Рабочая программа учебного курса Точка роста 10-11 кл Биология

Устьянский муниципальный округ Архангельской области
МБОУ "Бестужевская СОШ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Точка роста»
для обучающихся 10-11 класса

с. Бестужево, 2025 год

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение. План работы и техника безопасности при выполнении лабораторных работ.
Раздел 1. Цитология – наука о строении клетки
Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных
исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы.
Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила
биологического рисунка.
Практическая работа №1 «Устройство микроскопа»
Практическая работа №2 «Приготовление и рассматривание микропрепаратов»
Раздел 2. Внешнее и внутреннее строение растений
Жизненные формы растений. Общее знакомство с цветковыми растениями.
Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы растений.
Корень, его строение и значение. Строение и развитие побега. Внешнее строение листа.
Клеточное строение листа. Стебель, его строение, значение, видоизменения. Цветок.
Плод.
Практическая работа №3 «Строение корня проростка. Строение корневых волосков и
корневого чехлика».
Практическая работа №4 «Строение вегетативной и генеративной почек».
Практическая работа №5 «Внешнее строение листа. Типы жилкования листьев.
Строение кожицы листа. Клеточное строение листа. Устьица растений».
Практическая работа №6 «Строение цветка».
Раздел 3. Особенности строения грибов
Разнообразие грибов. Строение и способы питания грибов. Систематика грибов.
Плесневые грибы (пенициллиум и мукор). Шляпочные грибы (пластинчатые и
трубчатые). Способы размножения грибов. Вред и польза грибов (грибы паразиты,
сапротрофы, хищники и симбионты). Роль грибов в круговороте веществ в природе.
Экология грибов.
Практическая работа №7 «Выращивание белой плесени. Строение гриба мукора».
Практическая работа №8 «Строение дрожжей».
Раздел 3. Практическая бактериология
Пути исторического развития микробиологии как науки. Особенности бактериальной
клетки. Формы бактерий. Значение. Основные области применения микроорганизмов
человеком.
Практическая работа №9 «Особенности бактериальной клетки. Формы бактерий».
Раздел 4. Внешнее и внутреннее строение животных
Особенности строения, жизнедеятельности, образа жизни, питания животных разных
систематических групп. Беспозвоночные и позвоночные животные. Охрана животных.
Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп. Жизнь
животных: определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности. Описание
внешнего вида животных по плану.
Практическая работа №10 «Определение экологической группы животных по внешнему
виду».

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 11 класс
Введение. План работы и техника безопасности при выполнении лабораторных работ.
Раздел 1. Цитология – наука о строении клетки
Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных
исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы.
Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила
биологического рисунка.
Практическая работа №1 «Устройство микроскопа»
Практическая работа №2 «Приготовление и рассматривание микропрепаратов»
Раздел 2. Внешнее и внутреннее строение растений
Жизненные формы растений. Общее знакомство с цветковыми растениями.
Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы растений.
Корень, его строение и значение. Строение и развитие побега. Внешнее строение листа.
Клеточное строение листа. Стебель, его строение, значение, видоизменения. Цветок.
Плод.
Практическая работа №3 «Строение корня проростка. Строение корневых волосков и
корневого чехлика».
Практическая работа №4 «Строение вегетативной и генеративной почек».
Практическая работа №5 «Внешнее строение листа. Типы жилкования листьев.
Строение кожицы листа. Клеточное строение листа. Устьица растений».
Практическая работа №6 «Строение цветка».
Раздел 3. Особенности строения грибов
Разнообразие грибов. Строение и способы питания грибов. Систематика грибов.
Плесневые грибы (пенициллиум и мукор). Шляпочные грибы (пластинчатые и
трубчатые). Способы размножения грибов. Вред и польза грибов (грибы паразиты,
сапротрофы, хищники и симбионты). Роль грибов в круговороте веществ в природе.
Экология грибов.
Практическая работа №7 «Выращивание белой плесени. Строение гриба мукора».
Практическая работа №8 «Строение дрожжей».
Раздел 3. Практическая бактериология
Пути исторического развития микробиологии как науки. Особенности бактериальной
клетки. Формы бактерий. Значение. Основные области применения микроорганизмов
человеком.
Практическая работа №9 «Особенности бактериальной клетки. Формы бактерий».
Раздел 4. Внешнее и внутреннее строение животных
Особенности строения, жизнедеятельности, образа жизни, питания животных разных
систематических групп. Беспозвоночные и позвоночные животные. Охрана животных.
Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп. Жизнь
животных: определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности. Описание
внешнего вида животных по плану.
Практическая работа №10 «Определение экологической группы животных по внешнему
виду».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 10 кл.
-иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации,
составлении доклада, публичном выступлении;
-знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
-уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать
определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
-уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать
собственную точку зрения;
-владеть планированием и постановкой биологического эксперимента.
Личностные результаты:
- знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
- развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы;
- развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать,
сравнивать, делать выводы и другое);
- эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть
проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать
свою позицию.
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
- умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
4. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 11 кл.
-иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации,
составлении доклада, публичном выступлении;
-знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
-уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать
определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
-уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать
собственную точку зрения;
-владеть планированием и постановкой биологического эксперимента.
Личностные результаты:
- знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
- развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы;
- развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать,
сравнивать, делать выводы и другое);
- эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть
проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать
свою позицию.
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
- умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе;

- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
4. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 кл

№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контроль
ные
работы

Практичес
кие
работы

1

Введение

1

2

Раздел 1. Цитология
– наука о строении
клетки

3

3

Раздел 2. Внешнее и
внутреннее строение
растений

4

4

Раздел 3.
Особенности
строения грибов

3

5

Раздел 3.
Практическая
бактериология

3

1

6

Раздел 4. Внешнее и
внутреннее строение
животных

3

1

17

10

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

2

4

2

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 кл

№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контроль
ные
работы

Практичес
кие
работы

1

Введение

1

2

Раздел 1. Цитология
– наука о строении
клетки

7

3

Раздел 2. Внешнее и
внутреннее строение
растений

9

4

Раздел 3.
Особенности
строения грибов

5

5

Раздел 3.
Практическая
бактериология

5

1

6

Раздел 4. Внешнее и
внутреннее строение
животных

7

1

34

10

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

2

4

2

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п
/
п

Количество часов
Тема урока

Всего

Кон
тр.
Раб.

Пра
кт.
Раб.

1

Введение. План работы и
техника безопасности при
выполнении лабораторных
работ.

1

2

Методы научного
исследования. История
изобретения микроскопа,
его устройство и правила
работы. Практическая
работа №1 «Устройство
микроскопа»

1

1

3

Техника приготовления
временного
микропрепарата.
Практическая работа №2
«Приготовление и
рассматривание
микропрепаратов»

1

1

4

Правила биологического
рисунка. Зарисовка
биологических объектов.

1

5

Общее знакомство с
цветковыми растениями.
Практическая работа №3
«Строение корня
проростка. Строение
корневых волосков и
корневого чехлика».

1

1

6

Жизненные формы
растений. Практическая
работа №4 «Строение
вегетативной и
генеративной почек».

1

1

7

Значение листа для
растений. Практическая
работа №5 «Внешнее

1

1

Дата
изуч
ения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

строение листа. Типы
жилкования листьев.
Строение кожицы листа.
Клеточное строение листа.
Устьица растений».
8

Цветок. Практическая
работа №6 «Строение
цветка».

1

9

Строение грибное клетки.
Разнообразие грибов.
Строение и способы
питания
грибов.

1

10

Плесневые грибы
(пенициллиум
и мукор). Практическая
работа №7 «Выращивание
белой плесени. Строение
гриба мукора».

1

1

11

Практическая работа №8
«Строение дрожжей».

1

1

12

Пути исторического
развития микробиологии
как науки. Особенности
бактериальной клетки.

1

13

Формы бактерий.
Практическая работа №9
«Особенности
бактериальной клетки.
Формы бактерий».

1

14

Основные области
применения
микроорганизмов
человеком.

1

15

Система животного мира.

1

16

Практическая работа №10
«Определение
экологической группы
животных по внешнему
виду».

1

17

Животные наших лесов.

1

1

1

1

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
№
п
/
п

Количество часов
Тема урока

Всего

1

Введение. План работы и
техника безопасности при
выполнении лабораторных
работ.

1

2

Методы научного
исследования.

1

3

Лабораторное
оборудование и приборы
для научных
исследований.

1

4

История изобретения
микроскопа, его
устройство и правила
работы. Практическая
работа №1 «Устройство
микроскопа».

1

5

Техника приготовления
временного
микропрепарата.

1

6

Практическая работа №2
«Приготовление и
рассматривание
микропрепаратов»

1

7

Правила биологического
рисунка.

1

8

Зарисовка биологических
объектов.

1

9

Общее знакомство с
цветковыми растениями.

1

10

Растительные ткани и
органы
растений.

1

11

Вегетативные и
генеративные
органы растений.

1

Кон
тр.
Раб.

Пра
кт.
Раб.

1

1

Дата
изуч
ения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

12

Практическая работа №3
«Строение корня
проростка. Строение
корневых волосков и
корневого чехлика».

1

1

13

Жизненные формы
растений. Практическая
работа №4 «Строение
вегетативной и
генеративной почек».

1

1

14

Строение и развитие
побега.

1

15

Видоизменения побегов.

1

16

Значение листа для
растений. Практическая
работа №5 «Внешнее
строение листа. Типы
жилкования листьев.
Строение кожицы листа.
Клеточное строение листа.
Устьица растений».

1

17

Видоизменения листьев.

1

18

Цветок. Практическая
работа №6 «Строение
цветка».

1

19

Строение грибное клетки.

1

1

1

20

Разнообразие грибов.
Строение, способы
питания и размножение
грибов.

1

21

Плесневые грибы
(пенициллиум
и мукор). Практическая
работа №7 «Выращивание
белой плесени. Строение
гриба мукора».

1

1

22

Практическая работа №8
«Строение дрожжей».1

1

1

23

Систематика грибов.
Шляпочные грибы
(пластинчатые и
трубчатые).

1

24

Пути исторического
развития микробиологии
как науки.

1

25

Особенности
бактериальной клетки.

1

26

Формы бактерий.
Практическая работа №9
«Особенности
бактериальной клетки.
Формы бактерий».

1

27

Положительное и
отрицательное значение
микроорганизмов.

1

28

Основные области
применения
микроорганизмов
человеком.

1

29

Система животного мира.

1

30

Беспозвоночный
животные.

1

31

Позвоночные животные.

1

32

Отличительные признаки
животных разных царств и
систематических групп.

1

33

Охрана животных.

1

34

Практическая работа №10
«Определение
экологической группы
животных по внешнему
виду».

1

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».