МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Архангельской области
Управление образования администрации Устьянского
муниципального округа
МБОУ «Бестужевская СОШ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предмета
«Индивидуальный проект»
для обучающихся 10 класса
с. Бестужево, 2025
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"БЕСТУЖЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "БЕСТУЖЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
Дата: 2025.10.22 16:20:25 +03'00'
Пояснительная записка
Цель:
- формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения
методов, технологий и форм организации проектной и учебно- исследовательской
деятельности для Достижения практико-ориентированных результатов образования;
- формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации
обучающимися 'результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на
решение научной, личностно и (или) социально- значимой проблемы
Задачи:
- сформировать навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности,
критического мышления;
- выработать способность к инновационной, аналитической, творческой,
интеллектуальной деятельности;
- продолжить формирование навыков проектной и учебно- исследовательской
деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов
действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных
предметов или предметных областей;
- развитие навыков постановки цели и формулирования гипотезы исследования,
планирования (работы, отбора и интерпретации необходимой информации,
структурирования аргументации
результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов;
- мониторинг личностного роста участников проектно- исследовательской
деятельности;
Индивидуальный проект - особая форма организации образовательной деятельности
обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный
проект
выполняется
обучающимся
самостоятельно под
руководством учителя (тьютора) в течение учебного времени, отведенного учебным
планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или
разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного,
инновационного, конструкторского, инженерного. На уровне среднего общего
образования роль учителя (тьютора) сводится к минимуму. Старшеклассники сами
определяют личностно- значимую проблему, формулируют тему, ставят цели и задачи
своего проектирования. выдвигают гипотезу. Ставя практическую задачу ученики ищут
под эту конкретную задачу свои средства и предлагают варианты практического
использования проектного и исследовательского продукта.
Место предмета «Индивидуальный проект» в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ «Бестужевская СОШ» на уровне СОО на 20252026 учебный год предмет «Индивидуальный проект» изучается в 10 классе в объеме
34 часов (1 часа в неделю).
1. Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
–
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного
мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к
общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания, и
осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки иобщественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;
– овладение коммуникативной компетенцией в общении и сотрудничестве со сверстниками, и
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и
других видах деятельности.
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки,
готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в
научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности; - повышение личной ответственности за свою
работу.
Метапредметные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута; – оценивать возможные последствия достижения
поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
- выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в проектной деятельности,
который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,
проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения,
включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и
реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета,
объекта, творческого решения и т.п.
- сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении
раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой
проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
- сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно
планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать
ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных
стратегий в трудных ситуациях;
- сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и
оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на
вопросы.
2. Содержание тем учебного курса
10 класс
Модуль 1: Общая характеристика проектной и исследовательской деятельности
(14 часов)
Проекты в современном мире. Научные школы. Методология и технология проектной
деятельности. Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. Отличие
проектной деятельности от научно-исследовательской. Особенности монопроекта и
межпредметного проекта. Характеристика и отличительные черты исследовательских
проектов. Характеристика и отличительные черты бизнес – проектов. Характеристика и
отличительные черты социальных и творческих проектов.
Модуль 2: Инициализация проекта (20 часов)
Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы,
постановка цели и конкретных задач исследования, определение объекта и предмета
исследования, выбор методов и методики проведения исследования, формулирование
выводов. Проектный замысел. Критерии безотметочной самооценки и оценки продуктов
проекта. Исследование как неотъемлемая часть проекта. Методы эмпирического
исследования: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент. Методы, используемые как
на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования: абстрагирование, анализ и
синтез, индукция и дедукция, моделирование. Методы теоретического исследования.
Модуль 3: Инструментарий проектной и исследовательской деятельности (10 часов)
Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста:
конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия. Правила оформления цитат. Применение
информационных технологий в исследовании, проекте. Научные документы и издания.
Организация работы с научной литературой. Что такое плагиат и как его избегать в своей
работе. Архив проекта.
Модуль 4: Организация промежуточных результатов проектной деятельности
(7 часов)
Составление глоссария по теме исследования. Аргументирующая речь. Коммуникативные
барьеры при публичной защите результатов проекта, курсовых работ. Главные предпосылки
успеха публичного выступления. Защита промежуточных результатов. Корректировка
проекта с учетом рекомендаций.
3. Тематическое планирование
10 класс, 1 час в неделю, 34 часа в год
№
Тема курса
Количество
Основное содержание
Основные виды
часов
деятельности
Модуль 1: Общая характеристика проектной и исследовательской деятельности
1
Цели,
задачи 1
Проект.
Значение Обсуждение
проектирования
в
проектов в различных назначения
современном мире,
сферах деятельности. проектирования
и
проблемы.
Требования к автору обозначение
проекта.
основных
проблемных
моментов работы над
проектом.
2
Цели,
задачи 1
Проект.
Значение Обсуждение
проектирования
в
проектов в различных назначения
современном мире,
сферах деятельности. проектирования
и
проблемы.
Требования к автору обозначение
проекта.
основных
проблемных
моментов работы над
проектом.
3
Отличие проектной 1
Проект с точки зрения Обсуждение
и
деятельности
от
различных
назначения
научноопределений.
особенностей
исследовательской.
Структура
проекта. научноИсследование.
исследовательской
Структура
деятельности,
с
исследования.
сравнение
её
проектированием.
4
Отличие проектной 1
Проект с точки зрения Обсуждение
и
деятельности
от
различных
назначения
научноопределений.
особенностей
исследовательской.
Структура
проекта. научноИсследование.
исследовательской
Структура
деятельности,
с
исследования.
сравнение
её
проектированием.
5
1
Особенности
Монопроект
и его Обсуждение
и
и
монопроекта
структура.
назначения
межпредметного
Межпредметный
особенностей
проекта.
проект и его структура. монопроектов
и
Значение
метапредметных
межпредметных
проектов,
их
результативности.
проектов.
6
1
Особенности
Монопроект
и его Обсуждение
и
и
монопроекта
структура.
назначения
межпредметного
Межпредметный
особенностей
проекта.
проект и его структура. монопроектов
и
Значение
метапредметных
7
Характеристика
и 1
отличительные
черты
исследовательских
проектов.
межпредметных
проектов.
Исследовательский
проект и его структура.
Требования к автору
исследовательского
проекта.
8
Характеристика
и 1
отличительные
черты
исследовательских
проектов.
Исследовательский
проект и его структура.
Требования к автору
исследовательского
проекта.
9
Характеристика
отличительные
черты
бизнес
проектов.
и 1
Характеристика
отличительные
черты
бизнес
проектов.
и 1
Бизнес-проект и его
структура.
Разновидности бизнеспроектов.
Значение
бизнес-проектов.
Бизнес-проект и его
структура.
Разновидности бизнеспроектов.
Значение
бизнес-проектов.
Социальный проект и
его
структура.
Творческий проект и
его структура.
10
–
–
11
Характеристика
и 1
отличительные
черты социальных и
творческих
проектов.
12
Характеристика
и 1
отличительные
черты социальных и
творческих
проектов.
Социальный проект и
его
структура.
Творческий проект и
его структура.
13
Характеристика
отличительные
черты
конструкторских
инженерных
проектов.
Конструкторский
проект и его структура.
Инженерный проект и
его
структура.
Возможные продукты
проектов.
и 1
и
проектов,
их
результативности.
Выявление
особенностей
исследовательских
проектов,
обозначение
их
назначения.
Выявление
особенностей
исследовательских
проектов,
обозначение
их
назначения.
Выявление
отличительных
особенностей
и
назначения бизнеспроектов.
Выявление
отличительных
особенностей
и
назначения бизнеспроектов.
Выявление
отличительных
особенностей
и
назначения
социальных
и
творческих проектов,
прогнозирование
возможности
реализации
такого
типа проектов при
обучении в школе.
Выявление
отличительных
особенностей
и
назначения
социальных
и
творческих проектов,
прогнозирование
возможности
реализации
такого
типа проектов при
обучении в школе.
Выявление
отличительных
особенностей
и
назначения
конструкторских
и
инженерных
14
Характеристика
отличительные
черты
конструкторских
инженерных
проектов.
и 1
и
Модуль 2: Инициализация проекта
15
Общая схема хода 1
научного
исследования:
обоснование
актуальности
выбранной
темы,
постановка цели и
конкретных задач
исследования.
16
Общая схема хода 1
научного
исследования:
обоснование
актуальности
выбранной
темы,
постановка цели и
конкретных
задач
исследования.
17
Общая схема хода 1
научного
исследования
Конструкторский
проект и его структура.
Инженерный проект и
его
структура.
Возможные продукты
проектов.
проектов,
прогнозирование
возможности
реализации
такого
типа проектов при
обучении в школе и
ВУЗе.
Выявление
отличительных
особенностей
и
назначения
конструкторских
и
инженерных
проектов,
прогнозирование
возможности
реализации
такого
типа проектов при
обучении в школе и
ВУЗе.
Цикл
научного
познания. Структурные
элементы
научного
исследования.
Выявление
структурных
элементов научного
исследования,
формулировка цели и
задач исследования
по заданной теме.
Цикл
научного
познания. Структурные
элементы
научного
исследования.
Выявление
структурных
элементов научного
исследования,
формулировка цели и
задач исследования
по заданной теме.
Гипотеза.
Эксперимент.
Формулировка
выводов.
Разработка
хода
научного
исследования
по
предложенной
проблеме.
Разработка
хода
научного
исследования
по
предложенной
проблеме.
Определение объекта
и
предмета
исследования
по
18
Общая схема хода
научного
исследования
1
Гипотеза.
Эксперимент.
Формулировка
выводов.
19
Определение
объекта и предмета
исследования
1
Объект исследования.
Предмет исследования.
20
Определение
объекта и предмета
исследования
21
Выбор методов
методики
проведения
исследования
и 1
22
Выбор методов
методики
проведения
исследования
и 1
23
Формулирование
оформление
выводов
и 1
24
Формулирование
оформление
выводов
и 1
25
Основные понятия 1
исследовательской
работы:
гипотеза,
идея,
проблема,
ключевое
слово,
обзор.
Основные понятия 1
исследовательской
работы:
гипотеза,
идея,
проблема,
ключевое
слово,
обзор.
Критерии
1
безотметочной
самооценки
и
оценки продуктов
проекта.
26
27
1
разным
темам
исследования.
Объект исследования. Определение объекта
Предмет исследования. и
предмета
исследования
по
разным
темам
исследования.
Разновидности
Отбор методов и
методов исследования. методик проведения
Теоретические
и исследования
по
экспериментальные
заданным проблемам.
методы.
План
исследования.
Разновидности
Отбор методов и
методов исследования. методик проведения
Теоретические
и исследования
по
экспериментальные
заданным проблемам.
методы.
План
исследования.
Анализ
результатов Отработка
практических
исследования.
Соответствие
их навыков
выбранной гипотезе. формулировки
выводов
через
Формулировка
интерпретацию
выводов.
данных
различных
исследований.
Анализ
результатов Отработка
практических
исследования.
Соответствие
их навыков
выбранной гипотезе. формулировки
выводов
через
Формулировка
интерпретацию
выводов.
данных
различных
исследований.
Исследовательская
Формулировка
работа.
Правила гипотез,
идей,
оформления.
проблем, ключевых
Структура. Значение. слов, формирование
Требования к автору обзора исследований
работы.
разной тематики.
Исследовательская
Формулировка
работа.
Правила гипотез,
идей,
оформления.
проблем, ключевых
Структура. Значение. слов, формирование
Требования к автору обзора исследований
работы.
разной тематики.
Самооценка. Значение Определение
и
самооценки.
Виды обсуждение
безотметочной
критериев
самооценки.
самооценки.
Проведение
28
Критерии
1
безотметочной
самооценки
и
оценки продуктов
проекта.
Самооценка. Значение
самооценки.
Виды
безотметочной
самооценки.
29
Исследование как 1
неотъемлемая часть
проекта.
Методы
эмпирического
исследования:
наблюдение,
сравнение,
измерение,
эксперимент.
Экспериментальные и
теоретические методы
исследования.
Применение методов в
различных
видах
исследований.
30
Исследование как 1
неотъемлемая часть
проекта.
Методы
эмпирического
исследования:
наблюдение,
сравнение,
измерение,
эксперимент.
Экспериментальные и
теоретические методы
исследования.
Применение методов в
различных
видах
исследований.
31
1
Методы,
используемые как на
эмпирическом, так и
на
теоретическом
уровне
исследования:
абстрагирование,
анализ и синтез,
индукция
и
дедукция,
моделирование.
Методы
теоретического
исследования.
1
Методы,
используемые как на
эмпирическом, так и
на
теоретическом
уровне
исследования:
абстрагирование,
Теоретические методы
познания. Применение
и значение методов в
различных предметных
областях.
32
Теоретические методы
познания. Применение
и значение методов в
различных предметных
областях.
самооценки
определенной
деятельности.
Определение
и
обсуждение
критериев
самооценки.
Проведение
самооценки
определенной
деятельности.
Выявление значения
эмпирического
исследования,
определение
предметных
областей, в которых
используются
разновидности
эмпирического
исследования.
Выявление значения
эмпирического
исследования,
определение
предметных
областей, в которых
используются
разновидности
эмпирического
исследования.
Выявление примеров
и
предметных
областей
использования
теоретических
методов познания.
Выявление примеров
и
предметных
областей
использования
теоретических
методов познания.
33
34
анализ и синтез,
индукция
и
дедукция,
моделирование.
Методы
теоретического
исследования.
Защита проектной 1
идеи
Защита
идеи
проектной 1
Проект. Тип проекта.
Исследование.
Вид
исследования.
Актуальность.
Гипотеза. Ожидаемые
результаты.
Проект. Тип проекта.
Исследование.
Вид
исследования.
Актуальность.
Гипотеза. Ожидаемые
результаты.
Проведение защиты
проектной идеи.
Проведение защиты
проектной идеи.