Рабочая программа курса внеурочной деятельности Морянка 1-4 кл

Устьянский муниципальный округ Архангельской области
МБОУ "Бестужевская СОШ" филиал "Квазеньгская НШ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности «Морянка»
для обучающихся 1-4 классов

п. Квазеньга, 2025 год

Содержание учебного курса
1.«Вот она какая, дорогая родина моя» - посвящена истории родного края и направлена
на становление личности, принимающей близко к сердцу судьбу малой родины.
2.»Родом из поморской славной стороны» - приобщает детей к самобытной культуре,
духовным традициям Русского Севера.
3.»Славные поморы» - знакомит школьников со знаменитыми и талантливыми людьми
нашего края, с теми, кто в годы Великой Отечественной войны ковал победу нашей Родины, и способствует формированию нравственного идеала поморов.
4.»Мой Север, скупой чародей» - помогает учащимся всмотреться в окружающую жизнь
глазами художников, писателей, поэтов, музыкантов, ощутить себя частицей малой родины; задуматься не только о пользе, но и красоте родной природы; понять, что природу
надо любить и охранять.
5.»Вырастешь большой, будешь хороший и баской» - посвящена самому школьнику,
растущему и развивающемуся на основе общечеловеческих и национальных ценностей.
Планируемые результаты
В результате освоения программы факультативного курса краеведения «Морянка»
будут сформироваться личностные, метапредметные и предметные универсальные
учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
осознание себя как гражданина России, испытывающего чувство гордости за свой
край и свою Родину;
представление о любви к Родине, самопожертвовании, отваге, благородстве,
талантливости, щедрости поморов;
основы национального самосознания;
положительное отношение и интерес к изучению природы, культуры и истории
родного края;
чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
способность к самооценке;
осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями.
Обучающийся получит возможность для формирования:
интереса к изучению истории своего края;
чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в паре или в
группе;
осознанного положительного отношения к культурным ценностям родного края;
умения оценивать свои эмоциональные реакции;
эмпатии как осознанного понимания чувств своих близких и др. людей,
сопереживания им.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
следовать правилам;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, одноклассников, родителей и других людей.
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
2

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить
необходимые коррективы в работу.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
находить необходимую информацию в различных источниках;
понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана,
карты;
выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
моделировать различные ситуации, схемы, макеты;
сравнивать и классифицировать изученные объекты;
строить сообщения в устной и письменной форме.
Обучающийся получит возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать ее и
использовать при выполнении заданий.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
строить монологическое высказывание;
владеть диалогической формой коммуникации;
сотрудничать с одноклассниками в ходе совместной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
распределять обязанности при работе в группе;
учитывать мнение партнера;
аргументировано критиковать допущенные ошибки;
обосновывать своё решение.

В результате изучения программы «Морянка» ученик 2 класса будет знать:
- название области, областного города, города (села), в котором проживает;
- родственные связи в семье;
-малые фольклорные формы (колыбельные, частушки, заклички, считалки), знать 1-2 из
них наизусть;
- виды народного художественного ремесла (каргопольская игрушка, пряничное дело,
лоскутное шитьё);
- фамилию, имя, отчество М.В.Ломоносова; временной период жизни (сейчас, давно,
очень давно); название малой родины М.В.Ломоносова; основные занятия членов семьи;
каким был Михайло Ломоносов в детские и отроческие годы, где и как учился читать,
писать, считать; как относился к учению;
- северных писателей и поэтов (Ф.Абрамов, С. Писахов, Н Рубцов);
- виды транспорта Архангельской области;
- подвижные народные игры Русского Севера (не менее 2);
Уметь:
- приводить примеры видов народных художественных ремёсел
(каргопольская игрушка, пряничное дело, лоскутное шитьё);
- соблюдать правила подвижных народных игр Русского Севера;
- находить в тексте изобразительные языковые средства, помогающие понять своеобразие художественных произведений о Русском Севере;
3

- называть характерные признаки сезонов года родного края;
Иметь представления:
- о любви к родному дому, об ответственности за родных и близких.
В результате изучения программы «Морянка» ученик 3 класса будет знать:
- символику родного края;
- древние города и сёла Архангельской области, их достопримечательности;
- особенности северного народного костюма;
- имена выдающихся деятелей науки и культуры родного края (не менее 3);
- названия стран, в которых проходило обучение М.В.Ломоносова, основные события в
годы его учения;
- географическое положение Архангельской области;
- основные водоёмы родного края;
- основные виды профессий нашего края;
Уметь:
- объяснять значение символики Архангельской области;
- записывать названия стран, и отдельных городов, в которых учился М.В.Ломоносов;
- правильно вести себя в природе;
- приводить примеры животных и растений родного края;
- соблюдать правила здорового питания;
Иметь представления:
- о сметливости, талантливости, щедрости и великодушии поморов;
- о творчестве музыкантов, художников Севера.

В результате изучения программы «Морянка» ученик 4 класса будет знать:
- важные события в истории родного края (освоение Севера, освоение Архангельска,
пребывание Петра 1 на Севере, битва у Новодвинской крепости, участие жителей Архангельской области в Великой Отечественной войне, освоение Арктики);
- культурно-исторические центры Архангельской области;
- имена выдающихся деятелей истории, науки и культуры родного края (не менее 5);
- основные этапы жизни великого учёного, человека, гражданина, причины проявления
интереса народов мира к жизни и деятельности М.В.Ломоносова, нравственные качества,
свойственные М.В.Ломоносову – человеку, учёному, гражданину России;
- нормы здорового образа жизни;
Уметь:
- использовать источники дополнительной информации;
- узнавать выдающиеся памятники истории и культуры родного края;
- рассказывать о жизни и деятельности М.В.Ломоносова;
Иметь представления:
- о самопожертвовании, отваге, благородстве, чести, любви к Родине;
- о содружестве жителей Архангельской области и стран Баренцева Евро-Арктического
региона.

4

Тематическое планирование
2 класс
№п/п
1.

2.

3.
4.

5.

Название
раздела
Вот она какая, дорогая родина
моя!
Родом из
Поморской
славной
стороны
Славные
поморы
Мой Север,
скупой чародей!
Вырастешь
большой,
будешь хороший и
баской

Количество Форма провечасов
дения
2
Урокпутешествие

ЭОР
https://ppt-online.org/1043390

2

Беседа

https://studylib.ru/doc/4753699/svoya-igra--po-kraevedcheskomukursu--moryanka-

2

Исследование

https://urok.1sept.ru/articles/637806

6

Творческая работа

https://infourok.ru/prezentaciya-kkursu-moryanka-lesnie-bogatstva1782277.html
Самостоятельная https://studylib.ru/doc/4753699/работа Творчеsvoya-igra--po-kraevedcheskomuская работа
kursu--moryanka-

5

3 класс
№п/п
1.

2.

3.
4.

5.

Название
раздела
Вот она какая,
дорогая родина моя!
Родом из Поморской
славной
стороны
Славные поморы
Мой Север,
скупой чародей!
Вырастешь
большой, будешь хороший и баской

Количество
часов
3

Форма проведения
Урокпутешествие

ЭОР

6

Беседа

https://studylib.ru/doc/4753699/svoya-igra--po-kraevedcheskomukursu--moryanka-

2

Исследование https://urok.1sept.ru/articles/637806

4

Творческая
работа

2

Творческая
работа

https://ppt-online.org/1043390

https://infourok.ru/prezentaciya-kkursu-moryanka-lesnie-bogatstva1782277.html
https://studylib.ru/doc/4753699/svoya-igra--po-kraevedcheskomukursu--moryanka-

5

4 класс

№п/п
1.

2.

3.
4.

5.

Название
раздела
Вот она какая,
дорогая родина моя!
Родом из Поморской
славной стороны
Славные поморы
Мой Север,
скупой чародей!
Вырастешь
большой, будешь хороший и баской

Количество
часов
6

Форма проведения
Урокпутешествие

ЭОР

2

Беседа

https://studylib.ru/doc/4753699/svoya-igra--po-kraevedcheskomukursu--moryanka-

6

Исследование https://urok.1sept.ru/articles/637806

2

Творческая
работа

1

Творческая
работа

https://ppt-online.org/1043390

https://infourok.ru/prezentaciya-kkursu-moryanka-lesnie-bogatstva1782277.html
https://studylib.ru/doc/4753699/svoya-igra--po-kraevedcheskomukursu--moryanka-

Поурочное планирование
2 класс
№п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Тема
Всякому мила своя сторона
Наш Северный край
Людям на потешение, всему свету на удивление
Людям на потешение, всему свету на удивление
Времена года на Севере
Мальчик из Холмогор
Мальчик из Холмогор
Времена года на Севере
Животные нашего края
Растения нашего края
Времена года на Севере
Родной очаг
Родной очаг
Всякому дню забота своя
Путь - дорога
Если хочешь быть здоров
Времена года на Севере. Промежуточная аттестация

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

6

3 класс
№п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Тема
Север синий на краю России
Древние города и сёла Севера
Древние города и сёла Севера
М.В.Ломоносов – путь в науку
М.В.Ломоносов – путь в науку
Как рукодельница семью одевала
Архангельская земля богата талантами
Архангельская земля богата талантами
Архангельская земля богата талантами
Архангельская земля богата талантами
Архангельская земля богата талантами
Водоёмы нашего края
Болота и луга как сообщества нашего края
Лесные богатства нашего края
Природа в опасности!
А профессий на Севере немало
Здоровью цены нет. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ аттестация

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

4 класс
№п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Тема
Архангельская область – часть мира
Архангельская область – ворота в Арктику
В глубь веков
В глубь веков
В глубь веков
В глубь веков
Искусство Архангельской области как часть мировой
культуры
Искусство Архангельской области как часть мировой
культуры
Здоровье – богатство на все времена
Гений земли русской
Гений земли русской
Северяне – Победе!
Северяне – Победе!
Гордость твоя, Поморье!
Имён прекрасное созвездье
Кладовая Севера
Мы – северяне! ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».