ВД Проектно-исследовательская деятельность 3

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "БЕСТУЖЕВСКАЯ
СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"

Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"БЕСТУЖЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
Дата: 2023.10.25 14:29:40 +03'00'

Устьянский муниципальный округ Архангельской области
МБОУ "Бестужевская СОШ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности « Проектная и исследовательская
деятельность»
для обучающихся 3 класса

п. Квазеньга, 2024 год

Пояснительная записка
Рабочая

программа

по

внеурочной

деятельности

(Научно-познавательная

направленность), курс «Проектная и исследовательская деятельность» для 3 класса
составлена на основе ФГОС НОО.
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно
использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем
самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким
технологиям относится проектная технология.
Образовательный

стандарт

нового

поколения

ставит

перед

начальным

образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только
читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две
группы новых умений.
Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с
начальной школы, органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая
последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов,
вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение
координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные
знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе
технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности
определены как одно из условий реализации основной образовательной программы
начального общего образования. Современные развивающие программы начального
образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и
внеурочной деятельности.
Цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них
познавательных интересов,

интеллектуальных, творческих

и коммуникативных

способностей.
Задачи курса:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по
совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального
использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и
сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение,
использование).
На изучение курса по внеурочной деятельности «Проектная и исследовательская
деятельность» отводится 17 часов в 3 классе.
Содержание программы
Что такое исследование? Кто такие исследователи?
Исследование, исследователь. Корректировка детских представлений о том, что они
понимают под словом “исследование”. Коллективное обсуждение вопросов о том, где
использует человек свою способность исследовать окружающий мир:
Обсуждение готовых проектов. Повторение этапов исследовательской работы
Выбор темы. Цель и задачи. Пути решения. Гипотеза исследования. Наблюдение.
Эксперимент. Опыт.
Выбор темы, постановка цели и задач
Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы.
Выбор путей решения. Составление плана работы
План работы. Распределение обязанностей. Выбор путей решения.
Работа с источниками информации
Поиск информации. Источники информации. Библиотека. Интернет. Опрос. Каталог.
Работа с каталогами. Отбор и анализ литературы по выбранной теме.. Источники
получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники,
словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научнопопулярной и методической литературы. Чтение - просмотр, выборочное, полное
(сплошное), с проработкой и изучением материала.
Составления анкет, опросников, интервью

Анкеты, анкетирование. Опросные листы. Интервью.
Обобщение анкет и результатов опроса. Составление таблицы
Обработка анкет. Оформление результатов анкетирования. Таблицы, схемы, чертежи.
Эксперимент. Проведение эксперимента по выбранной теме
Поиск ответов на поставленные вопросы. Эксперименты.
Отчёт по изученному материалу
Обработка информации. Оформление информации.
Правила оформления материала
Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык и стиль.
Сокращения, обозначения. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление.
Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности.
Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”,
“Используемая литература”. Выводы и оформление “Заключения”.
Практическая работа над проектом
Подготовка текста защиты проекта
Составление текста защиты проекта. Тезисы. Конспект выступления. Особенности и
приемы конспектирования. Продукт проектной деятельности.
Подготовка презентации
Подготовка презентации. Приёмы презентации результатов исследовательской
деятельности.
Защита проекта. Выступление
Порядок публичного выступления. Ораторские приёмы. Представление проектов.
Планируемые результаты обучения
Личностные:
• осознавать себя ценной частью большогоразнообразного мира (природы и общества);
• испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;
• формулировать самому простые правила поведения в природе;
• осознавать себя гражданином России;
• объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей
России;
• искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций,
эстетических и культурных предпочтений;
• уважать иное мнение;
• вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

Регулятивные:
• определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать
средства её осуществления;
• учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;
• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового
характера, выполнения проекта совместно с учителем;
• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки;
• работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные
средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);
• в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;
• понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Познавательные:
• предполагать, какая информация нужна;
• отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
• сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари,
энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
• выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
• выстраивать логическую цепь рассуждений;
• представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с
применением средств ИКТ.
Коммуникативные:
• организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с
другом и т.д.);
• предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться
подтверждать аргументы фактами;
• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою
точку зрения.

Тематическое планирование
№п/

Тема

ЦОР

п

Форма
проведения
занятия

1
2

3
4
5
6

7
8

Что такое исследование? Кто такие
исследователи?
Обсуждение готовых проектов.
Повторение этапов
исследовательской работы
Выбор темы, постановка цели и
задач
Выбор темы, постановка цели и
задач
Составление плана работы
Работа информационными
источниками
Составления анкет, опросников,
интервью
Обобщение анкет и результатов
опроса.

10

Эксперимент. Проведение
эксперимента.
Отчёт по изученному материалу

11

Правила оформления материала

12

Практическая работа над проектом

13

Практическая работа над проектом

14
15

Практическая работа над проектом
Подготовка текста защиты проекта

16

Подготовка презентации

17

Защита проекта. Выступление

9

https://globallab.org/ru/course/
cover/demo_ekspeditsija.html
https://globallab.org/ru/course/
cover/demo_ekspeditsija.html

Лекция

https://globallab.org/ru/course/
cover/demo_ekspeditsija.html
https://obuchonok.ru/materialy

Беседа

https://obuchonok.ru/materialy
https://equuleusbook.xyz/book
s/uchus-sozdavat-proekt-3klass
https://onlinetestpad.com/

Практикум
Работа с
электронным
и ресурсами
Практикум

https://equuleusbook.xyz/book
s/uchus-sozdavat-proekt-3klass
https://globallab.org/ru/course/
cover/demo_ekspeditsija.html
https://equuleusbook.xyz/book
s/uchus-sozdavat-proekt-3klass
https://globallab.org/ru/course/
cover/demo_ekspeditsija.html
https://globallab.org/ru/course/
cover/demo_ekspeditsija.html
https://globallab.org/ru/course/
cover/demo_ekspeditsija.html
https://onlinetestpad.com/
https://globallab.org/ru/course/
cover/demo_ekspeditsija.html
https://globallab.org/ru/course/
cover/demo_ekspeditsija.html
https://equuleusbook.xyz/book
s/uchus-sozdavat-proekt-3klass

Беседа

Беседа

Викторина

Практикум
Практикум
Лекция
Практикум
Практикум
Практикум
Практикум
Практикум
Выступление


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».