Рабочая программа курса Разговоры о важном 1-4 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Архангельской области
Устьянский муниципальный округ Архангельской области
МБОУ "Бестужевская СОШ" филиал "Квазеньгская НШ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 9190614)
«Разговоры о важном»
для обучающихся 1-4 классов

п.Квазеньга 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее —
программа) разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего
образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся
и направлена на достижение планируемых результатов федеральных основных
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов
внеурочной деятельности. Задачей педагога, работающего по программе, является
развитие у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре,
знаниям, здоровью, сохранение и укрепление традиционных российских духовнонравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
 в формировании его российской идентичности;
 в формировании интереса к познанию;
 в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и
уважительного отношения к правам и свободам других;
 в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых
норм;
 в создании и мотивации для участия в социально значимой деятельности;
 в развитии у школьников общекультурной компетентности;
 в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
 в осознании своего места в обществе;
 в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
 в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном» составляют следующие документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации».
3. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2015 № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания на период до 2025 года».
5. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования».
6. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования». 7. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении

федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования».
8. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования».
9. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования».
10. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования».
11. Письмо Минпросвещения России от 18.02.2025 № 06-221 «О направлении
информации» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации цикла
внеурочных занятий «Разговоры о важном»).
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 1‒2, 3‒4, 5‒7, 8‒9 и
10‒11 классов, в течение одного учебного года, если занятия проводятся 1 раз в неделю,
34/35 учебных часов.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным
особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать собственную
мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (например, познавательные беседы,
деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что
внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной
организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их
назначения и целей. Это позволяет на практике соединить учебную и воспитательную
деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на
нравственное, социальное развитие ребёнка.
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на
уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усвоения
нового знания, запоминания и чёткого воспроизведения нового термина или понятия. В
течение учебного года обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и
тех же понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им.
При реализации содержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог учитывает
региональные, национальные, этнокультурные
особенности
территории, где
функционирует данная образовательная организация. Обязательно учитывается и уровень
развития школьников, их интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса
семей обучающихся, целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) и творческие
задания, выполнять которые предлагается вместе с родителями, другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной,
интересной и многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого;
используя разные формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную,
поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием. Задача
педагога, организуя беседы, дать возможность школьнику анализировать, сравнивать и
выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием
Государственного
флага
Российской
Федерации,
слушанием
(исполнением)
Государственного гимна Российской Федерации. Это мероприятие проходит в общем

школьном актовом зале. Затем обучающиеся расходятся по классам, где проходит
тематическая часть занятия. При подготовке к занятию учитель должен внимательно
ознакомиться со сценарием и методическими комментариями к нему. Необходимо
обратить внимание на три структурные части сценария: первая часть — мотивационная,
вторая часть — основная, третья часть — заключительная.
Цель мотивационной части занятия — знакомство обучающихся с темой занятия,
выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с просмотра
видеоматериала, оценка которого является введением в дальнейшую содержательную
часть занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности обучающихся:
интеллектуальной (работа с представленной информацией), коммуникативной (беседы,
обсуждение видеоролика), практической (выполнение разнообразных заданий), игровой
(дидактическая и ролевая игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций,
художественное творчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗГОВОРЫ О
ВАЖНОМ»
Зачем человеку учиться? Обучение человека происходит на протяжении всей
жизни. Влияние цифровых технологий на приобретение знаний. Почему знания влияют на
всю жизнь человека? Развитие навыков работы в команде, уважения разных мнений,
разрешения конфликтов и эмпатии в ходе школьного образования.
Русский язык в эпоху цифровых технологий. Русский язык — государственный
язык, объединяющий многонациональную семью народов Российской Федерации.
Современный языковой ландшафт характеризуется изменениями в устной и письменной
речи под влиянием цифровой среды. Понимание уместности употребления тех или иных
слов и форм. Грамотная, логичная и понятная речь — признак образованного человека и
залог успеха в будущем.
Цифровой

суверенитет

страны.

Что

такое

цифровой

суверенитет?

Как

обеспечивается цифровая безопасность государства и каждого человека? Возможности
цифрового мира: как современные технологии помогают учиться, работать и осваивать
новые горизонты. Мир цифровых профессий: как создаются новые технологии? Правила
безопасного поведения в сети и угрозы цифрового мира.
Мирный атом. День работника атомной промышленности. Мирный атом — это
использование атомной энергии в мирных целях на благо человечества. Уникальные
атомные

технологии

и

достижения

отечественной

научной

школы.

Контроль

распространения атомной энергии. Влияние экологически чистых и эффективных
источников энергии на будущее человечества.
О творчестве. Ко Дню музыки. Творчество — неотъемлемая часть жизни каждого
человека. Возможности реализации творческого потенциала взрослых и детей. Русская
культура — признанное мировое достояние человечества. Музыка как вид искусства.
Состояние развития современной отечественной музыки: жанры и направления.
Что такое уважение? Ко Дню учителя. Уважение — признание достоинств
личности. Уважение к окружающим и чужому труду как основа гармоничного развития
общества. Правила общения внутри семьи, школы и коллектива. Подготовка ко взрослой
жизни и формирование ответственности. О роли педагога в воспитании личности.
Традиции празднования Дня учителя.
Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в жизни
каждого человека, основа любого общества. Формирование общих семейных ценностей —

залог взаимопонимания в семье. Обмен опытом между поколениями и бережное
отношение друг к другу как путь к позитивным изменениям и взрослению.
О городах России. Ко Дню народного единства. Города России: разнообразие
культур, языков и вековых традиций. Единство народов, проживающих на территории
Российской Федерации. Древнейшие города России как хранители информации о наших
предках и культурного кода страны. Изучение российских городов — изучение страниц
истории Отечества. Роль государства в развитии малых городов. Возможности граждан в
развитии своей малой родины.
Общество безграничных возможностей. Общество — совокупность разных
людей, отличных друг от друга, но имеющих единые потребности в любви, уважении,
дружбе, принятии и самореализации. Роль цифровых технологий в расширении
возможностей участия в общественных процессах. Готовность уважительно воспринимать
другого человека — основа гармоничных отношений в обществе.
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. Состояние науки в
современной России. Роль генетики и селекции в сельском хозяйстве, медицине,
промышленности и т.д. Мировое признание достижений отечественной научной школы.
Открытия И. В. Мичурина и их влияние на развитие страны. Возможности для
подрастающего поколения в познании мира и личном развитии.
Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню психолога.
Конфликты и трудности — естественный элемент развития общества и каждого
отдельного человека. Поиск причины конфликтов как ключ к их разрешению. Совместные
усилия и внимание друг к другу как залог преодоления трудностей. Правила разрешения
конфликтных ситуаций.
Профессия — жизнь спасать. Спасатели — специалисты, которые помогают
людям в опасных ситуациях. Профессия спасателя связана с повышенным риском.
Профессиональные качества и навыки спасателей. Поведение в экстремальных ситуациях.
Ответственное отношение к своей и чужой жизни, правила безопасности.
Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних питомцев в
жизни человека. Ответственность, забота и бережное отношение к питомцам. Всемирный
день питомца объединяет людей всей планеты для укрепления ценностей дружбы и
заботы о животных. Как соблюдать безопасность при общении с животными?
Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. Герои России с
древнейших времен и до современности. Традиции героизма, мужества и решительности
— неотъемлемая часть российской идентичности и культурного кода. День Героев

Отечества

—

выражение

благодарности,

признательности

и

уважения

за

самоотверженность и мужество.
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция Российской
Федерации — основной закон страны. Конституция закрепляет права и свободы человека
как высшую ценность. Справедливость — одна из важнейших духовно-нравственных
ценностей российского общества. Знание законов страны как прямая обязанность каждого
гражданина России. Какие права и обязанности есть у детей?
Совесть внутри нас. Совесть — внутренний ориентир, помогающий отличить
добро от зла. Ключевая роль совести в осуществлении личного выбора. Влияние
традиционных ценностей, культуры и исторического опыта страны на формирование
нравственных ориентиров личности.
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы — это время не
только для семейного досуга и отдыха, но и добрых дел. Чем заняться на каникулах,
чтобы провести время с пользой: составление календаря. Новогодние традиции народов
России. Подарки, создание атмосферы новогодней сказки для своих родных и близких.
Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация. Отечественная школа
мультипликации и ее достижения. Мировое признание советских и российских
мультипликационных фильмов. Каждый фильм — это труд большой команды
профессионалов.

От

идеи

—

до

экрана:

как

появляются

современные

мультипликационные фильмы?
Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. Российские музеи — хранители
богатейшего

материального

и

нематериального

наследия

страны.

Сохранение

исторического и культурного наследия как направление государственной политики.
Изучение, реставрация и интерпретация памятников искусства. Третьяковская галерея —
крупнейший музей русского искусства и объект всемирного достояния. Почему важно
посещать музеи? Профессии в сфере музейного дела. Как создавать и развивать школьный
музей?
Как создавать свой бизнес?

Бизнес — ответственный выбор человека,

возможность реализовать свою мечту и принести пользу обществу. Современные
предприниматели и их возможности в развитии отечественной экономики и улучшения
жизни людей. Бизнес — это не только личный успех, но и ответственная командная
работа. С чего начать свое дело? О мерах поддержки молодых предпринимателей в нашей
стране.

Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. Богатейшее наследие российской
науки и ее выдающихся представителей. Технологическое лидерство государства и
развитие науки. Как меняются научные подходы с развитием цифровых технологий?
Государственная поддержка науки и молодых ученых. Как происходят современные
открытия? Как стать ученым?
Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты? Дипломатия —
важная сфера деятельности государства, обеспечивающая защиту интересов государства и
российских граждан. Специфика дипломатической работы. Диалог между государствами
как

основа

международной

стабильности.

Навыки

для

жизни:

как

научиться

договариваться с окружающими людьми и вести конструктивный диалог?
Герой из соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника Отечества.
Герой — реальный человек, живущий рядом с нами, чья жизнь является примером для
окружающих. В каждом регионе России живут выдающиеся герои, отважные,
мужественные и трудолюбивые. Что такое героизм? Какие качества отличают героя?
День наставника. День наставника — важный государственный праздник, который
позволяет закрепить статус наставников, подчеркнуть значимость этой деятельности и
повысить ее престиж. Роль наставника в формировании и профессиональном развитии
личности. Знаменитые россияне и их наставники. К. Д. Ушинский как основоположник
научной педагогики в России. Как найти наставника?
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу театральных
деятелей России. Российская драматургия, опера и балет — часть мирового наследия.
Театр — целая семья разных профессий: декораторы, костюмеры, режиссеры, музыканты,
дирижеры, гримеры и многие другие. Почему достижения русской театральной школы
широко используются во многих странах мира? Как стать актером и что для этого нужно?
Развитие школьных театров в России.
Как справляться с волнением? Волнение как естественное состояние человека
перед важным событием в жизни. Контроль эмоционального состояния, забота о своем
физическом и психологическом здоровье. Какие полезные привычки положительно
влияют на эмоциональное состояние? Как их сформировать и придерживаться?
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия — одна из ведущих космических
держав. Развитие космической отрасли — приоритетное направление национальных
проектов. Достижения прошлого как предмет национальной гордости и мотивация для
будущих свершений отечественной космонавтики. Как устроен современный космодром?

Труд конструкторов, инженеров, летчиков и других специалистов открывает для страны и
всего человечества новые горизонты.
Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки. Состояние
планеты — личная ответственность каждого человека. Почему об экологии должен
заботиться каждый человек? Неосознанное потребление как причина роста количества
мусора. Климатические изменения, загрязнение окружающей среды. Развитие системы
переработки отходов и роль государства в этом процессе. Какие полезные привычки
необходимо сформировать у себя?
Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда. Команда — это
друзья и единомышленники, где каждый вносит свой значимый вклад в общее дело и
помогает добиться общего успеха. Как стать частью команды? Умение слышать и
трудиться сообща, разделять успех и вместе переживать неудачу. Примеры коллективной
работы в истории страны.
Песни о войне. Ко Дню Победы. Песни были свидетелями многих великих
событий. В них отразилась история нашей великой страны. Влияние песни на чувство
сопричастности истории народа, сохранение памяти о Великой Отечественной войне
последующими поколениями. Как песни передают чувства, эмоции и переживания
создателей?
Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит по итогам всех занятий
года. Ценности — это ориентир, который помогает поступать правильно и ответственно.
Традиционные ценности помогают чувствовать себя частью народа, способствуют
укреплению общества и развитию страны. Следование ценностям помогает человеку
развиваться и достигать успеха. Уникальность каждого человека и опыт разных
поколений обогащают общество, но только в сочетании с единством, взаимопомощью и
уважением друг к другу существует сильный и сплоченный народ.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
обучающимися личностных, метапредметных и предметных образовательных
результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного
отношения к своей Родине — России; осознание своей этнокультурной и российской
гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные
представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и
достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений.
В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого
человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых
форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим
людям.
В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к
художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и
других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес
к различным профессиям.
В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие
действий, приносящих ей вред.
В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные представления о
научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; выявлять
недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях,
поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных педагогическим работником вопросов; формулировать выводы и

подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения
(опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное
развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
выбирать источник получения информации, согласно заданному алгоритму находить в
предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, распознавать
достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного педагогическим работником способа её проверки; соблюдать с помощью
взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске
информации в сети Интернет; анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую,
звуковую информацию в соответствии с учебной задачей.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику,
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии, признавать возможность существования
разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить
речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и
письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие
публичные выступления, подбирать иллюстративный материал к тексту выступления;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться, ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий
результат.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать
последовательность выбранных действий; устанавливать причины успеха/неудач учебной
деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания предметных
областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном».
Русский язык: формирование первоначального представления о многообразии
языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных
духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства
общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской
Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры
человека; овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка; использование в
речевой деятельности норм современного русского литературного языка и речевого
этикета.
Литературное чтение: осознание значимости художественной литературы и
произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности

человека; формирование первоначального представления о многообразии жанров
художественных произведений и произведений устного народного творчества; овладение
элементарными умениями анализа и интерпретации текста.
Иностранный язык: знакомство представителей других стран с культурой России.
Математика и информатика: развитие логического мышления; приобретение
опыта работы с информацией, представленной в графической и текстовой форме, развитие
умений извлекать, анализировать, использовать информацию и делать выводы.
Окружающий мир: формирование уважительного отношения к своей семье и
семейным традициям, родному краю, России, её истории и культуре, природе;
формирование чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
формирование первоначальных представлений о природных и социальных объектах как
компонентах единого мира, о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира
живой и неживой природы; формирование основ рационального поведения и
обоснованного принятия решений; формирование первоначальных представлений о
традициях и обычаях, хозяйственных занятиях населения и массовых профессиях родного
края, достопримечательностях столицы России и родного края, наиболее значимых
объектах Всемирного культурного и природного наследия в России, важнейших для
страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего России, основных правах и
обязанностях гражданина Российской Федерации; развитие умений описывать, сравнивать
и группировать изученные природные объекты и явления, выделяя их существенные
признаки и отношения между объектами и явлениями; понимание простейших причинноследственных связей в окружающем мире (в том числе на материале о природе и культуре
родного края); приобретение базовых умений работы с доступной информацией
(текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе и обществе, безопасного
использования электронных ресурсов образовательной организации и сети Интернет,
получения информации из источников в современной информационной среде
формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения
правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе знаний о небезопасности
разглашения личной и финансовой информации при общении с людьми вне семьи, в сети
Интернет, и опыта соблюдения правил безопасного поведения при использовании личных
финансов; приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к
природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими
нормами поведения.
Основы религиозных культур и светской этики: понимание необходимости
нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом личных усилий
человека; развитие умений анализировать и давать нравственную оценку поступкам,
отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении;
построение суждений оценочного характера, раскрывающих значение нравственности,
веры как регуляторов поведения человека в обществе и условий духовно-нравственного
развития личности; понимание ценности семьи; овладение навыками общения с людьми
разного вероисповедания, осознание, что оскорбление представителей другой веры есть
нарушение нравственных норм поведения в обществе; понимание ценности человеческой
жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества;
формирование умений объяснять значение слов «милосердие», «сострадание»,

«прощение», «дружелюбие», находить образы, приводить примеры проявления любви к
ближнему, милосердия и сострадания в религиозной культуре, истории России,
современной жизни, открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь;
осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства, знание общепринятых в
российском обществе норм морали, отношений и поведения людей, основанных на
российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и
обязанностях гражданина.
Изобразительное искусство: выполнение творческих работ с использованием
различных материалов и средств художественной выразительности изобразительного
искусства; умение характеризовать виды и жанры изобразительного искусства; умение
характеризовать отличительные особенности художественных промыслов России.
Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной музыки.
Труд (технология): формирование общих представлений о мире профессий,
значении труда в жизни человека и общества, многообразии предметов материальной
культуры.
Физическая культура: формирование общих представлений о физической культуре
и спорте, физической активности человека, физических качествах, жизненно важных
прикладных умениях и навыках, основных физических упражнениях; развитие умения
взаимодействовать со сверстниками в игровых заданиях и игровой деятельности,
соблюдая правила честной игры.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1-4 КЛАССЫ
№
п/п

1

2

Наименование Колразделов и тем во
программы
часов

Основное содержание

Основные виды деятельности

Цифровые ресурсы

Зачем человеку
учиться?

1

Приобретение знаний на
протяжении всей жизни. Роль
знаний в развитии личности и
общества. Влияние цифровых
технологий на приобретение
знаний. Необходимость
управления человеком цифровыми
технологиями. Развитие навыков
работы в команде, уважения
разных мнений, разрешения
конфликтов и эмпатии в ходе
школьного образования.
Формирующиеся ценности: жизнь,
созидательный труд, патриотизм

Познавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
иллюстративным материалом

https://разговорыоважном.рф/

1

Русский язык — государственный
язык, объединяющий
многонациональную семью
народов Российской Федерации.
Современное разнообразие
русского языка, изменения в
устной и письменной речи под
влиянием цифровой среды.
Правила использования стилей
речи в современной

Познавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
иллюстративным материалом

https://разговорыоважном.рф/

Русский язык в
эпоху
цифровых
технологий

коммуникации. Грамотная,
логичная и понятная речь —
признак образованного человека и
залог успеха в будущем.
Формирующиеся ценности:
высокие нравственные идеалы,
патриотизм

3

4

Цифровой
суверенитет
страны

Мирный атом.
День работника
атомной
промышленнос
ти

1

Что такое цифровой суверенитет?
Как обеспечивается цифровая
безопасность государства и
каждого человека? Возможности
цифрового мира: как современные
технологии помогают учиться,
работать и осваивать новые
горизонты. Мир цифровых
профессий: как создаются новые
технологии? Правила безопасного
поведения в сети и угрозы
цифрового мира. Формирующиеся
ценности: патриотизм, права и
свободы человека

Познавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
иллюстративным материалом

https://разговорыоважном.рф/

1

Мирный атом — это
использование атомной энергии в
мирных целях на благо
человечества. Уникальные
атомные технологии и достижения
отечественной научной школы.
Контроль распространения
атомной энергии. Влияние

Познавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
иллюстративным материалом

https://разговорыоважном.рф/

экологически чистых и
эффективных источников энергии
на будущее человечества.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, созидательный труд

5

6

О творчестве.
Ко Дню
музыки

Что такое
уважение? Ко
Дню учителя

1

Творчество — неотъемлемая часть
жизни каждого человека.
Возможности реализации
творческого потенциала взрослых
и детей. Русская культура —
признанное мировое достояние
человечества. Музыка как вид
искусства. Состояние развития
современной отечественной
музыки: жанры и направления.
Формирующиеся ценности:
приоритет духовного над
материальным, служение
Отечеству

Познавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
иллюстративным материалом

https://разговорыоважном.рф/

1

Уважение — признание
достоинств личности. Уважение к
окружающим и чужому труду как
основа гармоничного развития
общества. Правила общения
внутри семьи, школы и
коллектива. Подготовка к
взрослой жизни и формирование
ответственности. О роли педагога
в воспитании личности. Традиции

Познавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
иллюстративным материалом

https://разговорыоважном.рф/

празднования Дня учителя.
Формирующиеся ценности:
взаимоуважение, служение
Отечеству и ответственность за
его судьбу

7

8

Как понять
друг друга
разным
поколениям?

О городах
России. Ко
Дню народного
единства

1

Семья как ценность в жизни
каждого человека, основа любого
общества. Формирование общих
семейных ценностей — залог
взаимопонимания в семье. Обмен
опытом между поколениями и
бережное отношение друг к другу
как путь к позитивным
изменениям и взрослению.
Формирующиеся ценности:
крепкая семья

Познавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
иллюстративным материалом

https://разговорыоважном.рф/

1

Города России: разнообразие
культур, языков и вековых
традиций. Единство народов,
проживающих на территории
Российской Федерации.
Древнейшие города России как
хранители информации о наших
предках и культурного кода
страны. Изучение российских
городов — изучение страниц
истории Отечества. Роль
государства в развитии малых
городов. Возможности граждан в

Познавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
иллюстративным материалом

https://разговорыоважном.рф/

развитии своей малой родины.
Формирующиеся ценности:
единство народов России,
гражданственность

9

10

Общество
безграничных
возможностей

Селекция и
генетика. К
170-летию И.
В. Мичурина

1

Общество — совокупность разных
людей, отличных друг от друга, но
имеющих единые потребности в
любви, уважении, дружбе,
принятии и самореализации. Роль
цифровых технологий в
расширении возможностей
участия в общественных
процессах. Готовность
уважительно воспринимать
другого человека — основа
гармоничных отношений в
обществе. Формирующиеся
ценности: жизнь, взаимоуважение

Познавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
иллюстративным материалом

https://разговорыоважном.рф/

1

Состояние науки в современной
России. Роль генетики и селекции
в сельском хозяйстве, медицине,
промышленности и т.д. Мировое
признание достижений
отечественной научной школы.
Открытия И. В. Мичурина и их
влияние на развитие страны.
Возможности для подрастающего
поколения в познании мира и
личном развитии.

Познавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
иллюстративным материалом

https://разговорыоважном.рф/

Формирующиеся ценности:
патриотизм, высокие
нравственные идеалы

11

Как решать
конфликты и
справляться с
трудностями.
Ко Дню
психолога

1

Конфликты и трудности —
естественный элемент развития
общества и каждого отдельного
человека. Поиск причины
конфликтов как ключ к их
разрешению. Совместные усилия и
внимание друг к другу как залог
преодоления трудностей. Правила
разрешения конфликтных
ситуаций. Формирующиеся
ценности: взаимопомощь,
взаимоуважение, коллективизм

Познавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
иллюстративным материалом

https://разговорыоважном.рф/

Познавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
иллюстративным материалом

https://разговорыоважном.рф/

Познавательная беседа, просмотр

https://разговорыоважном.рф/

12

Профессия —
жизнь спасать

1

Спасатели — специалисты,
которые помогают людям в
опасных ситуациях. Профессия
спасателя связана с повышенным
риском. Профессиональные
качества и навыки спасателей.
Поведение в экстремальных
ситуациях. Ответственное
отношение к своей и чужой жизни,
правила безопасности.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу

13

Домашние

1

Роль домашних питомцев в жизни

питомцы.
Всемирный
день питомца

14

15

Россия —
страна
победителей.
Ко Дню Героев
Отечества

Закон и
справедливость
. Ко Дню
Конституции

человека. Ответственность, забота
и бережное отношение к
питомцам. Всемирный день
питомца объединяет людей всей
планеты для укрепления
ценностей дружбы и заботы о
животных. Как соблюдать
безопасность при общении с
животными? Формирующиеся
ценности: милосердие

видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
иллюстративным материалом

1

Герои России с древнейших
времен и до современности.
Традиции героизма, мужества и
решительности — неотъемлемая
часть российской идентичности и
культурного кода. День Героев
Отечества — выражение
благодарности, признательности и
уважения за самоотверженность и
мужество. Формирующиеся
ценности: патриотизм, служение
Отечеству и ответственность за
его судьбу

Познавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
иллюстративным материалом

https://разговорыоважном.рф/

1

Конституция Российской
Федерации — основной закон
страны. Конституция закрепляет
права и свободы человека как
высшую ценность.
Справедливость — одна из

Познавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
иллюстративным материалом

https://разговорыоважном.рф/

важнейших духовно-нравственных
ценностей российского общества.
Знание законов страны как прямая
обязанность каждого гражданина
России. Какие права и обязанности
есть у детей? Формирующиеся
ценности: справедливость, жизнь,
достоинство, права и свободы
человека

16

17

Совесть внутри
нас

Календарь
полезных дел.
Новогоднее
занятие

1

Совесть — внутренний ориентир,
помогающий отличить добро от
зла. Ключевая роль совести в
осуществлении личного выбора.
Влияние традиционных ценностей,
культуры и исторического опыта
страны на формирование
нравственных ориентиров
личности. Формирующиеся
ценности: патриотизм,
созидательный труд

Познавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
иллюстративным материалом

https://разговорыоважном.рф/

1

Зимние каникулы — это время не
только для семейного доcуга и
отдыха, но и добрых дел. Чем
заняться на каникулах, чтобы
провести время с пользой:
составление календаря.
Новогодние традиции народов
России. Подарки, создание
атмосферы новогодней сказки для

Познавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
иллюстративным материалом

https://разговорыоважном.рф/

своих родных и близких.
Формирующиеся ценности:
крепкая семья, единство народов
России, взаимопомощь

18

19

Как создают
мультфильмы?
Мультипликац
ия, анимация

Музейное дело.
170 лет
Третьяковской
галерее

1

Отечественная школа
мультипликации и ее достижения.
Мировое признание советских и
российских мультипликационных
фильмов. Каждый фильм — это
труд большой команды
профессионалов. От идеи — до
экрана: как появляются
современные
мультипликационные фильмы?
Формирующиеся ценности:
приоритет духовного над
материальным, гуманизм

Познавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
иллюстративным материалом

https://разговорыоважном.рф/

1

Российские музеи — хранители
богатейшего материального и
нематериального наследия страны.
Сохранение исторического и
культурного наследия как
направление государственной
политики. Изучение, реставрация
и интерпретация памятников
искусства. Третьяковская галерея
— крупнейший музей русского
искусства и объект всемирного
достояния. Почему важно

Познавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
иллюстративным материалом

https://разговорыоважном.рф/

посещать музеи? Профессии в
сфере музейного дела. Как
создавать и развивать школьный
музей? Формирующиеся ценности:
приоритет духовного над
материальным, служение
Отечеству

20

21

Как создавать
свой бизнес?

Есть ли у
знания
границы? Ко
Дню науки

1

Бизнес — ответственный выбор
человека, возможность
реализовать свою мечту и
принести пользу обществу.
Современные предприниматели и
их возможности в развитии
отечественной экономики и
улучшении жизни людей. Бизнес
— это не только личный успех, но
и ответственная командная работа.
С чего начать свое дело? О мерах
поддержки молодых
предпринимателей в нашей стране.
Формирующиеся ценности:
коллективизм, созидательный труд

Познавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
иллюстративным материалом

https://разговорыоважном.рф/

1

Богатейшее наследие российской
науки и ее выдающихся
представителей. Технологическое
лидерство государства и развитие
науки. Как меняются научные
подходы с развитием цифровых
технологий? Государственная

Познавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
иллюстративным материалом

https://разговорыоважном.рф/

поддержка науки и молодых
ученых. Как происходят
современные открытия? Как стать
ученым? Формирующиеся
ценности: патриотизм,
созидательный труд

22

Слушать,
слышать и
договариваться
. Кто такие
дипломаты?

23

Герой из
соседнего
двора.
Региональный
урок ко Дню
защитника
Отечества

1

Дипломатия — важная сфера
деятельности государства,
обеспечивающая защиту
интересов государства и
российских граждан. Специфика
дипломатической работы. Диалог
между государствами как основа
международной стабильности.
Навыки для жизни: как научиться
договариваться с окружающими
людьми и вести конструктивный
диалог. Формирующиеся
ценности: историческая память и
преемственность поколений,
многонациональное единство

Познавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
иллюстративным материалом

https://разговорыоважном.рф/

1

Герой — реальный человек,
живущий рядом с нами, чья жизнь
является примером для
окружающих. В каждом регионе
России живут выдающиеся герои,
отважные, мужественные и
трудолюбивые. Что такое героизм?
Какие качества отличают героя?

Познавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
иллюстративным материалом

https://разговорыоважном.рф/

Формирующиеся ценности:
патриотизм, единство народов
России

24

25

День
наставника

Большой. За
кулисами. 250
лет Большому
театру и 150
лет Союзу
театральных
деятелей
России

1

День наставника — важный
государственный праздник,
который позволяет закрепить
статус наставников, подчеркнуть
значимость этой деятельности и
повысить ее престиж. Роль
наставника в формировании и
профессиональном развитии
личности. Знаменитые россияне и
их наставники. К. Д. Ушинский
как основоположник научной
педагогики в России. Как найти
наставника? Формирующиеся
ценности: служение Отечеству,
созидательный труд

Познавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
иллюстративным материалом

https://разговорыоважном.рф/

1

Российская драматургия, опера и
балет — часть мирового наследия.
Театр — целая семья разных
профессий: декораторы,
костюмеры, режиссеры,
музыканты, дирижеры, гримеры и
многие другие. Почему
достижения русской театральной
школы широко используются во
многих странах мира? Как стать
актером и что для этого нужно?

Познавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
иллюстративным материалом

https://разговорыоважном.рф/

Развитие школьных театров в
России. Формирующиеся
ценности: приоритет духовного
над материальным, созидательный
труд

26

27

Как
справляться с
волнением?

65 лет
триумфа. Ко
Дню
космонавтики

1

Волнение как естественное
состояние человека перед важным
событием в жизни. Контроль
эмоционального состояния, забота
о своем физическом и
психологическом здоровье. Какие
полезные привычки положительно
влияют на эмоциональное
состояние? Как их сформировать и
придерживаться? Формирующиеся
ценности: жизнь

Познавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
иллюстративным материалом

https://разговорыоважном.рф/

1

Россия — одна из ведущих
космических держав. Развитие
космической отрасли —
приоритетное направление
национальных проектов.
Достижения прошлого как
предмет национальной гордости и
мотивация для будущих
свершений отечественной
космонавтики. Как устроен
современный космодром? Труд
конструкторов, инженеров,
летчиков и других специалистов

Познавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
иллюстративным материалом

https://разговорыоважном.рф/

открывает для страны и всего
человечества новые горизонты.
Формирующиеся ценности:
служение Отечеству, историческая
память

28

29

Как мусор
получает
«вторую
жизнь»?
Технологии
переработки

Что значит
работать в
команде? Сила
команды. Ко
Дню труда

1

Состояние планеты — личная
ответственность каждого человека.
Почему об экологии должен
заботиться каждый человек
Неосознанное потребление как
причина роста количества мусора.
Климатические изменения,
загрязнение окружающей среды.
Развитие системы переработки
отходов и роль государства в этом
процессе. Какие полезные
привычки необходимо
сформировать у себя?
Формирующиеся ценности:
созидательный труд

Познавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
иллюстративным материалом

https://разговорыоважном.рф/

1

Команда — это друзья и
единомышленники, где каждый
вносит свой значимый вклад в
общее дело и помогает добиться
успеха. Умение слышать и
трудиться сообща, разделять успех
и вместе переживать неудачу.
Примеры коллективной работы в
истории страны. Формирующиеся

Познавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
иллюстративным материалом

https://разговорыоважном.рф/

ценности: коллективизм,
созидательный труд

30

31

Песни о войне.
Ко Дню
Победы

Ценности,
которые нас
объединяют

1

Песни были свидетелями многих
великих событий. В них
отразилась история нашей великой
страны. Влияние песни на чувство
сопричастности истории народа,
сохранение памяти о Великой
Отечественной войне
последующими поколениями. Как
песни передают чувства, эмоции и
переживания создателей?
Формирующиеся ценности:
единство народов России,
историческая память и
преемственность поколений

Познавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
иллюстративным материалом

https://разговорыоважном.рф/

1

Занятие проходит по итогам всех
занятий года. Ценности — это
ориентир, который помогает нам
поступать правильно и
ответственно. Традиционные
ценности помогают чувствовать
себя частью единого народа,
способствуют укреплению
общества и развитию страны.
Следование ценностям помогает
человеку развиваться и достигать
успеха. Уникальность каждого
человека и опыт разных

Познавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
иллюстративным материалом

https://разговорыоважном.рф/

поколений обогащают общество,
но только в сочетании с
единством, взаимопомощью и
уважением друг к другу
существует сильный и сплоченный
народ. Формирующиеся ценности:
традиционные российские
духовно-нравственные ценности
32

Резерв

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».