Рабочая программа учебного курса Исследование биологических процессов 5-7 кл

Устьянский муниципальный округ Архангельской области
МБОУ "Бестужевская СОШ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Исследование биологических процессов»
для обучающихся 5, 6, 7 классов

с. Бестужево, 2025 год

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение. План работы и техника безопасности при выполнении лабораторных работ.
Раздел 1. Лаборатория Левенгука
Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных
исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы.
Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила
биологического рисунка.
Практические и лабораторные работы:
Устройство микроскопа
Приготовление и рассматривание микропрепаратов
Зарисовка биологических объектов
Проектно-исследовательская деятельность:
Мини - исследование "Микромир" (работа в группах с последующей презентацией).
Раздел 2. Практическая ботаника
Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование,
техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза,
антитеза). Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения
Архангельской области.
Практические и лабораторные работы:
Морфологическое описание растений
Определение растений по гербарным образцам и в безлиственном состоянии
Монтировка гербария
Проектно-исследовательская деятельность:
Создание каталога "Видовое разнообразие растений пришкольной территории"
Раздел 3. Практическая зоология
Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов. Отличительные
признаки животных разных царств и систематических групп. Жизнь животных:
определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности. Описание внешнего
вида животных по плану. О чем рассказывают скелеты животных (палеонтология).
Пищевые цепочки. Жизнь животных зимой. Подкормка птиц.
Практические и лабораторные работы:
Работа по определению животных
Составление пищевых цепочек
Определение экологической группы животных по внешнему виду
Фенологические наблюдения "Зима в жизни растений и животных"
Проектно-исследовательская деятельность: Мини - исследование "Птицы на кормушке"
Проект "Красная книга животных Архангельской области, Устьянского района"
Раздел 4. Биопрактикум
Учебно-исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему, определить цель и
задачи исследования. Какие существуют методы исследований. Правила оформления
результатов. Источники информации (библиотека, интернет-ресурсы). Как оформить
письменное сообщение и презентацию. Освоение и отработка методик выращивания
биокультур. Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю.

Представление результатов на конференции. Отработка практической части олимпиадных
заданий с целью диагностики полученных умений и навыков.
Практические и лабораторные работы:
Работа с информацией (посещение библиотеки)
Оформление доклада и презентации по определенной теме
Проектно-исследовательская деятельность:
Модуль "Физиология растений"
Движение растений
Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений
Прорастание семян
Влияние прищипки на рост корня
Модуль "Микробиология"
Выращивание культуры бактерий и простейших
Влияние фитонцидов растений на жизнедеятельность бактерий
Модуль "Микология"
Влияние дрожжей на укоренение черенков
Модуль "Экологический практикум"
Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации
Определение запыленности воздуха в помещениях
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
-иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации,
составлении доклада, публичном выступлении;
-знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
-уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать
определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
-уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать
собственную точку зрения;
-владеть планированием и постановкой биологического эксперимента.
Личностные результаты:
- знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
- развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы;
- развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать,
сравнивать, делать выводы и другое);
- эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть
проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать
свою позицию.
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
- умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
4. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п

Наименован Количество часов
ие разделов и
Всег
Контрольн
тем
о
ые работы
программы

Практическ
ие работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК

1

Введение

2

Лаборатория
Левенгука

3

Практическая
ботаника

8

Пр.р 4

4

Практическая

8

Пр.р.2

1

https://m.edsoo.ru/7f4133
68

Библиотека ЦОК
6

Пр.р.2
Л.р.2

https://m.edsoo.ru/7f4133
68

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4133
68

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4133

зоология

Л.р.1

68

Библиотека ЦОК
5

Биопрактикум
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

11

Пр.р.2

34

13

https://m.edsoo.ru/7f4133
68

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5, 6, 7 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

Контр.
Раб.

Практ.
Раб.

1

Вводный инструктаж по ТБ при
проведении Лабораторных работ.

1

2

Приборы для научных исследований.
Лабораторное оборудование.
Практическая работа №1
«Изучение приборов для научных
исследований лабораторного
оборудования»

1

1

3

Знакомство с устройством микроскопа.
Практическая работа №2 «Изучение
устройства увеличительных приборов»

1

1

4

Техника биологического рисунка
Приготовления микропрепаратов.
Лабораторный практикум №1
«Приготовление и рассматривание
микропрепаратов. Зарисовка
биологических объектов».

1

1

5

Техника биологического рисунка
Приготовления микропрепаратов.

1

6

Техника биологического рисунка
Приготовления микропрепаратов.

1

7

Мини-исследование «Микромир».

1

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cca60

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ccc0e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ccc0e

Лабораторный практикум №2
«Рассматривание клеток организмов на
готовых микропрепаратах с
использованием цифрового
микроскопа».
8

Экскурсия №1. Фенологические
наблюдения «Осень в жизни растений»

1

9

Техника сбора, высушивания и
монтировки гербария. Практическая
работа №3 «Техника сбора,
высушивания и монтировки гербария».

1

1

10

Определяем и классифицируем.
Практическая работа №4 «Определение
растений по гербарным образцам».

1

1

11

Морфологическое описание растений.
Практическая работа №5
«Морфологическое описание растений
(работа с информационными
карточками).

1

1

12

Определение растений в безлиственном
состоянии. Практическая работа №6
«Определение растений в безлиственном
состоянии».

1

1

13

Создание каталога «Видовое
разнообразие растений пришкольной
территории».

1

14

Создание каталога «Видовое
разнообразие растений пришкольной
территории».

1

15

Редкие растения Архангельской области,
Устьянского района.

1

16

Система животного мира.

1

17

Определяем и классифицируем.
Практическая работа №7 «Учимся
определению
Животных».

1

1

18

Определяем животных по следам и
контуру. Практическая работа №8
«Определение
животных по следам и контуру».

1

1

19

Определение экологической группы
животных по внешнему виду.
Лабораторный практикум №3
«Определение экологической
группы животных по внешнему виду».

1

1

20

Практическая орнитология. Миниисследование «Птицы на кормушке».

1

21

Проект «Красная книга Архангельской
области, Устьянского района».

1

22

Проект «Красная книга Архангельской
области, Устьянского района».

1

23

Экскурсия №2 «Фенологические
наблюдения «Зима в жизни растений
и животных».

1

24

Как выбрать тему для исследования.
Постановка целей и задач.

1

25

Практическая работа №8 «Источники

1

1

информации»1
26

Как оформить результаты исследования.

1

27

Физиология растений. Движение
растений. Влияние стимуляторов роста
на рост и развитие растений.

1

28

Физиология растений. Прорастание
семян. Влияние прищипки на рост
корня.

1

29

Микробиология. Выращивание культуры
бактерий и простейших. Влияние
фитонцидов растений на
жизнедеятельность бактерий.

1

30

Микология. Влияние дрожжей на
укоренение черенков.

1

31

Экологический практикум.
Исследовательская деятельность:
Определение степени загрязнения
воздуха методом биоиндикации.

1

32

Экологический практикум.
Исследовательская деятельность:
Определение запыленности воздуха
в помещениях.

1

33

Экологический практикум. Практическая
работа №9 «Озеленение школы и
пришкольного участка».

1

34

Итоговое занятие.

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».