Рабочая программа курса внеурочной деятельности Информационная безопасность

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Архангельской области
Управление образования администрации
Устьянского муниципального округа
МБОУ "Бестужевская СОШ"

рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Информационная безопасность»
5 класс

с.Бестужево, 2025.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс ориентирован на проведение уроков по информационной безопасности
школьников и безопасному поведению в сети Интернет и отражает актуальные вопросы
безопасной работы с персональной информацией, сообщениями и звонками по мобильному
телефону, электронной почтой, информационными и коммуникационными ресурсами в сети
Интернет, доступа к ресурсам для досуга, поиска новостной, познавательной, учебной
информации, общения в социальных сетях, получения и передачи файлов, размещения
личной информации в коллективных социальных сервисах. В основе курса лежат
технические, этические и правовые нормы соблюдения информационной безопасности,
установленные контролирующими и правоохранительными органами, а также практические
рекомендации ведущих ИТ-компаний и операторов мобильной связи Российской Федерации.
Главная цель курса — обеспечить социальные аспекты информационной
безопасности в воспитании школьников в условиях цифрового мира, включение цифровой
гигиены в контекст воспитания детей на регулярной основе, формирование у выпускника
школы правовой грамотности по вопросам информационной безопасности, которые влияют
на социализацию детей в информационном обществе, формирование личностных и
метапредметных результатов обучения и воспитания детей.
Задачи курса по информационной безопасности детей:
 формировать понимание сущности и воспитывать необходимость принятия
обучающимися таких ценностей, как человеческая жизнь, свобода, равноправие
и достоинство людей, здоровье, опыт гуманных, уважительных отношений с
окружающими;
 создавать педагогические условия для формирования правовой и
информационной культуры обучающихся, развития у них критического
отношения к информации, ответственности за поведение в сети Интернет и
последствий деструктивных действий, формирования мотивации к
познавательной, а не игровой деятельности, воспитания отказа от пустого
времяпрепровождения в социальных сетях, осознания ценности живого
человеческого общения;
 формировать отрицательное отношение ко всем проявлениям жестокости,
насилия, нарушения прав личности, экстремизма во всех его формах в сети
Интернет;
 мотивировать обучающихся к осознанному поведению на основе понимания и
принятия ими морально-правовых регуляторов жизни общества и государства в
условиях цифрового мира;



научить молодых людей осознавать важность проектирования своей жизни и
будущего своей страны — России в условиях развития цифрового мира,
осознавать ценность ИКТ для достижения высоких требований к обучению
профессиям будущего в мире, принимать средства в Интернете как среду
созидания, а не разрушения человека и общества.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Информационная безопасность»
предназначена для учащихся 6 класса. Курс рассчитан на 17 часов.

2

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Что такое информационное общество? Техника безопасности в кабинете
информатики и организация рабочего места. Что нужно знать? Пространство Интернета на
планете Земля. Что такое информационная безопасность. Законы о защите личных данных в
Интернете.
Раздел 2. Что нужно уметь? Правила для пользователей Сети Интернет Правила работы с
СМС. Правила работы с электронной почтой. Правила работы с видеосервисами. Правила
работы в социальных сетях. Правила защиты от вирусов, спама, рекламы и рассылок.
Правила общения в социальной сети. Этикет. Правила работы с поисковыми системами и
анализ информации. Правила ответственности за распространение ложной и негативной
информации. Правила защиты от нежелательных сообщений и контактов. Правила вызова
экстренной помощи. Правила защиты от внешнего вторжения. Правила выбора полезных
ресурсов в Интернете. Средства работы в Интернете для людей с особыми потребностями.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение учебного предмета «Информационная безопасность» должно обеспечивать
достижение на уровне основного общего образования следующих личностных,
метапредметных и предметных образовательных результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и
социализации обучающихся средствами предмета.
1. Патриотическое воспитание: ценностное отношение к отечественному культурному,
историческому и научному наследию; понимание значения информатики как науки в жизни
современного общества; владение достоверной информацией о передовых мировых и
отечественных достижениях в области информатики и информационных технологий;
заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества.
2. Духовно-нравственное воспитание: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе
в сети Интернет.
3. Гражданское воспитание: представление о социальных нормах и правилах
межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернетсреде; готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных,
познавательных задач, создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовность оценивать своё поведение
и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков.
4. Ценности научного познания:
3

 сформированность
мировоззренческих
представлений
об
информации,
информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих
современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих
базовую основу для понимания сущности научной картины мира;
 интерес к обучению и познанию; любознательность; готовность и способность к
самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в
дальнейшем;
 овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия;
 сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной
работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами
информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
5. Формирование культуры здоровья: осознание ценности жизни; ответственное отношение
к своему здоровью; установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и
соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ).
6. Трудовое воспитание:
 интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной
деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными
технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научнотехнического прогресса;
 осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
7. Экологическое воспитание: осознание глобального характера экологических проблем и
путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.
8. Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды: освоение
обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей
деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, в том числе существующих в виртуальном пространстве.
Метапредметные результаты:
 освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
 участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
4

образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
 умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Предметные результаты:
В результате изучения учебного предмета «Информационная безопасность» на уровне
основного общего образования:
Выпускник научится знать и понимать:








источники угроз, поступающих на мобильный телефон, планшет, компьютер
виды угроз
проблемные ситуации в сетевом взаимодействии
правила поведения для защиты от угроз
правила поведения в проблемных ситуациях
этикет сетевого взаимодействия
роль близких людей, семьи для устранения проблем и угроз в сети Интернет и
мобильной телефонной связи
 телефоны экстренных служб
 личные данные
 позитивный Интернет;
Выпускник будет уметь:







правильно использовать аватар с учетом защиты личных данных
формировать и использовать пароль
использовать код защиты телефона
регистрироваться на сайтах без распространения личных данных
вести общение в социальной сети или в мессенджере сообщений
правильно вести себя в проблемной ситуации (оскорбления, угрозы, предложения,
агрессия, вымогательство, ложная информация и др.)
 отключиться от нежелательных контактов

 использовать позитивный Интернет.

5

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

1.

Раздел 1. Что нужно знать? Пространство
Интернета на планете Земля

2.

Раздел 2. Что нужно уметь? Правила для
пользователей Сети Интернет

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

https://resh.edu.ru/
2

-

-

https://rusere.ru/lektoriy/2/5-6.php
https://resh.edu.ru/

15

1

6

17

1

6

https://rusere.ru/lektoriy/2/5-6.php

6

Поурочной планирование
в учеб.
№
п/п

Тема урока

Всего

п.1.7
Задание 1.15
Тест 7

1

Законы о защите личных
данных в Интернете

п.1.8
Задания 1.16 –
1.18
Тест 8

1

3

Правила работы с СМС

п.2.1
Задание 2.1
Тест 10

1

4

Правила работы с
электронной почтой.
Практическая работа №
1. Правила отправки и
получения электронных
писем

1

2

Введение. Что такое
информационная
безопасность

Количество часов

п.2.2
Задания 2.2 –
2.3
Тест 11

п.2.3
Задания 2.4 –
2.5
Тест 12

Правила работы с
видеосервисами

6

Правила работы в
социальных сетях.
Практическая работа №
2. Знакомство с кнопкой
«Пожаловаться» в
социальной сети
ВКонтакте

п.2.4
Задания 2.6 –
2.7
Тест 13

7

Правила защиты от
вирусов, спама, рекламы и
рассылок

п.2.5
Задание 2.8
Тест 14

1

1

1

8

Правила защиты от
негативных сообщений

9

Правила общения в
социальных сетях

п.2.7
Задания 2.11 –
2.13

Практиче
ские
работы

1

5

п.2.6
Задания 2.9 –
2.10
Тест 15

Контрол
ьные
работы

1

1

1

1

7

Тест 16

10

Правила работы с
поисковыми системами и
анализ информации.
Практическая работа №
3. Поиск информации

п.2.8
Задания 2.14 –
2.15
Тест 17

11

Правила ответственности
за распространение ложной
и негативной информации

п.2.9
Задания 2.16 –
2.17

12

Правила защиты от
нежелательных сообщений
и контактов

п.2.10
Задание 2.18

13

Правила вызова экстренной
помощи

п.2.11
Задание 2.19

14

Правила защиты устройств
от внешнего вторжения.
Практическая работа №
4. Пароли

п.2.12
Задание 2.20
Тест 18

15

Правила выбора полезных
ресурсов в Интернете
Практическая работа №
5. Полезные ресурсы

п.2.13
Задания 2.21 –
2.23

16

Средства работы в
Интернете для людей с
особыми потребностями.
Практическая работа №
6. Особые потребности

п.2.14
Задания 2.24 –
2.25

17

Контрольный урок

Контрольное
задание

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

8

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Информационная безопасность.Безопасное поведение в сети Интернет. 5–6 класс/
Цветкова М.С., Якушина Е.В.,Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Информационная безопасность.Безопасное поведение в сети Интернет. 5–6 класс/
Цветкова М.С., Якушина Е.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
 https://resh.edu.ru/
 https://rusere.ru/lektoriy/2/5-6.php

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».