МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Архангельской области
Устьянский муниципальный округ Архангельской области
МБОУ "Бестужевская СОШ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
«Учусь создавать проекты»
для обучающихся 1-4 класса
с. Бестужево, 2025 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Учусь создавать проект» для 1,3 класса
составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы,
базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для
младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие
познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем,
доказываем, проектируем, создаём./.
Данная программа формирования навыка самоопределения спланирована с учетом
возрастной специфики учащихся.
Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие
личности,
готовой
к
правильному
взаимодействию
с
окружающим
миром,
к
самообразованию и саморазвитию.
Метод проекта – это не просто набор приемов и действий, подобранных педагогом,
это специально организованная педагогом проблемная ситуация, которая побуждает ученика
к поиску информации, выбору способов ее переработки, вариантов коммуникативной
деятельности с целью ее разрешения. Именно проблемная ситуация является универсальной
для решения как воспитательных, так и образовательных задач потому, что она создает
естественную среду, максимально приближенную к реальной, в которой стимулируется
практическая деятельность ученика. Ситуация необходимости решения обозначенной
учителем проблемы обеспечивает освоение учеником новых способов учебной деятельности,
формирует опыт самоорганизации собственных возможностей и актуализации врожденных
способностей.
Цель программы: создание условий для формирования навыка саморегуляции и
самоопределения младшего школьника.
Задачи курса:
1.
Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2.
Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
—
умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по
совместной деятельности;
—
способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
—
формирование социально адекватных способов поведения.
3.
Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
—
воспитание целеустремленности и настойчивости;
—
формирование навыков организации рабочего пространства и рационального
использования рабочего времени;
—
формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и
сотрудничество;
—
формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения;
4.
Формирование умения решать творческие задачи.
5.
Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение,
использование).
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,
личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи
формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и
систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию
следующих принципов:
•
непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности
образования в целом;
•
развития
индивидуальности
каждого
ребенка
в
процессе
социального
самоопределения в системе внеурочной деятельности;
•
системность организации учебно-воспитательного процесса;
•
раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
МЕСТО ПРОГРАММЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение учебного курса «Учусь создавать проект» в 1,3 классе отводится 17
часов - 1 занятие в две недели (34 учебные недели).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание программы
1 класс
Что такое проект: Исследование, исследователь, исследовательская задача (проблема).
Знакомство с понятиями. Корректировка детских представлений о том, что они понимают
под словом “исследование”. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует
человек свою способность исследовать окружающий мир
Как выбрать тему проекта. Ответы на вопросы - что мне интересно больше всего? чем я
хочу заниматься больше всего? чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? Хобби.
Выбор интересной идеи.
Темы исследования - фантастические, экспериментальные, теоретические.
Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы.
Цель и задачи проекта. Ответ на вопрос - зачем я провожу исследование. Цель указывает
общее направление. Ответ на вопрос - зачем я провожу исследование. Цель указывает общее
направление движения, задачи описывают основные шаги. Формулирование целей и задач
исследования.
Гипотеза
проекта.
Предположение,
рассуждение,
догадка,
суждение,
гипотезы-
предположения. Слова – помощники – предположим, допустим, возможно, что, если…
Проблема, выдвижение гипотез. Обсуждение итогов прошедших занятий, формирование
портфолио ученика.
Организация
исследования.
Формы
и
методы
организации
исследовательской
деятельности. Вклад каждого участника группы в работу. Составление рабочего плана
исследования.
Поиск информации: книги, журналы, Интернет, кино- и телефильмы по теме
исследования, беседы со взрослыми, друзьями. Отбор и анализ литературы по выбранной
теме. Работа с литературой, Интернет. Источники получения информации: картосхемы,
справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения
научно- популярной и методической литературы.
Наблюдение – доступный способ добычи информации. Наблюдение. Приспособления для
наблюдений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы,
приборы ночного видения.
Эксперимент. Эксперимент, проба, опыт. Главный метод познания. Действия с предметом
исследования. План эксперимента. Результат эксперимента. Обсуждение итогов прошедших
занятий, формирование портфолио ученика.
Индивидуальное исследование. Работа индивидуальная и коллективная. Индивидуальные
консультации учителя.
Работа в паре. Выбор темы. Распределение работы в паре.
Работа в группе. Коллективная работа. Вклад каждого участника группы в работу.
Распределение работы в группе. Выбор лидера группы.
Презентация. Продукт проектной деятельности. Наглядный материал. Построение и
размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков,
фотографий. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности.
Подготовка
к
Классификация.
защите
проекта.
Парадоксы.
Особенности
Ранжирование.
записи
Сравнения
и
исследования.
метафоры.
Понятия.
Выводы
умозаключения. Текст доклада. Тезисы. Схемы, чертежи, рисунки, макеты.
Защита работ. Урок-конференция. Коллективный и личностный анализ результатов.
Формирование портфолио.
2 класс
Изменение круга интересов.
Выбор темы проекта.
Знакомство с понятиями формулировка и актуальность.
и
Выбор помощников в работе над проектом.
Постановка цели и решение задач проекта.
Обработка и отбор значимой информации.
Создание продукта проекта.
Программа MPP-Microsoft Power Point.
Совмещение текста выступления с показом презентации.
Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки.
Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией.
3 класс
Выбор темы исследования. Предположение.
Гипотеза. Решение задачи.
Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование.
Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере.
Изучение и освоение возможностей программы МРР.
Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм.
Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе.
Обработка информации. Интервью. Визитка.
Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.
4 класс
Виды проектов.
Исследовательский творческий проект.
Творческий проект.
Ролевой игровой проект.
Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой.
Информационно – исследовательский проект.
Информационно – ориентированный проект.
Практико – ориентированный проект.
Моно-предметный проект.
Вид презентации проекта в рамках научной конференции.
Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы при работе над
проектом.
Критерии итогового оценивания проектной деятельности.
Программа МРР. Формирование умения работать с таблицей.
Использование ресурсов интернета при подготовке презентации.
Программа Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев.
Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие
рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике,
который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще
всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с
первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети
пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка
на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии,
которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки
автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
«ЧУДЕСА НАУКИ И ПРИРОДЫ»
Ученик получит возможность научиться:
• видеть проблемы;
• ставить вопросы;
• выдвигать гипотезы;
• давать определение понятиям;
• классифицировать;
• наблюдать;
• проводить эксперименты;
• делать умозаключения и выводы;
• структурировать материал;
• готовить тексты собственных докладов;
• объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть
сформированы следующие способности:
• Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему
не получилось, видеть трудности, ошибки);
• Целеполагать (ставить и удерживать цели);
• Планировать (составлять план своей деятельности);
• Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все
существенное и главное);
• Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
• Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою
позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Личностные и метапредметные результаты образовательного процесса
Личностные универсальные учебные действия.
У ребенка формируются:
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
задачи;
• ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе, на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи;
• способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина
России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности
человека
за
общее
благополучие,
осознание
своей
этнической
принадлежности;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Личностные результаты в формировании у детей мотивации к обучению, в помощи им в
самоорганизации и саморазвитии. Развитие познавательных навыков учащихся, умений
самостоятельно
конструировать
свои
знания,
ориентироваться
в
информационном
пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в
сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; в сотрудничестве с учителем
ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные умения:
Развивать навык решения творческих задач и навык поиска, анализа и интерпретации
информации, добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную
работу.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы; учиться основам смыслового чтения художественных
и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
Коммуникативные:
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Умение координировать свои усилия с усилиями других, учитывать разные мнения и
интересы и обосновывать собственную позицию;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Знакомство класса с темой.
Количество часов
1
3
4
5
6
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
ЦОР
https://resh.edu.ru/
1
2
Основное
содержание
Основные
виды
деятельности
Выбор подтем (областей знания).
1
ЦОР
https://resh.edu.ru/
Сбор информации
2
ЦОР
https://resh.edu.ru/
Выбор проектов
4
ЦОР
https://resh.edu.ru/
Работа над проектами
5
ЦОР
https://resh.edu.ru/
Презентация проектов.
4
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ПРОГРАММЕ
ЧАСОВ
ПО
17
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
5
Наименование разделов и тем программы
Выбор темы проектов.
Количество часов
Основное
содержание
Основные
виды
деятельности
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
ЦОР
https://resh.edu.ru/
3
Этапы работы над проектом.
4
ЦОР
https://resh.edu.ru/
Создание презентации.
5
ЦОР
https://resh.edu.ru/
Защита проектов.
3
ЦОР
https://resh.edu.ru/
Играем в ученых.
2
ЦОР
https://resh.edu.ru/
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ПРОГРАММЕ
ЧАСОВ
ПО
17
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
1
Кто я? Моя семья. Чем я люблю заниматься.
Хобби.
1
2
О чем я больше всего хочу рассказать.
Выбор темы проекта. Как собирать
материал? Твои помощники. Этап
1
3
Повторение. Давай вспомним. Проблема.
1
4
Проблема. Решение проблемы. Гипотеза.
Предположение.
Гипотеза. Играем в предположения. Цель
проекта
5
6
Задача
проекта.
информации.
7
Интересные люди – твои помощники.
Продукт проекта.
Виды продукта. Макет. Повторение
пройденных проектных понятий.
Визитка. Как правильно составить визитку
к проекту
8
9
Выбор
нужной
1
1
1
1
1
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Мини-сообщение.
Семиминутное
выступление.
Выступление
перед
знакомой
11
аудиторией.
Играем в ученых. Окрашивание цветка в
12
разные цвета. Это интересно
Подготовка ответов на предполагаемые
13
вопросы «из зала» по теме проекта.
Пробные выступления перед незнакомой
14
аудиторией.
Повторение.
Давай
вспомним.
Играем
в
ученых.
«Мобильные
15
телефоны». Получение электричества с
помощью волос. Это интересно.
Играем в ученых. Поилка для цветов.
16
Это интересно. Тест «Чему я научился?»
Памятка для учащегося-проектанта.
17
Твои впечатления от работы над
проектами.
Пожелания
будущим
проектанта. Твои советы им Советы на
лето от Мудрого Дельфина.
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПО
ПРОГРАММЕ
10
1
1
1
1
1
1
1
1
17
0
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
1
Хобби. Этапы работы над проектом. Выбор
темы, подбор материала. Проблема и ее
решение.
2
Предположение. Гипотеза. Решение задачи.
3
Требования к паспорту проекта. Составление
паспорта проекта. Практические занятия.
4
Требования к составлению анкет для
проекта. Анкетирование.
Постер, требования к нему. Условия
размещения материала на постере.
5
6
Практические
постера.
7
Изучение
и
освоение
возможностей
программы Microsoft Power Point. Вставка
фото, рисунков, фигур, диаграмм.
Программа Microsoft Power Point. Анимация,
её настройка.
Программа Microsoft Power Point. Дизайн.
8
9
занятия.
Создание
мини-
Контрольные
работы
Практические
работы
1
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
10
11
12
13
14
15
16
17
Фотография на слайдах. Работа с фото на
слайдах.
Требования
к
компьютерной
презентации.
Закрепление полученных умений и навыков
в работе с программой Microsoft Power Point
Практическое занятие. Составление первой
презентации по заданному тексту.
Подготовка проектной документации к
выступлению на конкурсе. Интервью.
Визитка.
Тесты.
Тестирование
самоанализ.
Рефлексия.
Твои впечатления от работы над
проектом.
Пожелания
будущим
проектантам.
Советы на лето от Мудрого Дельфина.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
17
0
2