Устьянский муниципальный округ Архангельской области
МБОУ "Бестужевская СОШ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Исследование биологических процессов»
для обучающихся 5, 6, 7 классов
с. Бестужево, 2025 год
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение. План работы и техника безопасности при выполнении лабораторных работ.
Раздел 1. Лаборатория Левенгука
Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных
исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы.
Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила
биологического рисунка.
Практические и лабораторные работы:
Устройство микроскопа
Приготовление и рассматривание микропрепаратов
Зарисовка биологических объектов
Проектно-исследовательская деятельность:
Мини - исследование "Микромир" (работа в группах с последующей презентацией).
Раздел 2. Практическая ботаника
Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование,
техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза,
антитеза). Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения
Архангельской области.
Практические и лабораторные работы:
Морфологическое описание растений
Определение растений по гербарным образцам и в безлиственном состоянии
Монтировка гербария
Проектно-исследовательская деятельность:
Создание каталога "Видовое разнообразие растений пришкольной территории"
Раздел 3. Практическая зоология
Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов. Отличительные
признаки животных разных царств и систематических групп. Жизнь животных:
определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности. Описание внешнего
вида животных по плану. О чем рассказывают скелеты животных (палеонтология).
Пищевые цепочки. Жизнь животных зимой. Подкормка птиц.
Практические и лабораторные работы:
Работа по определению животных
Составление пищевых цепочек
Определение экологической группы животных по внешнему виду
Фенологические наблюдения "Зима в жизни растений и животных"
Проектно-исследовательская деятельность: Мини - исследование "Птицы на кормушке"
Проект "Красная книга животных Архангельской области, Устьянского района"
Раздел 4. Биопрактикум
Учебно-исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему, определить цель и
задачи исследования. Какие существуют методы исследований. Правила оформления
результатов. Источники информации (библиотека, интернет-ресурсы). Как оформить
письменное сообщение и презентацию. Освоение и отработка методик выращивания
биокультур. Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю.
Представление результатов на конференции. Отработка практической части олимпиадных
заданий с целью диагностики полученных умений и навыков.
Практические и лабораторные работы:
Работа с информацией (посещение библиотеки)
Оформление доклада и презентации по определенной теме
Проектно-исследовательская деятельность:
Модуль "Физиология растений"
Движение растений
Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений
Прорастание семян
Влияние прищипки на рост корня
Модуль "Микробиология"
Выращивание культуры бактерий и простейших
Влияние фитонцидов растений на жизнедеятельность бактерий
Модуль "Микология"
Влияние дрожжей на укоренение черенков
Модуль "Экологический практикум"
Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации
Определение запыленности воздуха в помещениях
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
-иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации,
составлении доклада, публичном выступлении;
-знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
-уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать
определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
-уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать
собственную точку зрения;
-владеть планированием и постановкой биологического эксперимента.
Личностные результаты:
- знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
- развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы;
- развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать,
сравнивать, делать выводы и другое);
- эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть
проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать
свою позицию.
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
- умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
4. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п
Наименован Количество часов
ие разделов и
Всег
Контрольн
тем
о
ые работы
программы
Практическ
ие работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
1
Введение
2
Лаборатория
Левенгука
3
Практическая
ботаника
8
Пр.р 4
4
Практическая
8
Пр.р.2
1
https://m.edsoo.ru/7f4133
68
Библиотека ЦОК
6
Пр.р.2
Л.р.2
https://m.edsoo.ru/7f4133
68
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4133
68
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4133
зоология
Л.р.1
68
Библиотека ЦОК
5
Биопрактикум
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
11
Пр.р.2
34
13
https://m.edsoo.ru/7f4133
68
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5, 6, 7 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Всего
Контр.
Раб.
Практ.
Раб.
1
Вводный инструктаж по ТБ при
проведении Лабораторных работ.
1
2
Приборы для научных исследований.
Лабораторное оборудование.
Практическая работа №1
«Изучение приборов для научных
исследований лабораторного
оборудования»
1
1
3
Знакомство с устройством микроскопа.
Практическая работа №2 «Изучение
устройства увеличительных приборов»
1
1
4
Техника биологического рисунка
Приготовления микропрепаратов.
Лабораторный практикум №1
«Приготовление и рассматривание
микропрепаратов. Зарисовка
биологических объектов».
1
1
5
Техника биологического рисунка
Приготовления микропрепаратов.
1
6
Техника биологического рисунка
Приготовления микропрепаратов.
1
7
Мини-исследование «Микромир».
1
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cca60
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ccc0e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ccc0e
Лабораторный практикум №2
«Рассматривание клеток организмов на
готовых микропрепаратах с
использованием цифрового
микроскопа».
8
Экскурсия №1. Фенологические
наблюдения «Осень в жизни растений»
1
9
Техника сбора, высушивания и
монтировки гербария. Практическая
работа №3 «Техника сбора,
высушивания и монтировки гербария».
1
1
10
Определяем и классифицируем.
Практическая работа №4 «Определение
растений по гербарным образцам».
1
1
11
Морфологическое описание растений.
Практическая работа №5
«Морфологическое описание растений
(работа с информационными
карточками).
1
1
12
Определение растений в безлиственном
состоянии. Практическая работа №6
«Определение растений в безлиственном
состоянии».
1
1
13
Создание каталога «Видовое
разнообразие растений пришкольной
территории».
1
14
Создание каталога «Видовое
разнообразие растений пришкольной
территории».
1
15
Редкие растения Архангельской области,
Устьянского района.
1
16
Система животного мира.
1
17
Определяем и классифицируем.
Практическая работа №7 «Учимся
определению
Животных».
1
1
18
Определяем животных по следам и
контуру. Практическая работа №8
«Определение
животных по следам и контуру».
1
1
19
Определение экологической группы
животных по внешнему виду.
Лабораторный практикум №3
«Определение экологической
группы животных по внешнему виду».
1
1
20
Практическая орнитология. Миниисследование «Птицы на кормушке».
1
21
Проект «Красная книга Архангельской
области, Устьянского района».
1
22
Проект «Красная книга Архангельской
области, Устьянского района».
1
23
Экскурсия №2 «Фенологические
наблюдения «Зима в жизни растений
и животных».
1
24
Как выбрать тему для исследования.
Постановка целей и задач.
1
25
Практическая работа №8 «Источники
1
1
информации»1
26
Как оформить результаты исследования.
1
27
Физиология растений. Движение
растений. Влияние стимуляторов роста
на рост и развитие растений.
1
28
Физиология растений. Прорастание
семян. Влияние прищипки на рост
корня.
1
29
Микробиология. Выращивание культуры
бактерий и простейших. Влияние
фитонцидов растений на
жизнедеятельность бактерий.
1
30
Микология. Влияние дрожжей на
укоренение черенков.
1
31
Экологический практикум.
Исследовательская деятельность:
Определение степени загрязнения
воздуха методом биоиндикации.
1
32
Экологический практикум.
Исследовательская деятельность:
Определение запыленности воздуха
в помещениях.
1
33
Экологический практикум. Практическая
работа №9 «Озеленение школы и
пришкольного участка».
1
34
Итоговое занятие.
1
1