Рабочая программа учебного курса Учусь создавать проекты 1,3 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Архангельской области
Устьянский муниципальный округ Архангельской области

МБОУ "Бестужевская СОШ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
«Учусь создавать проекты»
для обучающихся 1-4 класса

с. Бестужево, 2025 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Учусь создавать проект» для 1,3 класса
составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы,
базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для
младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие
познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем,
доказываем, проектируем, создаём./.
Данная программа формирования навыка самоопределения спланирована с учетом
возрастной специфики учащихся.
Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие
личности,

готовой

к

правильному

взаимодействию

с

окружающим

миром,

к

самообразованию и саморазвитию.
Метод проекта – это не просто набор приемов и действий, подобранных педагогом,
это специально организованная педагогом проблемная ситуация, которая побуждает ученика
к поиску информации, выбору способов ее переработки, вариантов коммуникативной
деятельности с целью ее разрешения. Именно проблемная ситуация является универсальной
для решения как воспитательных, так и образовательных задач потому, что она создает
естественную среду, максимально приближенную к реальной, в которой стимулируется
практическая деятельность ученика. Ситуация необходимости решения обозначенной
учителем проблемы обеспечивает освоение учеником новых способов учебной деятельности,
формирует опыт самоорганизации собственных возможностей и актуализации врожденных
способностей.
Цель программы: создание условий для формирования навыка саморегуляции и
самоопределения младшего школьника.
Задачи курса:
1.

Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2.

Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

—

умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по

совместной деятельности;
—

способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

—

формирование социально адекватных способов поведения.

3.

Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

—

воспитание целеустремленности и настойчивости;

—

формирование навыков организации рабочего пространства и рационального

использования рабочего времени;

—

формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и

сотрудничество;
—

формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения;

4.

Формирование умения решать творческие задачи.

5.

Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение,

использование).
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,
личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи
формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и
систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию
следующих принципов:
•

непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности

образования в целом;
•

развития

индивидуальности

каждого

ребенка

в

процессе

социального

самоопределения в системе внеурочной деятельности;
•

системность организации учебно-воспитательного процесса;

•

раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

МЕСТО ПРОГРАММЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение учебного курса «Учусь создавать проект» в 1,3 классе отводится 17
часов - 1 занятие в две недели (34 учебные недели).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание программы
1 класс
Что такое проект: Исследование, исследователь, исследовательская задача (проблема).
Знакомство с понятиями. Корректировка детских представлений о том, что они понимают
под словом “исследование”. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует
человек свою способность исследовать окружающий мир
Как выбрать тему проекта. Ответы на вопросы - что мне интересно больше всего? чем я
хочу заниматься больше всего? чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? Хобби.
Выбор интересной идеи.
Темы исследования - фантастические, экспериментальные, теоретические.
Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы.
Цель и задачи проекта. Ответ на вопрос - зачем я провожу исследование. Цель указывает
общее направление. Ответ на вопрос - зачем я провожу исследование. Цель указывает общее

направление движения, задачи описывают основные шаги. Формулирование целей и задач
исследования.
Гипотеза

проекта.

Предположение,

рассуждение,

догадка,

суждение,

гипотезы-

предположения. Слова – помощники – предположим, допустим, возможно, что, если…
Проблема, выдвижение гипотез. Обсуждение итогов прошедших занятий, формирование
портфолио ученика.
Организация

исследования.

Формы

и

методы

организации

исследовательской

деятельности. Вклад каждого участника группы в работу. Составление рабочего плана
исследования.
Поиск информации: книги, журналы, Интернет, кино- и телефильмы по теме
исследования, беседы со взрослыми, друзьями. Отбор и анализ литературы по выбранной
теме. Работа с литературой, Интернет. Источники получения информации: картосхемы,
справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения
научно- популярной и методической литературы.
Наблюдение – доступный способ добычи информации. Наблюдение. Приспособления для
наблюдений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы,
приборы ночного видения.
Эксперимент. Эксперимент, проба, опыт. Главный метод познания. Действия с предметом
исследования. План эксперимента. Результат эксперимента. Обсуждение итогов прошедших
занятий, формирование портфолио ученика.
Индивидуальное исследование. Работа индивидуальная и коллективная. Индивидуальные
консультации учителя.
Работа в паре. Выбор темы. Распределение работы в паре.
Работа в группе. Коллективная работа. Вклад каждого участника группы в работу.
Распределение работы в группе. Выбор лидера группы.
Презентация. Продукт проектной деятельности. Наглядный материал. Построение и
размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков,
фотографий. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности.
Подготовка

к

Классификация.

защите

проекта.

Парадоксы.

Особенности

Ранжирование.

записи

Сравнения

и

исследования.
метафоры.

Понятия.

Выводы

умозаключения. Текст доклада. Тезисы. Схемы, чертежи, рисунки, макеты.
Защита работ. Урок-конференция. Коллективный и личностный анализ результатов.
Формирование портфолио.
2 класс
Изменение круга интересов.
Выбор темы проекта.
Знакомство с понятиями формулировка и актуальность.

и

Выбор помощников в работе над проектом.
Постановка цели и решение задач проекта.
Обработка и отбор значимой информации.
Создание продукта проекта.
Программа MPP-Microsoft Power Point.
Совмещение текста выступления с показом презентации.
Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки.
Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией.
3 класс
Выбор темы исследования. Предположение.
Гипотеза. Решение задачи.
Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование.
Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере.
Изучение и освоение возможностей программы МРР.
Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм.
Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе.
Обработка информации. Интервью. Визитка.
Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.

4 класс
Виды проектов.
Исследовательский творческий проект.
Творческий проект.
Ролевой игровой проект.
Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой.
Информационно – исследовательский проект.
Информационно – ориентированный проект.
Практико – ориентированный проект.
Моно-предметный проект.
Вид презентации проекта в рамках научной конференции.
Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы при работе над
проектом.
Критерии итогового оценивания проектной деятельности.
Программа МРР. Формирование умения работать с таблицей.
Использование ресурсов интернета при подготовке презентации.
Программа Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев.

Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие
рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике,
который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще
всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с
первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети
пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка
на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии,
которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки
автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
«ЧУДЕСА НАУКИ И ПРИРОДЫ»
Ученик получит возможность научиться:
• видеть проблемы;
• ставить вопросы;
• выдвигать гипотезы;
• давать определение понятиям;
• классифицировать;
• наблюдать;
• проводить эксперименты;
• делать умозаключения и выводы;
• структурировать материал;
• готовить тексты собственных докладов;
• объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть
сформированы следующие способности:
• Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему
не получилось, видеть трудности, ошибки);
• Целеполагать (ставить и удерживать цели);
• Планировать (составлять план своей деятельности);

• Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все
существенное и главное);
• Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
• Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою
позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Личностные и метапредметные результаты образовательного процесса
Личностные универсальные учебные действия.
У ребенка формируются:
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
задачи;
• ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе, на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи;
• способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина
России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности

человека

за

общее

благополучие,

осознание

своей

этнической

принадлежности;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Личностные результаты в формировании у детей мотивации к обучению, в помощи им в
самоорганизации и саморазвитии. Развитие познавательных навыков учащихся, умений
самостоятельно

конструировать

свои

знания,

ориентироваться

в

информационном

пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метапредметные результаты
Регулятивные:


учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в
сотрудничестве с учителем;



планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане



осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; в сотрудничестве с учителем
ставить новые учебные задачи;



преобразовывать практическую задачу в познавательную;



проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные умения:



Развивать навык решения творческих задач и навык поиска, анализа и интерпретации
информации, добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную
работу.



осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы; учиться основам смыслового чтения художественных
и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;



осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;



осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
Коммуникативные:



Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Умение координировать свои усилия с усилиями других, учитывать разные мнения и
интересы и обосновывать собственную позицию;

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Знакомство класса с темой.

Количество часов

1

3
4
5
6

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
ЦОР
https://resh.edu.ru/

1
2

Основное
содержание

Основные
виды
деятельности

Выбор подтем (областей знания).

1

ЦОР
https://resh.edu.ru/

Сбор информации

2

ЦОР
https://resh.edu.ru/

Выбор проектов

4

ЦОР
https://resh.edu.ru/

Работа над проектами

5

ЦОР
https://resh.edu.ru/

Презентация проектов.

4

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ПРОГРАММЕ

ЧАСОВ

ПО

17

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№
п/п

1
2
3
4
5

Наименование разделов и тем программы

Выбор темы проектов.

Количество часов

Основное
содержание

Основные
виды
деятельности

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
ЦОР
https://resh.edu.ru/

3

Этапы работы над проектом.

4

ЦОР
https://resh.edu.ru/

Создание презентации.

5

ЦОР
https://resh.edu.ru/

Защита проектов.

3

ЦОР
https://resh.edu.ru/

Играем в ученых.

2

ЦОР
https://resh.edu.ru/

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ПРОГРАММЕ

ЧАСОВ

ПО

17

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

1

Кто я? Моя семья. Чем я люблю заниматься.
Хобби.

1

2

О чем я больше всего хочу рассказать.
Выбор темы проекта. Как собирать
материал? Твои помощники. Этап

1

3

Повторение. Давай вспомним. Проблема.

1

4

Проблема. Решение проблемы. Гипотеза.
Предположение.
Гипотеза. Играем в предположения. Цель
проекта

5
6

Задача
проекта.
информации.

7

Интересные люди – твои помощники.
Продукт проекта.
Виды продукта. Макет. Повторение
пройденных проектных понятий.
Визитка. Как правильно составить визитку
к проекту

8
9

Выбор

нужной

1
1
1
1
1
1

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Мини-сообщение.
Семиминутное
выступление.
Выступление
перед
знакомой
11
аудиторией.
Играем в ученых. Окрашивание цветка в
12
разные цвета. Это интересно
Подготовка ответов на предполагаемые
13
вопросы «из зала» по теме проекта.
Пробные выступления перед незнакомой
14
аудиторией.
Повторение.
Давай
вспомним.
Играем
в
ученых.
«Мобильные
15
телефоны». Получение электричества с
помощью волос. Это интересно.
Играем в ученых. Поилка для цветов.
16
Это интересно. Тест «Чему я научился?»
Памятка для учащегося-проектанта.
17
Твои впечатления от работы над
проектами.
Пожелания
будущим
проектанта. Твои советы им Советы на
лето от Мудрого Дельфина.
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПО
ПРОГРАММЕ
10

1
1
1
1
1

1

1
1

17

0

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

1

Хобби. Этапы работы над проектом. Выбор
темы, подбор материала. Проблема и ее
решение.

2

Предположение. Гипотеза. Решение задачи.

3

Требования к паспорту проекта. Составление
паспорта проекта. Практические занятия.

4

Требования к составлению анкет для
проекта. Анкетирование.
Постер, требования к нему. Условия
размещения материала на постере.

5
6

Практические
постера.

7

Изучение
и
освоение
возможностей
программы Microsoft Power Point. Вставка
фото, рисунков, фигур, диаграмм.
Программа Microsoft Power Point. Анимация,
её настройка.
Программа Microsoft Power Point. Дизайн.

8
9

занятия.

Создание

мини-

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

10
11
12
13
14

15
16

17

Фотография на слайдах. Работа с фото на
слайдах.
Требования
к
компьютерной
презентации.
Закрепление полученных умений и навыков
в работе с программой Microsoft Power Point
Практическое занятие. Составление первой
презентации по заданному тексту.
Подготовка проектной документации к
выступлению на конкурсе. Интервью.
Визитка.
Тесты.
Тестирование
самоанализ.
Рефлексия.
Твои впечатления от работы над
проектом.
Пожелания
будущим
проектантам.
Советы на лето от Мудрого Дельфина.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

17

0

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».