Рабочая программа учебного курса Основы военной подготовки 8 кл

Устьянский муниципальный округ Архангельской области

МБОУ "Бестужевская СОШ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Основы военной подготовки»
для обучающихся 8 класса

Бестужево, 2025 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Основы военного дела» разработана в соответствии с
документами:
- «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.10.2022):
Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 24.09.2022);
- «О статусе военнослужащих»: Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от
05.12.2022);
- «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный Закон от 9.12.2012 № 273-ФЗ
(ред. от 05.12.2022);
- «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации»
(вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации»,
«Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом
гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации»): Указ
Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 (ред. от 31.07.2022);
- «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской
Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной
службы
в
образовательных
учреждениях среднего
(полного)
общего
образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего
профессионального образования и учебных пунктах»: приказ Министра обороны РФ №
96, Минобрнауки РФ № 134 от 24.02.2010;
- «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования»: приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287
(ред. от 18.07.2022);
Актуальность курса.
Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека,
любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов
государственной
политики
в
области
образования,
закрепленный в
Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации».
В настоящее время стране нужна общая, объединяющая идея, и она уже есть. По мнению
Президента РФ В.В. Путина «У нас нет никакой и не может быть другой
объединяющей идеи, кроме патриотизма. Патриотизм как объединяющее звено выбрал
коллективный разум народа, и именно эта идея не позволит в очередной раз разрушить
наше государство. Патриотизм – это и есть национальная идея, которая должна
объединять страну».
Проявляясь в первую очередь как эмоционально-возвышенное отношение к
Отечеству, как одно из высших чувств человека, патриотизм выступает в качестве важной
составляющей
духовного богатства
личности,
характеризует
высокий
уровень ее социализации. Истинный патриотизм всегда есть единство духовности,
гражданственности и социальной активности человека, является действенной
побудительной силой и реализуется в деятельности личности на благо Отечества. Россия
– великая держава с богатейшими традициями, мощной Армией и Флотом. Вооружённые
силы РФ с честью выполняют свой долг в мирное и военное время, в труде и бою
добывают славу нашему Отечеству. Специфика военных профессий как нельзя лучше

позволяет учесть тягу детей к необычному и романтическому. Это предоставляет
возможность юному гражданину выбрать жизненный путь, позволяющий наиболее полно
реализовать себя на общественно-полезном поприще служения Родине.
Именно военно-патриотическое воспитание, воспитание гражданской ответственности,
патриотических
чувств, формирование понимания и осознания
исторического
прошлого и будущего, своей непосредственной роли в жизни страны должно стать
приоритетным
направлением воспитательной
работы в общеобразовательных
организациях островного региона.
Цель программы:
- формирование социально активной личности гражданина и патриота, обладающей
чувствами национальной гордости, любви к Отечеству
и готовностью к его защите
посредством создания целостного представления о службе в Вооруженных Силах
Российской Федерации, освоения знаний и умений по основам начальной военной
подготовки.
Задачи программы:
Обучающие:
- познакомить учащихся с наиболее яркими страницами истории развития армии и флота
в России, на основе этого способствовать воспитанию из них граждан – патриотов;
- обучить практическим умениям и навыкам из области воинских профессий:
основам огневой, тактической, строевой, туристской и медицинской подготовки.
Развивающие:
- развивать способности применять полученные знания
и
умения
в
самостоятельной деятельности и жизненных ситуациях.
Воспитательные:
- утвердить в сознании и чувствах молодежи патриотические взгляды и убеждения,
уважения к культурному и историческому наследию России;
- формировать у обучающихся убежденность сознательной готовности к защите Родины,
ответственного отношения к военной службе.
Рабочая программа учебного курса «Основы военного дела» рассчитана на
изучение в 8 классе в течение 17 часов.

Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. Основы строевой подготовки.
Строевые приемы и движения без оружия.
Раздел 2. Общевоинские Уставы Вооруженных сил Российской Федерации.
Раздел 3. Основы огневой подготовки.
Стрелковое оружие и гранатомёты. Боеприпасы. Ручные осколочные и кумулятивные
гранаты. Приборы наблюдения.
Раздел 4. Основы военно-инженерной подготовки.
Инженерное имущество родов войск.
Раздел 5. Основы радиационной, химической и бактериальной защиты.

История развития оружия массового поражения. Основное понятие о ядерном,
химическом, бактериологическом оружии. Зажигательное оружие и защита от него.
Средства индивидуальной защиты.
Раздел 6. Основы военной связи.
Средства связи. Правила ведения радиопереговоров и порядок передачи команд и
сигналов. Основы управления в бою.
Раздел 7. Основы тактической подготовки.
Действие при подъёме по тревоге. Основы современного общевойскового боя. Отделение
в наступлении. Действия солдата в бою.
Раздел 8. Основы военной топографии.
Местность как элемент боевой обстановки. Движение по азимуту днём и ночью.
Раздел 9. Основы военно-медицинской подготовки.
Предупреждение инфекционных заболеваний.

Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность
мотивации к учению и познанию,
- социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ
российской, гражданской идентичности; патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов;
- готовность к служению Отечеству, его защите.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
- с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
выявлять
дефициты
информации,
данных,
необходимых
для
решения поставленной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии.
2) базовые исследовательские действия:
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы.
3) работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию

различных видов и форм представления;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения;
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы
и
высказывать идеи, нацеленные на
решение
задачи
и
поддержание
благожелательности общения.
2) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения.
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы;
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
- делать выбор и брать ответственность за решение.
2) самоконтроль:
владеть
способами самоконтроля,
самомотивации
и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- оценивать соответствие результата цели и условиям.
Предметные результаты
По общественно-государственной подготовке:
- знать назначение и организационную структуру ВС РФ, виды ВС РФ и рода войск (силы
и средства флота); сущность и значение военной присяги, государственного флага и
боевого знамени воинской части;
- знать дни воинской славы России, значение государственных наград; сущность и

особенности воинского коллектива; основные качества защитника Родины.
По Уставам Вооруженных сил Российской Федерации:
- знать общие обязанности военнослужащих, обязанности солдата; воинские звания
и знаки различия; порядок выполнения воинского приветствия, правила воинской
вежливости и поведения.
По основам выживания:
- знать как правильно действовать при воздействии неблагоприятных факторов внешней
среды.
По военной топографии:
- определять стороны горизонта по компасу, небесным светилам и признакам
местных предметов;
- работать с картой на местности (определять расстояния, направления, свое
местоположение и положения обнаруженных целей).
По военно-медицинской подготовке:
применять штатные средства
оказания
первой
доврачебной
помощи;
останавливать артериальные кровотечения при помощи жгута и других подручных
средств; накладывать повязки при различных видах ранений.
По основам радиационной, химической и биологической защиты:
- знать основные поражающие факторы ядерного, химического и биологического оружия;
назначение, устройство и правила пользования средствами индивидуальной и
коллективной защиты;
- осуществлять подбор лицевой части противогаза, осуществлять проверку его
исправности;
правильно надевать,
снимать,
укладывать и переносить
средства индивидуальной защиты (противогаз и общевойсковой защитный костюм ОЗК).
По строевой подготовке:
- знать элементы строя и обязанности солдата перед построением и в строю,
порядок выполнения строевых приемов;
- выполнять одиночные строевые приемы без оружия и с оружием, слаженно
действовать в составе подразделения.
По огневой подготовке:
- знать меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами, при
проведении стрельб из
пневматического
оружия;
правила
поведения в
тире, на стрельбище и полигоне;
- знать назначение и боевые свойства автомата Калашникова; назначение и
устройство частей и механизмов автомата, боеприпасы к стрелковому оружию; порядок
осмотра и подготовки автомата и патронов к стрельбе;
- знать назначение и боевые свойства ручных гранат; меры безопасности при
обращении с ручными гранатами;
- уметь быстро и правильно изготавливаться к стрельбе из различных положений,
заряжать оружие, осуществлять производство стрельбы, разряжать и осматривать оружие
после стрельбы;
- снаряжать магазин патронами; осуществлять неполную разборку и сборку автомата
Калашникова;
- выполнять упражнения учебных стрельб;

- точно метать ручные гранаты из различных положений.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование раздела.
Тема занятия

Кол-во
часов

Дата
проведения
План Факт

Формы
проведения
занятий,
методы
обучения, виды контроля
Формы проведения занятий:
- теоретические занятия;
- практические занятия;
- учебно-тренировочные занятия;
- презентации;
- уроки мужества.
Средства реализации программы:
- демонстрационные и раздаточные;
- визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
- естественные и искусственные;
- реальные и виртуальные.
Модуль 1. Строевая подготовка (1ч.)
1
Строевые приёмы и движение без оружия.
1
Модуль 2. Общевоинские уставы Вооружённых сил Российской Федерации (2 ч.)
2
1
Устав внутренней службы
Вооружённых сил Российской Федерации. и
Дисциплинарный устав ВС РФ.
3
1
Устав гарнизонной и караульной службы
Вооружённых сил Российской Федерации.
Модуль 3. Основы огневой подготовки (3ч.)
4
Стрелковое оружие и гранатомёты.
1
5
Боеприпасы. Ручные осколочные и кумулятивные
1
гранаты.
6
Приборы наблюдения.
1
Модуль 4. Основы военно-инженерной подготовки (1ч.)
7
Инженерное имущество.
Модуль 5. Основы радиационной, химической и бактериальной защиты (3 ч.)
8
История развития оружия массового поражения.
1
9
Основное понятие о ядерном, химическом,
1
бактериологическом оружии.
10
1
Зажигательное оружие и защита от него. Средства
индивидуальной защиты.
Модуль 6. Основы военной связи (1ч.)
Средства связи. Правила ведения радиопереговоров и
порядок передачи команд и сигналов. Основы
управления в бою.
Модуль 7. Основы тактической подготовки (3 ч.)
11

12

Действие при подъёме по тревоге.

13
Основы современного общевойскового боя.
14
Отделение в наступлении. Действия солдата в бою.
Модуль 8. Основы военной топографии (2 ч.)
15
Местность как элемент боевой обстановки.

1

1
1
1
1

16
Движение по азимуту днём и ночью.
Модуль 9. Основы военно-медицинской подготовки (1ч.)
17
Предупреждение инфекционных заболеваний.
ИТОГО

1
1
17

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».