова. Гари – протест старообрядцев. Архангельский города во второй
половине XVII века. Сроительство каменных гостиных дворов. Дмитрий Михайлович Старцев зодчий из Москвы. Таможня. Заграничная торговля в
Архангельске во второй половине XVII века. Первые северные епархии. Архиепископ Афанасий Хломогорский.
5. Культура и быт Архангельского Севера в XVI-XVII веках. Книжники и книжность. Автожития, жития. Жития Антония Сийского, Артемия
Веркольского, Вассиана и др. Деревянная архитектура. Часовни. Деревянные церкви: клетские и шатровые церкви. Монастырское каменное зодчество.
Филипп (Федор Степанович Колычев). Городское каменное строительство. Аникий Федорович Строганов. «Строгановское барокко». Строганов
Григорий Дмитриевич. Изобразительное искусство. Расписные «небеса». Фольклор

Содержание курса « История Архангельского Севера»
8 класс
Архангельский Север в XVIII веке.
Приезд императора Петра I в Архангельск. Начало строительства флота. Создание Архангельского Герба. Последствия петровских реформ для
развития Архангельска. Северная война на Севере. Строительство новых судов. Экспорт товаров на Север. Север как место политических ссылок.
Архангельский север во времена эпохи « Дворцовых переворотов».
Культура и быт Архангельского Севера в XVIII веке.
Образование. Наука. Архитектура. Михаил Васильевич Ломоносов. Детство. Учения. Обучение за границей. Вклад Ломоносова в разные науки.

е

« История Архангельского Севера»
9 класс
История Архангельского Севера в XIX- начале XX века.
Архангельский Север в 1801-1855 годах: север в эпоху наполеоновских войн; наш край в Отечественной войне 1812 года; кораблестроение и
мореплавание; маргаритинская ярмарка; реформа государственной деревни; оборона Архангельского Севера во время Крымской войны. Архангельский
Север во второй половине XIX века:эпоха великих реформ, аграрная реформа, судебная, военная, в народном образовании; лесопильная
промышленность, сельское хозяйство; Архангельский Север в начале XIX века: первая российская революция, общество и власть на Архангельском
Севере после Первой российской революции.
Культура Архангельского Севера вXIX- начале XX века.
Культура и быт Севера в первой половине XIX века: просвещение и народное образование, открытие типографии и первая губернская газета; библиотека
и музей, памятник М.В. Ломоносову в Архангельске. Культура и быт Севера во второй половине XIX- начале XX века: народное образование,
библиотеки, периодическая печать. Архангельское общество изучения Русского Севера. Исследователи Арктики

е

Планируемые результаты курса «История Архангельского Севера»
6 класс
Обучающийся научится
Обучающийся получит возможность научиться
- составлять на основе информации из учебника и
- уважать историческое наследие народов Архангельской области;
дополнительной литературы описания памятников родного
-локализовать во времени общие рамки и события Архангельского Севера с
края;
древнейших времён до конца XV века;
- объяснять, в чем заключаются художественные достоинства
-соотносить хронологию истории Руси и своего Архангельского Севера;
и значениепамятников родного края;
-составлять описание образа жизни различных групп населения на Севере с
-использовать элементы источниковедческого анализа при
древнейших времён до конца XVвека;
работе с историческими материалами (определение
-составлять описание памятников материальной и художественной культуры в
принадлежности идостоверности источника, позиций автора и
древние времена;
др.);
рассказывать о личностях и значительных событиях изистории края;
- используяисторическую карту, характеризовать социально- раскрывать характерные, существенные черты:экономических и социальных
экономическое и политическое развитие родного края;
политических отношений;
- применять знания по истории России и своего края при
-объяснять причиныи следствия ключевых событий эпохи раннего Севера, в X- составлении описаний исторических и культурных
XVвеках;
памятников своего села, края.
сравнивать исторические ситуации и события.

е

7 класс
Обучающийся научится
- уважать историческое наследие народов Архангельской области;
-локализовать во времени общие рамки и события Архангельского Севера с;
-соотносить хронологию истории Руси и своего Архангельского Севера;
-составлять описание образа жизни различных групп населения на Севере XVIXVII века;
-составлять описание памятников материальной и художественной культуры в
древние времена;
рассказывать о личностях и значительных событиях из истории края;
- раскрывать характерные, существенные черты: экономических и социальных
политических отношений;
-объяснять причины и следствия ключевых событий эпохи раннего Севера, в
XVI- XVII веках;
сравнивать исторические ситуации и события.

Обучающийся получит возможность научиться
- составлять на основе информации из учебника и
дополнительной литературы описания памятников родного
края;
- объяснять, в чем заключаются художественные достоинства
и значение памятников родного края;
-использовать элементы источниковедческого анализа при
работе с историческими материалами (определение
принадлежности и достоверности источника, позиций автора
и др.);
- используя историческую карту, характеризовать социальноэкономическое и политическое развитие родного края;
- применять знания по истории России и своего края при
составлении описаний исторических и культурных
памятников своего села, края.

е

8 класс.
Обучающийся научится
- уважать историческое наследие народов Архангельской области;
-локализовать во времени общие рамки и события Архангельского Севера ;
-соотносить хронологию истории Руси и своего Архангельского Севера;
-составлять описание образа жизни различных групп населения на Севере в
XVIII составлять описание памятников материальной и художественной
культуры в древние времена;
рассказывать о личностях и значительных событиях из истории края;
- раскрывать характерные, существенные черты: экономических и социальных
политических отношений;
-объяснять причины и следствия ключевых событий эпохи Севера, в XVIII
веках;
сравнивать исторические ситуации и события.

Обучающийся получит возможность научиться
- составлять на основе информации из учебника и
дополнительной литературы описания памятников родного
края;
- объяснять, в чем заключаются художественные достоинства
и значение памятников родного края;
-использовать элементы источниковедческого анализа при
работе с историческими материалами (определение
принадлежности и достоверности источника, позиций автора
и др.);
- используя историческую карту, характеризовать социальноэкономическое и политическое развитие родного края;
- применять знания по истории России и своего края при
составлении описаний исторических и культурных
памятников своего села, края.

е

9 класс.
Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность
- составлять на основе информации из учебника и
-локализовать во времени общие рамки и события Севера в, этапы
дополнительной литературы описания памятников родного
становления и развития Российского государства в 19-20 века;
края;
-соотносить хронологию своего Архангельского Северав XIX-началеXX века; - объяснять, в чем заключаются художественные достоинства и
-составлять описание образа жизни различных групп населения на Севере в
значениепамятников родного края;
XIX-началеXX века;
-использовать элементы источниковедческого анализа при
-составлять описание памятников материальной и художественной культуры в работе с историческими материалами (определение
1801-1914гг.;
принадлежности идостоверности источника, позиций автора и
рассказывать о культуре и быте Севера в первой и второй половинеXIX века; др.);
- объяснять, как изменилось развитие Архангельского Севера во второй
- используяисторическую карту, характеризовать социальнополовине XIX века;
экономическое и политическое развитие родного края;
-объяснять причиныи следствия ключевых событий эпохи раннего Севера, в
- применять знания своего края при составлении описаний
X-XVвеках;
исторических и культурных памятников своего села, края;
сравнивать исторические ситуации и события.
- сравнивать свидетельства различных исторических
источников, выявляя в них общее и различия.

№
п/п

1

Тема урока

Тематическое планирование
6 класс
Содержание воспитания

Количест
во часов
6

Архангельский Север в эпоху камня раннего Средневековья.
Каменный
век
на
территории Интеллектуальное воспитание: формирование представления о роли знаний, 1
Архангельского Севера: откуда мы знаем о интеллектуального труда и творчества в жизни человека и общества,
древней истории Севера? Когда и как возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях развития
личности

е

2

3

4
5

6

7

8

9-10

11-12

впервые появились люди на Архангельском
Севере?
Каменный
век
на
территории Гражданско-патриотическое воспитание: ценностное отношение к России,
Архангельского Севера: эпоха мезолита.
своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому
наследию
Каменный
век
на
территории Интеллектуальное: формирование научной картины мира.
Архангельского Севера: неолит
Гражданско-патриотическое воспитание: ценностное отношение к России,
своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому
наследию
Архангельский Север от энеолита до раннего Интеллектуальное: формирование научной картины мира.
Средневековья: эпоха раннего металла.
Архангельский Север от энеолита до раннего Гражданско-патриотическое воспитание: ценностное отношение к России,
Средневековья: эпоха железа
своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому
наследию
Архангельский Север от энеолита до раннего Интеллектуальное: формирование научной картины мира.
Средневековья:
«чудь
белоглазая»,
появление
славян
на
территории
Архангельского Севера
История Архангельского Севера в X-XV
веках.
Север в составе Новгородской земли:
причины
и
условия
новгородской
колонизации Севера, боярская колонизация.
Север в составе Новгородской земли:
крестьянская колонизация, монастырская
колонизация.
Вхождение Севера в состав Московского
государства: борьба за северные земли, север
между Новгородом и Москвой.
Вхождение Севера в состав Московского
государства: междоусобная война за власть в
Москве в 15 веке, вхождение новгородских
земель в состав Московского княжества

Интеллектуальное: формирование научной картины мира.

1

1

1
1

1

10

1

Гражданско-патриотическое воспитание: ценностное отношение к России, 1
своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому
наследию
Интеллектуальное: формирование научной картины мира.
2
Гражданско-патриотическое воспитание: ценностное отношение к России, 2
своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому
наследию

е

13

14-15

16

17

Вхождение Севера в состав Московского Интеллектуальное: формирование научной картины мира.
государства:
Заволочье
в
составе Гражданско-патриотическое воспитание: ценностное отношение к России,
Московского княжества.
своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому
наследию
Социально-экономическое развитие Севера в Интеллектуальное: формирование научной картины мира.
XII-XV веках: промысловое освоение
северных земель, крестьянская экономика
Севера
Социально-экономическое развитие Севера в Гражданско-патриотическое воспитание: ценностное отношение к России,
XII-XV веках: монастыри, северный посад.
своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому
наследию
Промежуточная аттестация: итоговый тест.
Интеллектуальное: повторение пройденного материала
Гражданско-патриотическое воспитание: уважительное отношение к
воинскому прошлому и настоящему нашей страны, уважение к защитникам
Родины

1

2

1

1

Тематическое планирование
7 класс
№

тема

Содержание воспитания

Количество
часов

1

Введение

Интеллектуальное: формирование ответственного отношения к учению, готовности
и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию

Глава I Архангельский Север в XV веке.
1-2
1.
Социально-экономическое Гражданско-патриотическое: воспитание гордости за свою Родину.
развитие Севера в XVI веке.
Хозяйственная
деятельность Нравственное: воспитание гражданственности, национальной идентичности,
3-4
крестьян и посадских людей.
развитие убеждений на основе осмысления исторических сложившихся традиций.

1

2
2

е

Политическое развитие Севера в Интеллектуальное: развитие интереса к познавательной деятельности,
формирование научной картины мира.
XV веке.
Местное самоуправление Севера в Интеллектуальное: развитие интереса к познавательной деятельности,
7-8
формирование научной картины мира.
XV веке.
Глава II. Архангельский Север в XVII веке
9-10 Архангельский Север в первой Нравственное: воспитание гражданственности, национальной идентичности,
половине XVII века. Оборона развитие убеждений на основе осмысления исторических сложившихся традиций.
северных рубежей в годы Смуты.
11-12 Внешняя и внутренняя торговля
через Архангельск в XVII веке
13-14 Архангельский Север во второй Нравственное: Показывать на конкретных примерах роль мировоззрения в жизни
половине XVII века. Соловецкое человека. Классифицировать типы мировоззрения. Иллюстрировать проявления
восстание и старообрядчество на патриотизма и гражданственности в типичных ситуациях
социальной жизни
Русском Севере.
15-16 Культура и быт Архангельского Нравственное: воспитание гражданственности, национальной идентичности,
развитие убеждений на основе осмысления исторических сложившихся традиций.
Севера в XVI-XVII веках.

2

Интеллектуальное: актуализация знаний по пройденному материалу.
Социально-коммуникативное: соотносить свои взгляды и принципы с исторически
возникшими мировоззренческими системами, обсуждать данную проблему с
одноклассниками

1

5-6

17

Промежуточная аттестация

2

2

2
2

2

Тематическое планирование
8 класс
№

тема

Содержание воспитания

Количество
часов

1

Введение

Глава I Архангельский Север в XVIII веке.

Интеллектуальное: формирование ответственного отношения к учению, готовности
и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию

1

е

1-2
3-4

1. Архангельский Север в
Петровскую эпоху.
Архангельский Север во времена
Северной Войны.

Гражданско-патриотическое: воспитание гордости за свою Родину.

2

Нравственное: воспитание гражданственности, национальной идентичности,
развитие убеждений на основе осмысления исторических сложившихся традиций.

2

деятельности,

2

Архангельский Север в эпоху « Интеллектуальное: развитие интереса к познавательной деятельности,
формирование научной картины мира.
Просвещённого абсолютизма»
Глава II. Культура и быт Архангельского Севера.
9-10 Культура и быт Архангельского Нравственное: воспитание гражданственности, национальной идентичности,
развитие убеждений на основе осмысления исторических сложившихся традиций.
Севера в XVIII веке.

2

5-6

Политическое развитие Севера в Интеллектуальное: развитие интереса
XVIII веке. Архангельский Север формирование научной картины мира.
во второй четверти- середине
XVIII века.

к

познавательной

7-8

2

13-14

Географические
открытия
в
Арктике в XVIII веке.
Архангельский Север во второй Нравственное: Показывать на конкретных примерах роль мировоззрения в жизни
человека. Классифицировать типы мировоззрения. Иллюстрировать проявления
половине XVIII века.
патриотизма и гражданственности в типичных ситуациях

15-16

Михаил Васильевич Ломоносов.

Нравственное: воспитание гражданственности, национальной идентичности,
развитие убеждений на основе осмысления исторических сложившихся традиций.

2

Промежуточная аттестация

Интеллектуальное: актуализация знаний по пройденному материалу.
Социально-коммуникативное: соотносить свои взгляды и принципы с исторически
возникшими мировоззренческими системами, обсуждать данную проблему с
одноклассниками

1

11-12

2
2

социальной жизни

17

е

Тематическое планирование 9 класс.
№
п/п

Тема урока

Содержание воспитания

Количест
во часов
8

Интеллектуальное: формирование научной картины мира.

1

История Архангельского Севера в XIXначале XX века.
1

2-3

4

5-6

7

8

Архангельский Север в 1801-1855 годах:
север в эпоху наполеоновских войн; наш
край в Отечественной войне 1812 года
Архангельский Север в 1801-1855 годах:
кораблестроение
и
мореплавание;
маргаритинская
ярмарка;
реформа
государственной деревни
Архангельский Север в 1801-1855 годах:
оборона Архангельского Севера во время
Крымской войны.
Архангельский Север во второй половине
XIX века: эпоха великих реформ, аграрная
реформа , судебная, военная, в народном
образовании.
Архангельский Север во второй половине
XIX века: лесопильная промышленность,
сельское хозяйство
Архангельский Север в начале XIX века:
первая российская революция, общество и
власть на Архангельском Севере после
Первой российской революции.
Культура Архангельского Севера вXIXначале XX века.

Гражданско-патриотическое воспитание: ценностное отношение к России, 2
своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому
наследию
Интеллектуальное: формирование научной картины мира.

1

Гражданско-патриотическое воспитание: ценностное отношение к России, 2
своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому
наследию
Интеллектуальное: формирование научной картины мира.

1

Гражданско-патриотическое воспитание: ценностное отношение к России, 1
своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому
наследию
8

е

9-10

11-12

13-14

15-16

17

Культура и быт Севера в первой половине
XIX века: просвещение и народное
образование, открытие типографии и первая
губернская газета.
Культура и быт Севера в первой половине
XIX века: библиотека и музей, памятник
М.В. Ломоносову в Архангельске.
Культура и быт Севера во второй половине
XIX- начале XX века: народное образование,
библиотеки. Периодическая печать
Культура и быт Севера во второй половине
XIX- начале XX века: Архангельское
общество изучения Русского Севера.
Исследователи Арктики.
Промежуточная аттестация: итоговый тест.

Культуротворческое и эстетическое воспитание: умения видеть красоту в 2
окружающем мире; первоначальные умения видеть красоту в поведении,
поступках людей; элементарные представления об эстетических и
художественных ценностях отечественной культуры
Социально-коммуникативное: соотносить свои взгляды и принципы с 2
исторически возникшими мировоззренческими системами, обсуждать данную
проблему с одноклассниками
2
Нравственное: неравнодушие к жизненным проблемам других людей, 2
сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации
Интеллектуальное: повторение пройденного материала
1
Гражданско-патриотическое воспитание: уважительное отношение к
воинскому прошлому и настоящему нашей страны, уважение к защитникам
Родины


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».