Устьянский муниципальный округ Архангельской области
МБОУ "Бестужевская СОШ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Проектная деятельность»
для обучающихся 5,7,9 классов
с. Бестужево, 2025 г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса и внеурочной
деятельности и направлена на повышение качества образования, демократизации стиля общения
учителей и учащихся.
Выполнение индивидуального проекта обязательно для каждого обучающегося на ступенях
основного общего образования.
Индивидуальный проект является основным объектом оценки метапредметных результатов,
полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.
Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность.
Проект является объектом оценки личностных, метапредметных и предметных результатов,
полученных учащимися в ходе освоения средней образовательной программы общего образования.
Проект представляет собой учебный проект, выполняемый учащимся самостоятельно под
руководством педагога в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью
продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных
областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и
результативную
деятельность
(учебно-познавательную,
конструкторскую,
социальную,
художественно-творческую).
Проект выполняется в течение одного года в рамках учебного времени, специально отведенного
учебным планом.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА
•
продемонстрировать способность и готовность к освоению систематических знаний, их
самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
•
развивать способность к сотрудничеству и коммуникации;
•
формировать способность к решению личностно и социально значимых проблем,
воплощению найденных решений в практику;
•
оценивать способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития.
Задачами выполнения ИП являются формирование первоначальных умений научноисследовательской и (или) проектной, изобретательской деятельности, которые выражаются в том,
чтобы:
•
найти актуальную проблему и решить ее, используя методы научного исследования и
проектирования;
•
планировать свою деятельность по решению данной проблемы: обучающийся должен
уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели
на протяжении всей работы;
•
формировать позитивное отношение к научно-исследовательской и (или) проектной
деятельности;
•
формировать навыки анализа и синтеза;
•
формировать навыки сбора и обработки информации, умения выбрать необходимую
информацию и правильно её использовать;
•
формировать навыки публичного выступления;
•
формировать навыки использования ИКТ;
•
формировать способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Введение
Понятие «индивидуальный проект», проектная деятельность, проектная культура. Типология
проектов. Проекты в современном мире проектирования. Цели, задачи проектирования в современном
мире, проблемы.
Методология и технология проектной деятельности.
Раздел 2. Инициализация проекта
Инициализация проекта. Конструирование темы и проблемы проекта. Проектный замысел.
Критерии без отметочной самооценки и оценки продуктов проекта. Презентация и защита замыслов
проектов. Методические рекомендации по написанию и оформлению проектов. Структура проекта.
Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение,
эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне
исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы
теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).
Рассмотрение текста с точки зрения его структуры.
Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуального проекта.
Картирование личностно - ресурсной карты. Базовые процессы разработки проекта и работы,
выполняемые в рамках этих процессов. Расчет календарного графика проектной деятельности. Эскизы
и модели, макеты проектов. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта.
Применение информационных технологий в исследовании, проекте, курсовых работах.
Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности. Работа в
сети Интернет.
Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования.
Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных
плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов
Раздел 3. Управление завершением проектов, курсовых и исследовательских работ
Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта. Мониторинг выполняемых
работ и методы контроля исполнения. Критерии контроля. Компьютерная обработка данных
исследования, проекта. Управление завершением проекта.
Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта.
Консультирование по проблемам проектной деятельности, по установке и разработке
поставленных перед собой учеником задач, по содержанию и выводам, по продуктам проекта, по
оформлению бумажного варианта проектов
Раздел 4. Защита результатов проектной деятельности
Публичная защита результатов проектной деятельности. Рефлексия проектной деятельности.
Индивидуальный прогресс в компетенциях. Экспертиза действий и движения в проекте.
Индивидуальный прогресс.
Раздел 5. Рефлексия проектной деятельности
Рефлексия проектной деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты выполнения проекта должны отражать:
-сформированность навыков
коммуникативной, учебно-исследовательской
деятельности, критического мышления;
-способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
-сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения
приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного
или нескольких учебных предметов или предметных областей;
-способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы,
отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов
исследования на основе собранных данных, презентации результатов. В процессе обучения учащиеся
приобретают следующие конкретные умения:
-умение планировать и осуществлять проектную и исследовательскую деятельность;
-способность презентовать достигнутые результаты, включая умение определять приоритеты
целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и
осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования;
-способность использовать доступные ресурсы для достижения целей; осуществлять выбор
конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
-способность создавать продукты своей деятельности, востребованные обществом, обладающие
выраженными потребительскими свойствами;
-сформированность умений использовать многообразие информации и полученных в результате
обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения
индивидуального проекта.
Учащиеся получат возможность научиться:
совершенствованию духовно-нравственных качеств личности;
самостоятельно задумывать, планировать и выполнять проект;
использовать догадку, озарение, интуицию;
целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые
языковые средства;
формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном
обществе;
способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения
управлять своей познавательной деятельностью;
осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество
выполненного проекта.
В ходе изучения курса учащиеся должны знать:
-способы обработки текстовых источников информации; -способы анализа текста и записи
прочитанного.
Учащиеся должны уметь:
-работать с текстом;
-анализировать источники информации;
-комбинировать разные способы обработки текстовой информации.
Тематическое планирование
№
урока
Тема урока
ЭОР
Введение. Работа над темами проекта
ГИС «Моя школа»
2-3
Виды источников информации, план информационного
текста. Основные методы исследования
ГИС «Моя школа»
4-5
Виды проектов. Особенности и структура проекта,
критерии оценки
ГИС «Моя школа»
6-7
Проблема, цель, гипотеза, задачи проекта
ГИС «Моя школа»
8-9
Составление индивидуального рабочего плана. Обзор
литературы по теме проекта
ГИС «Моя школа»
10
Мини выступление, посвященное презентации и защите
замысла проекта
ГИС «Моя школа»
11
Требования к оформлению проектных материалов
ГИС «Моя школа»
12-19
Работа над основной частью проекта: поиск информации
для раскрытия темы
ГИС «Моя школа»
20-22
Оформление деятельности в программе Мicrosoft Word
ГИС «Моя школа»
23-24
Формы защиты проекта, составление плана практической
реализации проекта
ГИС «Моя школа»
25
Формулирование выводов: соответствие выводов
поставленной цели
ГИС «Моя школа»
26
Работа над заключительной частью проекта: окончательное
формулирование выводов
ГИС «Моя школа»
27
Создание библиографического списка
ГИС «Моя школа»
28
Создание текста
ГИС «Моя школа»
29
Подготовка тезисов выступления
ГИС «Моя школа»
1
30-33
Требования к оформлению презентации проекта, создание
электронной презентации
ГИС «Моя школа»
34
Защита проектов
ГИС «Моя школа»