Устьянский муниципальный округ Архангельской области
МБОУ "Бестужевская СОШ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Точка роста»
для обучающихся 10-11 класса
с. Бестужево, 2025 год
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение. План работы и техника безопасности при выполнении лабораторных работ.
Раздел 1. Цитология – наука о строении клетки
Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных
исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы.
Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила
биологического рисунка.
Практическая работа №1 «Устройство микроскопа»
Практическая работа №2 «Приготовление и рассматривание микропрепаратов»
Раздел 2. Внешнее и внутреннее строение растений
Жизненные формы растений. Общее знакомство с цветковыми растениями.
Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы растений.
Корень, его строение и значение. Строение и развитие побега. Внешнее строение листа.
Клеточное строение листа. Стебель, его строение, значение, видоизменения. Цветок.
Плод.
Практическая работа №3 «Строение корня проростка. Строение корневых волосков и
корневого чехлика».
Практическая работа №4 «Строение вегетативной и генеративной почек».
Практическая работа №5 «Внешнее строение листа. Типы жилкования листьев.
Строение кожицы листа. Клеточное строение листа. Устьица растений».
Практическая работа №6 «Строение цветка».
Раздел 3. Особенности строения грибов
Разнообразие грибов. Строение и способы питания грибов. Систематика грибов.
Плесневые грибы (пенициллиум и мукор). Шляпочные грибы (пластинчатые и
трубчатые). Способы размножения грибов. Вред и польза грибов (грибы паразиты,
сапротрофы, хищники и симбионты). Роль грибов в круговороте веществ в природе.
Экология грибов.
Практическая работа №7 «Выращивание белой плесени. Строение гриба мукора».
Практическая работа №8 «Строение дрожжей».
Раздел 3. Практическая бактериология
Пути исторического развития микробиологии как науки. Особенности бактериальной
клетки. Формы бактерий. Значение. Основные области применения микроорганизмов
человеком.
Практическая работа №9 «Особенности бактериальной клетки. Формы бактерий».
Раздел 4. Внешнее и внутреннее строение животных
Особенности строения, жизнедеятельности, образа жизни, питания животных разных
систематических групп. Беспозвоночные и позвоночные животные. Охрана животных.
Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп. Жизнь
животных: определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности. Описание
внешнего вида животных по плану.
Практическая работа №10 «Определение экологической группы животных по внешнему
виду».
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 11 класс
Введение. План работы и техника безопасности при выполнении лабораторных работ.
Раздел 1. Цитология – наука о строении клетки
Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных
исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы.
Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила
биологического рисунка.
Практическая работа №1 «Устройство микроскопа»
Практическая работа №2 «Приготовление и рассматривание микропрепаратов»
Раздел 2. Внешнее и внутреннее строение растений
Жизненные формы растений. Общее знакомство с цветковыми растениями.
Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы растений.
Корень, его строение и значение. Строение и развитие побега. Внешнее строение листа.
Клеточное строение листа. Стебель, его строение, значение, видоизменения. Цветок.
Плод.
Практическая работа №3 «Строение корня проростка. Строение корневых волосков и
корневого чехлика».
Практическая работа №4 «Строение вегетативной и генеративной почек».
Практическая работа №5 «Внешнее строение листа. Типы жилкования листьев.
Строение кожицы листа. Клеточное строение листа. Устьица растений».
Практическая работа №6 «Строение цветка».
Раздел 3. Особенности строения грибов
Разнообразие грибов. Строение и способы питания грибов. Систематика грибов.
Плесневые грибы (пенициллиум и мукор). Шляпочные грибы (пластинчатые и
трубчатые). Способы размножения грибов. Вред и польза грибов (грибы паразиты,
сапротрофы, хищники и симбионты). Роль грибов в круговороте веществ в природе.
Экология грибов.
Практическая работа №7 «Выращивание белой плесени. Строение гриба мукора».
Практическая работа №8 «Строение дрожжей».
Раздел 3. Практическая бактериология
Пути исторического развития микробиологии как науки. Особенности бактериальной
клетки. Формы бактерий. Значение. Основные области применения микроорганизмов
человеком.
Практическая работа №9 «Особенности бактериальной клетки. Формы бактерий».
Раздел 4. Внешнее и внутреннее строение животных
Особенности строения, жизнедеятельности, образа жизни, питания животных разных
систематических групп. Беспозвоночные и позвоночные животные. Охрана животных.
Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп. Жизнь
животных: определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности. Описание
внешнего вида животных по плану.
Практическая работа №10 «Определение экологической группы животных по внешнему
виду».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 10 кл.
-иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации,
составлении доклада, публичном выступлении;
-знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
-уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать
определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
-уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать
собственную точку зрения;
-владеть планированием и постановкой биологического эксперимента.
Личностные результаты:
- знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
- развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы;
- развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать,
сравнивать, делать выводы и другое);
- эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть
проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать
свою позицию.
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
- умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
4. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 11 кл.
-иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации,
составлении доклада, публичном выступлении;
-знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
-уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать
определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
-уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать
собственную точку зрения;
-владеть планированием и постановкой биологического эксперимента.
Личностные результаты:
- знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
- развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы;
- развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать,
сравнивать, делать выводы и другое);
- эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть
проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать
свою позицию.
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
- умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
4. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 кл
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
Контроль
ные
работы
Практичес
кие
работы
1
Введение
1
2
Раздел 1. Цитология
– наука о строении
клетки
3
3
Раздел 2. Внешнее и
внутреннее строение
растений
4
4
Раздел 3.
Особенности
строения грибов
3
5
Раздел 3.
Практическая
бактериология
3
1
6
Раздел 4. Внешнее и
внутреннее строение
животных
3
1
17
10
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
2
4
2
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 кл
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
Контроль
ные
работы
Практичес
кие
работы
1
Введение
1
2
Раздел 1. Цитология
– наука о строении
клетки
7
3
Раздел 2. Внешнее и
внутреннее строение
растений
9
4
Раздел 3.
Особенности
строения грибов
5
5
Раздел 3.
Практическая
бактериология
5
1
6
Раздел 4. Внешнее и
внутреннее строение
животных
7
1
34
10
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
2
4
2
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п
/
п
Количество часов
Тема урока
Всего
Кон
тр.
Раб.
Пра
кт.
Раб.
1
Введение. План работы и
техника безопасности при
выполнении лабораторных
работ.
1
2
Методы научного
исследования. История
изобретения микроскопа,
его устройство и правила
работы. Практическая
работа №1 «Устройство
микроскопа»
1
1
3
Техника приготовления
временного
микропрепарата.
Практическая работа №2
«Приготовление и
рассматривание
микропрепаратов»
1
1
4
Правила биологического
рисунка. Зарисовка
биологических объектов.
1
5
Общее знакомство с
цветковыми растениями.
Практическая работа №3
«Строение корня
проростка. Строение
корневых волосков и
корневого чехлика».
1
1
6
Жизненные формы
растений. Практическая
работа №4 «Строение
вегетативной и
генеративной почек».
1
1
7
Значение листа для
растений. Практическая
работа №5 «Внешнее
1
1
Дата
изуч
ения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
строение листа. Типы
жилкования листьев.
Строение кожицы листа.
Клеточное строение листа.
Устьица растений».
8
Цветок. Практическая
работа №6 «Строение
цветка».
1
9
Строение грибное клетки.
Разнообразие грибов.
Строение и способы
питания
грибов.
1
10
Плесневые грибы
(пенициллиум
и мукор). Практическая
работа №7 «Выращивание
белой плесени. Строение
гриба мукора».
1
1
11
Практическая работа №8
«Строение дрожжей».
1
1
12
Пути исторического
развития микробиологии
как науки. Особенности
бактериальной клетки.
1
13
Формы бактерий.
Практическая работа №9
«Особенности
бактериальной клетки.
Формы бактерий».
1
14
Основные области
применения
микроорганизмов
человеком.
1
15
Система животного мира.
1
16
Практическая работа №10
«Определение
экологической группы
животных по внешнему
виду».
1
17
Животные наших лесов.
1
1
1
1
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
№
п
/
п
Количество часов
Тема урока
Всего
1
Введение. План работы и
техника безопасности при
выполнении лабораторных
работ.
1
2
Методы научного
исследования.
1
3
Лабораторное
оборудование и приборы
для научных
исследований.
1
4
История изобретения
микроскопа, его
устройство и правила
работы. Практическая
работа №1 «Устройство
микроскопа».
1
5
Техника приготовления
временного
микропрепарата.
1
6
Практическая работа №2
«Приготовление и
рассматривание
микропрепаратов»
1
7
Правила биологического
рисунка.
1
8
Зарисовка биологических
объектов.
1
9
Общее знакомство с
цветковыми растениями.
1
10
Растительные ткани и
органы
растений.
1
11
Вегетативные и
генеративные
органы растений.
1
Кон
тр.
Раб.
Пра
кт.
Раб.
1
1
Дата
изуч
ения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
12
Практическая работа №3
«Строение корня
проростка. Строение
корневых волосков и
корневого чехлика».
1
1
13
Жизненные формы
растений. Практическая
работа №4 «Строение
вегетативной и
генеративной почек».
1
1
14
Строение и развитие
побега.
1
15
Видоизменения побегов.
1
16
Значение листа для
растений. Практическая
работа №5 «Внешнее
строение листа. Типы
жилкования листьев.
Строение кожицы листа.
Клеточное строение листа.
Устьица растений».
1
17
Видоизменения листьев.
1
18
Цветок. Практическая
работа №6 «Строение
цветка».
1
19
Строение грибное клетки.
1
1
1
20
Разнообразие грибов.
Строение, способы
питания и размножение
грибов.
1
21
Плесневые грибы
(пенициллиум
и мукор). Практическая
работа №7 «Выращивание
белой плесени. Строение
гриба мукора».
1
1
22
Практическая работа №8
«Строение дрожжей».1
1
1
23
Систематика грибов.
Шляпочные грибы
(пластинчатые и
трубчатые).
1
24
Пути исторического
развития микробиологии
как науки.
1
25
Особенности
бактериальной клетки.
1
26
Формы бактерий.
Практическая работа №9
«Особенности
бактериальной клетки.
Формы бактерий».
1
27
Положительное и
отрицательное значение
микроорганизмов.
1
28
Основные области
применения
микроорганизмов
человеком.
1
29
Система животного мира.
1
30
Беспозвоночный
животные.
1
31
Позвоночные животные.
1
32
Отличительные признаки
животных разных царств и
систематических групп.
1
33
Охрана животных.
1
34
Практическая работа №10
«Определение
экологической группы
животных по внешнему
виду».
1
1
1