Рабочая программа курса Учебные сборы 10 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Архангельской области
Управление образования администрации
Устьянского муниципального округа Архангельской области
МБОУ «Бестужевская СОШ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"БЕСТУЖЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Учебные сборы»
для обучающихся 10 класса (девушки)

с. Бестужево, 2025

Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "БЕСТУЖЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
Дата: 2025.10.22 16:49:50 +03'00'

1. Пояснительная записка
При составлении программы использованы:
1. Справочник по оказанию доврачебной неотложной медицинской помощи. Автор В.В.
Калюжный. Издательство «Феникс», г. Ростов-на-Дону, 2011 г., серия «Живая линия».
2. Справочник «Оказание первой медицинской, первой реанимационной помощи на месте
происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций». Автор И. Ф. Богоявленский, СанктПетербург, 2014 г., серия «Спаси, сохрани жизнь».
3. Практикум по курсу «Первая медицинская помощь». Издательство «Канцлер»,
составители А.С. Башкина, М.П. Носкова, ЯГПУ им. Ушинского, г. Ярославль, 2011 г.
4. Дополнительная образовательная программа «Расти здоровым», 5-8 класс. Авторы А. Н.
Макаров, Я. А. Макаров, Ярославль, 2007 г.
5. Большой атлас анатомии человека, Издательство «АСТ», г. Москва, 2014 г.
Направленность образовательной программы социальная: создаются условия для
социальной практики обучающегося в его реальной жизни, накопления нравственного и
практического опыта. Программа определяет пути формирования системы знаний, умений
и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Актуальность программы: заключается в том, что она способствует углублению
знаний учащихся по основам медицинских знаний, выработке дополнительных умений и
навыков диагностирования заболеваний, оказания первой доврачебной медицинской
помощи пострадавшим, выполнению некоторых предписаний врача по уходу за больным.
С другой стороны, программа направлена на углубление понимания школьниками
биохимических и физиологических процессов, протекающих на уровне организма
человека, различения нормы и патологии. На сегодняшний день в школах России нет
универсальной системы массового обучения медицинским аспектам оказания первой
помощи. Информацию об опасности тех или иных состояний, охраны здоровья и
медицинской терминологии современный человек получает из научно-популярной
литературы или теле- и радиопередач, которые зачастую носят формальный характер. Не
секрет, какими колоссальными потерями оборачивается подобное невежество для каждого
из нас, сколько человеческих жизней уносится из-за безграмотности тех. кто оказывается
рядом с пострадавшим. Для решения этой проблемы предлагается курс «Основы
медицинских знаний», назначение которой - дать ту сумму неформальных знаний и
навыков, которые позволят каждому человеку сохранить своё здоровье и оказать первую
медицинскую помощь пострадавшим.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что
занятия способствуют овладению школьниками системой медицинских знаний. Материалы
данной программы знакомят школьников с процессами, происходящими в организме
человека, с гигиеническими правилами, направленными на сохранение здоровья людей.
Программа включает как теоретические, так и практические знания и они должны быть
научными и доступными для понимания.
Отличительные особенности программы: содержание программы имеет
особенности, обусловленные, задачами развития, обучения и воспитания учащихся,
социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств,
психологическими возрастными особенностями учащихся. Содержание и структура курса
обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьников, развитие
творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, привитие самостоятельности,
трудолюбия и заботливого отношения к людям
Отличительные особенности программы:
Успешность обучения –определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить,
почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат- осознанное
поведение в реальных опасных ситуациях.
Доступность - учебный материал должен быть изложен в доступной форме.

Наглядность - при обучении личной безопасности необходимы наглядные средства:
плакаты, видеофильмы, чтобы дети могли увидеть, услышать и потрогать, тем самым
реализовав потребность в познании.
Единство воспитания и обучения - на всех этапах обучения необходимо воспитывать у
детей культуру безопасности. Программа содействует сохранению единого
образовательного пространства.
Программа рассчитана на 34 учебных часа, 1 час в неделю в 10 классе.
Расписание занятий составляется в соответствии с требованиями Устава МБОУ
«Бестужевская СОШ».
Формы и методы проведения занятий.
Формы занятий: лекция, дискуссия, экскурсия, круглые столы, ролевые игры, тренинг,
практические занятия.
Виды деятельности:
- изучение правил гигиены, ЗОЖ и основ медицинских знаний и правил оказания
медицинской помощи;
- проведение практических занятий по медицине;
- участие в различных конкурсах тематической направленности;
- проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.
Основные методы, используемые для реализации программы: В обучении практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод. В воспитании - методы
формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования
опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.
Цели программы внеурочной деятельности:
- закрепление знаний, совершенствование медико-санитарной подготовки обучающихся,
- развитие инициативы, самодеятельности, воспитание организаторских способностей,
привлечение обучающихся к гуманитарной деятельности,
- воспитание у обучающихся сознательного отношения к охране своего здоровья и здоровья
окружающих, гуманизма и милосердия,
- стимулирование у обучающихся интереса к медицине, развивать интерес к медицинским
дисциплинам к профессиям, связанными с медициной, формирование здорового образа
жизни.
- пропаганда здорового образа жизни, профилактика инфекционных заболеваний,
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
воспитательные задачи:
- воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения;
- выработать у учащихся культуру безопасного поведения;
- формирование общественной активности личности, гражданской позиции;
- воспитать у учащихся объективность самооценки;
- воспитать потребности в творческом самовыражении;
- познакомить учащихся с основами здорового образа жизни;
-воспитать ответственность и дисциплинированность;
- сформировать активную жизненную позицию;
- научить детей ответственно относится к своему здоровью.
развивающие задачи:
- развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии,
самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности;
- развивать у учащихся умение ориентироваться в опасной ситуации;
- находить в дополнительной литературе интересные и необходимые факты, связанные с
сохранением и укреплением здоровья.

образовательные задачи:
- изучить основы специальной терминологии по медицине;
- сформировать устойчивые навыки оказания первой помощи;
- обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;
- повысить интерес школьников к медицине;
- приобретение учащимися знаний об оказании первой медицинской помощи при травмах,
- несчастных случаях и внезапных заболеваниях, уходе за больными на дому, личной и
общественной гигиене, научиться оказывать первую медицинскую помощь;
Полученные учащимися знания позволят укрепить их здоровье, предупредить
развитие вредных привычек в условиях неблагоприятного окружения, возродить
спортивные и оздоровительные традиции, как условие укрепления нравственных устоев
личности.
Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и
вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от
вредных привычек - важный шаг к сохранению здоровья и работоспособности.
Главные принципы программы
1. Внеурочная деятельность не должна нарушать учебного процесса школы.
2. Использование наглядного пособия, ИКТ и всех средств наглядности.
3. Предполагает постепенное усложнение материала.
4. Добровольность участия в данном виде деятельности.
5. Активность и творческий подход к проведению мероприятий.
6. Доброжелательная и непринужденная обстановка.
Планируемые результаты:
В результате освоения предметного содержания курса «Основы медицинских
знаний» у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий
(личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных)
Личностные УУД:
- развитие любознательности;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- воспитание ответственного отношения к своему здоровью;
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского
общества;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
• Познавательные УУД: в предлагаемом курсе изучаемые определения и правила
становятся основой формирования умений выделять признаки и свойства объектов. В
процессе поиска решения у учеников формируются и развиваются основные мыслительные
операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать
разнообразные явления, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ
и преобразование информации.
• Регулятивные УУД: содержание курса позволяет развивать и эту группу умений. В
процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности,
планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать
полученный результат.

• Коммуникативные УУД: в процессе изучения материала курса осуществляется
знакомство с медицинским языком, формируются речевые умения: дети учатся
высказывать суждения с использованием медицинских терминов и понятий,
формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или
неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать:
• способы оказания первой медицинской помощи.
Уметь:
• оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.
Иметь навыки:
• взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
• участия в конкурсах, соревнованиях.
• активной жизненной позиции.
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
• Самостоятельности в принятии правильного решения;
Формы и методы контроля:
• организация тестирования и контрольных опросов по медицине;
• проведение викторин, смотров знаний;
• организация игр-тренингов практической направленности;
• анализ результатов деятельности
Аттестация учащихся.
Промежуточная аттестация проводится по окончании изучения каждого раздела,
путем тестирования.
Итоговая аттестация - представляет собой оценку качества усвоения учащимися
содержания дополнительной образовательной программы по итогам учебного года.
Аттестация проходит в форме зачета.

Содержание учебного курса «Основы медицинских знаний»
10 класс
Занятие № 1. Организация. Цели и задачи курса.
Занятие № 2. Опасные и чрезвычайные ситуации. Как научиться выявлять и предвидеть
опасности.
Занятие № 3. Анатомия человека. Системы и органы.
Занятие № 4. Оценка состояния пострадавшего. Объективные показатели. Субъективные
показатели. Простые и доступные методы исследования. Дополнительные
профессиональные методы исследования.
Занятие № 5. Виды медицинской помощи. Этапы оказания медицинской помощи.
Занятие № 6. Особенности организма. Прием «Слышу – Вижу – Ощущаю». Принципы
оказания медицинской помощи «Правила АBC».
Занятие № 7. Методы и средства оказания медицинской помощи. Внимание! Лекарство!
Полезный и обратный эффекты.
Занятие № 8. Причины и типы лихорадок. Кризис и лизис. Неотложная медицинская
помощь.
Занятие № 9. Обморок. Коллапс. Шок. Виды шока. Кома. Неотложная медицинская
помощь.
Занятие № 10. Тепловой и солнечный удар. Неотложная медицинская помощь.
Занятие № 11. Утопление. Виды утопления. Способы извлечения из воды. Неотложная
медицинская помощь.
Занятие № 12. Ожоги. Виды. Ожоговая болезнь. Ожоговый шок. Определение площади
ожога. Способ «девятки». Неотложная медицинская помощь.
Занятие № 13. Отморожения. Степени. Общее переохлаждение организма. Неотложная
медицинская помощь.
Занятие № 14. Электротравмы. Признаки. Правила поведения оказывающих помощь и
неотложная медицинская помощь.
Занятие № 15. Ушибы, вывихи, растяжения и разрывы связок. Неотложная медицинская
помощь.
Занятие № 16. Переломы. Виды. Осложнения. Неотложная медицинская помощь.
Занятие № 17. Особенности переломов костей черепа, ребер, позвоночник, таза бедра.
Осложнения. Развитие травматического шока. Прогнозы. Зачет.
Занятие № 18. Практическое. Иммобилизация при переломах. Использование подручных
и табельных средств (шин). Правила наложения.
Занятие № 19. Раны. Виды. Развитие травматического шока. Оказание неотложной
помощи.
Занятие № 20. Практическое. Десмургия. Наложения повязок на раны. Асептика и
антисептика. Виды повязок. Способы наложения. Перевязочный материал.
Занятие № 21. Кровотечения. Виды. Прогноз. Оказание неотложной помощи.
Занятие № 22. Практическое. Способы остановки кровотечения. Наложение давящей
повязки,
закрутки,
ремня,
способ
пальцевого
прижатия,
наложение
кровоостанавливающего жгута.
Занятие № 23. Терминальное состояние. Клиническая и биологическая смерть. Признаки.
Занятие № 24. Реанимация. Общий алгоритм действий. Основные правила СЛР.
Занятие № 25. Простейшие реанимационные приемы. Искусственное дыхание. Способы.
Непрямой массаж сердца.
Занятие № 26. Практическое. Отработка на тренажере приемов СЛР.
Занятие № 27. Практическое. Отработка на тренажере приемов СЛР.
Занятие № 28. Синдром длительного сдавливания. Четыре клинические формы.
Неотложная медицинская помощь.

Занятие № 29. Поражение молнией. Неотложная медицинская помощь.
Занятие № 30. Тяжелые травмы. Политравмы. Комбинированные, сочетанные травмы.
Алгоритм неотложной медицинской помощи.
Занятие № 31. Инфекционные и неинфекционные заболевания. Диагностика.
Занятие № 32. Укус животного, змеи, клеща, клещевой энцефалит, неотложная
медицинская помощь.
Занятие № 33. Общие мероприятия при оказании первой медицинской помощи при
отравлениях.
Занятие № 34. Итоговое занятие.

Тематическое планирование
Наименование занятий
Всего
10 класс
Занятие № 1. Организация. Цели и задачи внеурочной
деятельности.
Занятие № 2. Опасные и чрезвычайные ситуации. Как
научиться выявлять и предвидеть опасности.
Занятие № 3. Анатомия человека. Системы и органы.

Количество часов
Теория

Формы организации занятий
Практика

1

1

-

Беседа

1

1

-

Лекция с использованием плакатов.

1

1

-

Занятие № 4. Оценка состояния пострадавшего.
Объективные показатели. Субъективные показатели.
Простые
и
доступные
методы
исследования.
Дополнительные
профессиональные
методы
исследования.
Занятие № 5. Виды медицинской помощи. Этапы
оказания медицинской помощи.
Занятие № 6. Особенности организма. Прием «Слышу –
Вижу – Ощущаю». Принципы оказания медицинской
помощи «Правила АBC».
Занятие № 7. Методы и средства оказания медицинской
помощи. Внимание! Лекарство! Полезный и обратный
эффекты.
Занятие № 8. Причины и типы лихорадок. Кризис и
лизис. Неотложная медицинская помощь.
Занятие № 9. Обморок. Коллапс. Шок. Виды шока.
Кома. Неотложная медицинская помощь.

1

1

-

Лекция. Составление таблиц. Использование
анатомического атласа.
Лекция.
Практикум. Сравнительный анализ.

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

Занятие № 10. Тепловой и солнечный удар. Неотложная
медицинская помощь.

1

1

-

Лекция.
Составление таблицы.
Лекция.
Составление таблицы.
Лекция.
Использование табельных средств для оказания
первой медицинской помощи.
Лекция.
Показ демонстрационных таблиц.
Лекция.
Работа в парах. Использование табельных
средств для оказания первой медицинской
помощи.
Лекция.
Работа в парах. Использование табельных
средств для оказания первой медицинской
помощи.

Занятие № 11. Утопление. Виды утопления. Способы
извлечения из воды. Неотложная медицинская помощь.

1

1

-

Лекция. Использование демонстрационных
таблиц. Использование тренажера-манекена для
отработки
сердечно-легочной
реанимации
Александр.
Лекция.
Использование
плакатов.
Использование набора имитаторов травм и
поражений.

Занятие № 12. Ожоги. Виды. Ожоговая болезнь.
Ожоговый шок. Определение площади ожога. Способ
«девятки». Неотложная медицинская помощь.

1

1

-

Занятие № 13. Отморожения. Степени. Общее
переохлаждение организма. Неотложная медицинская
помощь.

1

1

-

Лекция.
Использование
плакатов.
Использование набора имитаторов травм и
поражений.

Занятие № 14. Электротравмы. Признаки. Правила
поведения оказывающих помощь и неотложная
медицинская помощь.

1

1

-

Занятие № 15. Ушибы, вывихи, растяжения и разрывы
связок. Неотложная медицинская помощь.

1

1

-

Лекция. Использование тренажера-манекена для
отработки
сердечно-легочной
реанимации
Александр и табельных средств для оказания
первой медицинской помощи.
Лекция.
Решение ситуационных задач. Использование
шин, шейного воротника.

Занятие № 16. Переломы. Виды.
Неотложная медицинская помощь.

Осложнения.

1

1

-

Лекция.
Использование
шин,
шейного
воротника, табельных средств для оказания
первой медицинской помощи.

Занятие № 17. Особенности переломов костей черепа,
ребер, позвоночник, таза бедра. Осложнения. Развитие
травматического шока. Прогнозы. Зачет.

1

1

-

Лекция.
Показ плакатов. Решение ситуационных задач.

Занятие № 18. Практическое. Иммобилизация при
переломах. Использование подручных и табельных
средств (шин). Правила наложения.

1

-

1

Работа в парах. Использование шин, шейного
воротника, табельных средств для оказания
первой медицинской помощи.

Занятие № 19. Раны. Виды. Развитие травматического
шока. Оказание неотложной помощи.

1

1

-

Лекция.
Использование
плакатов.
Использование набора имитаторов травм и
поражений. Использование табельных средств
для оказания первой медицинской помощи

Занятие № 20. Практическое. Десмургия. Наложения
повязок на раны. Асептика и антисептика. Виды повязок.
Способы наложения. Перевязочный материал.

1

-

1

Работа в парах. Использование набора
имитаторов травм и поражений («Точка роста»).

Занятие № 21. Кровотечения. Виды. Прогноз. Оказание
неотложной помощи.

1

1

-

Лекция. Демонстрация средств.

Занятие № 22. Практическое. Способы остановки
кровотечения. Наложение давящей повязки, закрутки,
ремня, способ пальцевого прижатия, наложение
кровоостанавливающего жгута.
Занятие № 23. Терминальное состояние. Клиническая и
биологическая смерть. Признаки.

1

-

1

Работа в парах. Работа с имитатором травм и
поражений, использование табельных средств
для оказания первой медицинской помощи.

1

1

-

Занятие № 24. Реанимация. Общий алгоритм действий.
Основные правила СЛР.

1

1

-

Занятие № 25. Простейшие реанимационные приемы.
Искусственное дыхание. Способы. Непрямой массаж
сердца.

1

1

-

Занятие № 26. Практическое. Отработка на тренажере
приемов СЛР.

1

-

1

Занятие № 27. Практическое. Отработка на тренажере
приемов СЛР.

1

-

1

Лекция.
Решение ситуационных задач. Использование
тренажера-манекена для отработки сердечнолегочной реанимации Александр.
Лекция.
Решение ситуационных задач. Использование
тренажера-манекена для отработки сердечнолегочной реанимации Александр.
Лекция.
Решение ситуационных задач. Использование
тренажера-манекена для отработки сердечнолегочной реанимации Александр.
Работа в парах. Работа с тренажером.
Использование
тренажера-манекена
для
отработки
сердечно-легочной
реанимации
Александр.
Работа в парах. Использование тренажераманекена для отработки сердечно-легочной
реанимации Александр.

Занятие № 28. Синдром длительного сдавливания.
Четыре клинические формы. Неотложная медицинская
помощь.

1

1

-

Лекция.
Составление таблицы. Использование плакатов.
Использование табельных средств для оказания
первой медицинской помощи.

Занятие № 29. Поражение молнией. Неотложная
медицинская помощь.

1

1

-

Занятие № 30. Тяжелые травмы. Политравмы.
Комбинированные, сочетанные травмы. Алгоритм
неотложной медицинской помощи.

1

1

-

Занятие № 31. Инфекционные и неинфекционные
заболевания. Диагностика.
Занятие № 32. Укус животного, змеи, клеща, клещевой
энцефалит, неотложная медицинская помощь.
Занятие № 33. Общие мероприятия при оказании первой
медицинской помощи при отравлениях.

1

1

-

Лекция.
Практикум. Использование тренажера-манекена
для отработки сердечно-легочной реанимации
Александр, табельных средств для оказания
первой медицинской помощи.
Лекция.
Показ
демонстрационных
таблиц.
Использование табельных средств для оказания
первой медицинской помощи, шин, шейного
воротника.
Лекция

1

1

-

Лекция. Использование плакатов.

1

1

-

Лекция. Анализ.
Решение ситуационных задач.

Занятие № 34. Итоговое. Подготовка рефератов.

1

1

-

Рефераты.

Планируемые результаты освоения курса
«Основы медицинских знаний»
Личностные результаты:
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат.
Показатель сформированности:
- Стремится вести здоровый образ жизни и обосновывает приоритет здорового образа
жизни.
- Проводит наблюдение за состоянием своего организма.
- Формирование готовности и приобретение знаний для своевременного и правильного
оказания неотложной медицинской помощи.
- Учащийся знает способы оказания неотложной медицинской помощи при различных
неотложных состояниях.
- Стремится оказать помощь правильно и своевременно.
Предметные результаты
При изучении курса «Основы медицинских знаний» ученик научится:
- выполнять общие диагностические процедуры;
- выполнять общие лечебно-профилактические процедуры;
- правилам забора анализов для лабораторных исследований;
- способам применения лекарственных средств;
- правилам оказания неотложной медицинской помощи при различных неотложных
состояниях.
Ученик получит возможность научится:
- восстановлению дыхания и кровообращения (реанимации);
- самостоятельно оказать неотложную помощь при артериальном кровотечении;
- знать термин «терминальные состояния» и научится различать их;
- знать содержание семейной аптечки;
- готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само – и взаимопомощи
при часто встречающихся в быту повреждениях и травмах для учащихся начальной школы
в рамках внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты:
В ходе изучения курса внеурочной деятельности «Основы медицинских знаний» у
учащегося будут сформированы:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности.
Показатель: Самостоятельно формулирует для себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности.
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных задач.
Показатель: Самостоятельно планирует учебную деятельность в зависимости от цели.
Оценивает свою деятельность.
-владение основами самоконтроля, самооценки.
Показатель: Самостоятельно осознаёт причины успеха и неуспеха.

- освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях. Оказание первой
помощи пострадавшим.
Показатель: Владеет приёмами действий в опасных и чрезвычайных ситуациях, умеет
оказать первую помощь пострадавшим.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».