Функциональная грамотность
06.02.2024
Функциональная
грамотность — это умение
эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить
как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты,
грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность
сформирована через формат международного исследования PISA.
PISA для
школ – это разработанный Организацией экономического содружества и развития
(ОЭСР) инструмент оценки качества образования.
В Российской
Федерации данное исследование легло в основу «Оценки по модели PISA», которая
проводится в соответствии с Методологией и критериями
оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе
практики международных исследований качества подготовки
обучающихся.
Проведение
оценки по модели PISA основано на технологиях и решениях проекта PISA for
Schools (PISA для школ):
- в исследовании принимают
участие обучающиеся, чей возраст на момент тестирования составляет от 15 лет и
3 месяцев до 16 лет и 2 месяцев (с 7-го класса);
-
инструментарий исследования PISA для школ включает в себя тест и анкету для
обучающихся, а также онлайн-анкету для администрации школы;
- участники
исследования выполняют задания на компьютере;
- все
задания построены на концептуальных рамках исследования PISA;
-
исследование PISA для школ дает возможность получения результатов в привязке к
единой шкале исследования PISA.
Составляющие
функциональной грамотности
1.
Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты,
размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять
свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2.
Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную
гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
3.
Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и
интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять
математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4.
Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового
поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества
жизни.
5.
Креативное мышление. Способность
продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и
совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных
решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
6.
Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно
применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые
принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении
глобальных проблем.