Устьянский муниципальный округ Архангельской области
МБОУ "Бестужевская СОШ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Чудеса науки и природы»
для обучающихся 1-4 классов
с. Бестужево, 2025 год
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание программы внеурочной деятельности по курсу
«Чудеса науки и природы»
1 класс
Модуль 1. Опыты и эксперименты с водой
В модуле учащиеся проводят целенаправленное исследование за объектом – водой,
методом наблюдения, эксперимента. Младший школьник включается в самостоятельное
решение учебных задач. Развивает исследовательскую компетенцию, изучая воду. Модуль
развивает
творческую
исследовательскую
активность,
умение
высказывать
предположения, наблюдать, делать выводы. Темы модуля формируют прочные знания о
воде, дают
возможность учащимся расширить свой кругозор, провести практические опыты и
эксперименты. Изучение модуля строится от простого к сложному на основе системно –
деятельностного подхода к обучению. Модуль даёт возможность развивать воображение,
память, мышление. Учащиеся могут использовать полученные знания во внешкольной
обстановке, применять их в быту и на практике.
Учащиеся научатся:
- определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды;
- анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать воду, называя её существенные
признаки;
- различать три состояния воды;
- наблюдать круговорот в природе;
- бережно относиться к воде.
Тематические разделы модуля:
1. Вода и её свойства
2. Вода в природе. Три состояния воды
3. Круговорот воды в природе. Осадки
4. Экологические проблемы. Охрана воды
5. Творческий отчет по Модулю 1 (защита коллективных и индивидуальных минипроектов, презентация, викторина, интеллектуальная игра, проведение понравившихся
опытов
и экспериментов)
Модуль 2. Опыты и эксперименты с воздухом
В модуле учащиеся проводят целенаправленное исследование за объектом – воздухом,
методом наблюдения, эксперимента. Учащиеся знакомятся с понятием «воздух», изучают
его состав. Параллельно происходит знакомство с понятием «ветер» через понятие
«воздух». Этот модуль даёт знания в понятии «погода», дети знакомятся с температурой
воздуха, с таким прибором как термометр, проводят наблюдения, измерения, делают
выводы. В рамка изучения модуля организовывается экскурсия на метеостанцию,
проводятся практические занятия.
Учащиеся узнают о том, что такое «зонды» и «прогноз погоды», вводится понятие
«метеорология». Изучение модуля строится от простого к сложному на основе системно –
деятельностного подхода к обучению. Модуль даёт возможность развивать воображение,
память, мышление. Учащиеся могут использовать полученные знания во внешкольной
обстановке, применять их в быту и на практике.
Учащиеся научатся:
- определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха;
- анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, называя основные свойства
воздуха;
- определять состав воздуха;
- понимать, что такое движение воздуха;
- бережно относиться к воздуху как к неотъемлемой части жизни на Земле.
Тематические разделы модуля:
1. Воздух и его свойства
2. Движение воздуха. Ветер
3. Метеорология и погода
4. Экологические проблемы. Охрана воздуха
5. Творческий отчет по Модулю 2 (защита коллективных и индивидуальных
минипроектов,
презентация,
викторина,
интеллектуальная
игра,
проведение
понравившихся опытов
и экспериментов, конструирование из бумаги «Вертушка»)
Модуль 3: Опыты и эксперименты с металлом
В модуле учащиеся проводят целенаправленное исследование за объектом –
металлическими предметами, методом наблюдения, эксперимента, делают открытия в
изучении металлов. Модуль знакомит со свойствами металлов, их использованием,
добычей, производством, составом, содержанием и применением. Раскрывает значение
полезных ископаемых в жизни человека, необходимость хозяйственного использования
полезных ископаемых. Учащиеся знакомятся с такими характеристиками металлов, как:
твёрдость,
жидкость
ртути,
пластичность,
плавкость,
теплопроводность,
электропроводность, магнит.
Изучают разнообразие металлов и их использование в жизни человека. Знакомятся с
полезными ископаемыми, в состав которых входят металлы. Учащиеся на практике дают
характеристику некоторым металлам, знакомятся с «благородными» металлами. Учатся
использовать свойства металлов в практической деятельности.
Учащиеся научатся:
- определять с помощью наблюдений и опытов свойства некоторых металлов;
- анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать некоторые металлы, называя их
существенные признаки;
- применять некоторые свойства металлов на практических занятиях;
- различать наличие металлов в полезных ископаемых;
- работать с информацией.
Тематические разделы модуля:
1. Металл и его свойства
2. Магнит и магнетизм
3. Полезные ископаемые. Руды
4. Взаимодействие металлов с объектами неживой природы. Коррозия металлов
5. Хозяйственная деятельность человека. Использование металлов в экономике
6. Творческий отчет по Модулю 3 (защита коллективных и индивидуальных
минипроектов,
презентация,
викторина,
интеллектуальная
игра,
проведение
понравившихся опытов
и экспериментов)
Модуль 4. Опыты и эксперименты с песком и глиной
В модуле учащиеся проводят целенаправленное исследование за объектами – песком и
глиной, методом наблюдения, эксперимента, делают открытия в изучении данных
предметов неживой природы. Изучают и сравнивают свойства песка и глины. а именно:
сыпучесть, вязкость, водопроницаемость. Исследуют и сравнивают строение песка и
глины на размер крупинок и цвета, а также свойства частиц. Знакомятся с понятием «дети
гранита». Изучают полезные ископаемые и их использование в жизни человека.
Изготовление стекла, кирпича и глиняной посуды. Модуль даёт возможность развивать
воображение, память, мышление.
Учащиеся могут использовать полученные знания во внешкольной обстановке, применять
их в быту и на практике.
Учащиеся научатся:
- определять с помощью наблюдений и опытов характерные свойства песка и глины;
- сравнивать и анализировать свойства песка и глины, объяснять полученные данные с
научной точки зрения;
- давать объяснения применению песка и глины в хозяйственной деятельности человека,
основываясь на знания свойств данных веществ;
- наблюдать, исследовать, анализировать свою работу и делать выводы.
Тематические разделы модуля:
1. Песок и глина. Сходство и различие
2. Песок и глина – полезные ископаемые
3. Песок и глина в жизни человека
4. Изучаем строение песка и глины
5.Творческий отчет по Модулю 4 (защита коллективных и индивидуальных минипроектов,
презентация, викторина, интеллектуальная игра, проведение понравившихся опытов и
экспериментов, лепка из глины, конкурс поделок)
2 класс
Тренинг исследовательских способностей
Тема 1. Что такое исследование? Кто такие исследователи?
Знакомство с понятием "исследование". Корректировка детских представлений о том, что
они понимают под словом "исследование". Коллективное обсуждение вопросов о том, где
использует человек свою способность исследовать окружающий мир. Исследование, его
виды и роль жизни человека. Высказывания учащихся по данной теме.
Тема 2. Что можно исследовать?
Объекты и основные методы исследований. Тренировочные занятие в определении
проблем при проведении исследования. Знакомство с наблюдением как методом
исследования.
Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные
иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.
Тема 3. Коллективная игра-исследование.
Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических
рекомендаций. Предлагается выбрать любую из описанных или разработать собственную.
Отбор материала по теме исследования. Анализ игровой ситуации. Игры
«Конструирование игровой площадки», «Жилой дом», «Историческое моделирование»
Тема 4. Учимся выделять главное и второстепенное.
Знакомство с "матрицей по оценке идей". Практическая работа - выявление логической
структуры текста. Практические задания типа - "что сначала, что потом". Схемы
исследования.
Наблюдение как способ выявления проблем. Экскурсия наблюдение.
Тема 5. Развиваем умения видеть проблемы.
Развитие умений видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы,
классифицировать, давать определение понятиям.
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 6. Проект «Путешествие в Загадкино»
Народные и авторские загадки. Сочинение загадок. Изобразительные средства в загадках.
Работа над проектом в соответствии с этапами.
Тема 7. Проект Что такое Новый год?»
История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разных странах. Новогодние
подарки. Традиции вашей семьи. Работа над проектом в соответствии с этапами.
Тема 8. Проект «Моя семья»
Традиции, реликвии семьи, семейные праздники. Стихи, пословицы, высказывания о
семье. Увлечения родственников. Работа над проектом в соответствии с этапами.
Тема 9. Проект «Знакомые незнакомцы»
Растения родного края. Легенды о растениях. Групповая и индивидуальная работа по
темам исследований: рассматривание иллюстрации, чтение энциклопедий, проведение
опытов, проведение занятий по теме исследования, обсуждение полученной информации.
Оформление результатов исследования в виде фотоальбомов, рисунков, презентаций.
Работа над проектом в соответствии с этапами.
Тема 10. «Любимая игрушка»
Значение игрушки в жизни ребёнка. Исследования «Старинные игрушки», «современные
игрушки». Работа над проектом в соответствии с этапами.
Тема 10. Проект «Меры длины»
Старинные меры длины: пядь, фут, локоть; истории их происхождения. Работа над
проектом в соответствии с этапами.
Тема 11. Проект «Города в России»
Наша страна – Россия. Города России. Достопримечательности городов. Работа над
проектом в соответствии с этапами.
Заключение
Тема 14. Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.
Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация
работ учащихся.
3 класс
Проектная деятельность и ее задачи
Что такое проект? Понятие проекта, отличие проекта от сообщения, учебного задания и
т.д. Типы и виды проектов. Примеры удачных и неудачных проектов. Как выбрать тему
проекта? Требования к формулировке (названию) проекта. Практическое освоение выбора
темы проекта. С чего начинается работа над проектом. Этапы проектной деятельности.
Знакомство с понятиями «проблема», «цель», «задача», «гипотеза», способы решения
проблем. Методы исследования. Практическое освоение указанных элементов
проектирования. Представление результатов работы. Проектный продукт как логическое
завершение проектной работы. Методы сбора информации для осуществления проекта.
Способы представления информации, виды информации в тексте и отбор требуемой
информации.
Виды деятельности:
Просмотр фильма «Мишкина каша» и оценочное обсуждение удачности/неудачности
«проекта» и причин, которые к этому привели. Обсуждение выбора и формулировки
названия проекта. Практическая работа по формулированию целей, задач и гипотез
проектов.
Практическая «Презентация проекта» с демонстрацией примеров презентаций.
Строение и свойство вещества
Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. свойства жидких и
газообразных тел.
Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах.
Диффузия. Вещества чистые и смеси, простые и сложные.
Виды деятельности: Игровая викторина на определение тел и веществ. Эксперименты по
изучению свойств твердых тел, жидкостей и газов (форма, объем). Эксперименты по
изучению деформации, упругости, пластичности. Эксперименты по разделению смесей
веществ.
Изготовление из пластилина моделей атомов и молекул. Изготовление из пластилина
моделей простых и сложных веществ. Эксперименты по диффузии веществ. Лабораторное
занятие «Вещества растительных организмов».
Физические и химические явления
Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые),
химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и
химических явлений природы в повседневной жизни.
Виды деятельности: Эксперименты по изменению агрегатного состояния веществ.
Эксперименты по изучению электрических, механических, тепловых явлений.
Эксперименты по горению и нагреванию веществ и изменению объема веществ при
нагревании и охлаждении.
Действие индикаторов для определения химической природы веществ.
Вода и воздух
Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха
для живых организмов. Изменение состава воздуха. Плотность и разреженность воздуха.
Атмосферное давление. Барометр. Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение
температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия
в
горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе. Погода. Типичные
признаки погоды. Предсказание погоды. Влияние погоды на организм человека. Три
состояния воды.
Изменение объема воды при нагревании. Вода – растворитель. Растворимые и
нерастворимые вещества. Растворы в природе. Работа воды в природе. Образование
пещер, оврагов, ущелий.
Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.
Виды деятельности:
Эксперименты «Воздух занимает пространство», «Давление воздуха».
Эксперименты, доказывающие, что воздух имеет вес. Измерение давление воздуха с
помощью барометра. Решение задач. Готовим пособия «Народные приметы предсказания
погоды», «пословицы и поговорки о природе». Изготовление и развешивание кормушек
для
птиц.
Эксперименты по изменению объема воды в зависимости от температуры.
Эксперименты по изучению растворимости веществ при разных условиях.
Живые организмы и условия их жизни. Микроорганизмы
Почва, ее образование. Разнообразие почв. Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и
растения. Эрозия почв, ее виды. Охрана почв. Условия жизни организмов: среда обитания,
факторы среды обитания. Клеточное строение организмов. Клетка. Увеличительные
приборы.
Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства
организмов.
Причины сокращения организмов. Раздельный сбор мусора и его дальнейшая переработка.
Виды деятельности: Эксперименты по изучению свойств живого.
Практическая работа «Посев семян. Разные способы посева и глубины заделки». Уход за
рассадой цветов и овощных культур.
Практическая работа по использованию увеличительных приборов. Зарисовка
микрообъектов. Практическая работа по изготовлению микропрепаратов. Зарисовывание
результатов наблюдений. Микроскопия простейших. Зарисовывание результатов
наблюдений.
Игра «Экологические факторы». Организация сбора макулатуры и участие в этом
мероприятии.
Изготовление плакатов на экологическую тему, организация выставки плакатов.
Лабораторное занятие «Изучение коллекции почв». Практическая работа «Изготовление
гербария. Правила и рекомендации».
4 класс
Содержание занятий для I модуля:
1.1.Введение в образовательную программу
Теоретическая часть. Знакомство детей с целями и задачами объединения, с правилами
поведения при проведении опытов, экспериментов, наблюдений; техника безопасности.
Практическая часть. Показ фильма «Травматизм» и его обсуждение.
1.2.Нескучная биология
Теоретическая часть. Удивительная наука – биология. Основные термины. Ученые и
первооткрыватели в области биологии. Живые и неживые организмы. Органические
вещества: белки, жиры, углеводы. Микробиология - бактерии и плесень. Микроскоп, его
строение.
Строение семени. Живая клетка растения и животного. Растительный мир. Опасные и
полезные растения родного края. Как вырастить растение. Животный мир на разных
континентах Земли.
Местная фауна. Поведение животных. Опасные животные и насекомые. Как ухаживать за
домашним питомцем.
Практическая часть. Опыт «Пациент, скорее, жив?» (белки и их функции); опыт «Почему
нужно мыть руки?» и «Взаимоотношения бактерий и плесени» (изучение бактерий,
микроорганизмов); опыт «Листописание» (фотосинтез); опыт «Лабиринт для картошки»
(свет необходим для фотосинтеза); опыт «Тормоз для растений» (свет в жизни растений);
опыт «Как двигается улитка?» (приспособления для передвижения); эксперименты с
проращиванием семян фасоли; опыт «Почему не мерзнут киты?» и «Шмель и муха»
(отличие холоднокровных и теплокровные животных).
1.3. Занимательная химия
Теоретическая часть. Основные термины химии. Применение химии в повседневной
жизни.
Основные ученые и первооткрыватели. Атом. Молекулы. Три состояния веществ; твердое,
жидкое и газообразное. Что такое кристаллы. Вода и ее свойства. Химические реакции:
соединения, разложения, замещения. Что такое катализаторы и ингибиторы, и для чего
они
нужны. Что такое смесь, раствор, суспензия, коллоидный раствор, эмульсия. Кислоты и
щелочи, что это такое и для чего они нужны. Что такое индикаторы, для чего они нужны.
Углерод - важный элемент на Земле.
Практическая часть. Опыт «Движение молекул жидкости» (сравнение движения молекул в
холодной и горячей воде); опыт «Коллекция кристаллов» и «Хрустальные» яйца
(состояние
веществ); опыт «Кипение холодной воды» (свойства воды); опыт «Взрыв в пакете»
(химические реакции); опыт «Летающие баночки» (реакция с выделением углекислого
газа); опыт
«Суперпена» (реакция разложения перекиси водорода»; опыт «Пенный фонтан»
(экзотермическая реакция); опыт «Механическое разделение смеси при помощи
воздушного шарика» (разделение соли и молотого перца); опыт «Исчезающий сахар»
(виды смесей и их свойства); опыт «Съедобный клей» (изготавливаем коллоидный
раствор»; опыт «Смесь масла и воды» (изготавливаем эмульсию); опыт «Резиновое яйцо» (
взаимодействие щелочи с кислотой); опыт «Невидимая кола» (взаимодействие фосфорной
кислоты и молока); опыт «Умный йод» (определение содержание крахмала в продуктах);
опыт «Цветные фантазии» (строение молекул мыла и их свойства); опыт «Серебряное
яйцо» и «Свечка и магический стакан», «Получение углерода из листьев растений»
(углерод и его свойства)
Ожидаемые результаты по I модулю.
Обучающиеся должны знать:
-что изучает биология, как наука;
- растения, их виды, условия необходимые для роста, части растений;
-животные, их виды, среда обитания, условия жизни;
- строение микроскопа, его основные части;
- что изучает химия как наука;
- основные элементы строения вещества - элементарные частицы - атом и молекула;
- агрегатные состояния веществ и их превращения.
Обучающиеся должны уметь:
- отличать ядовитые растения от лекарственных;
- пользоваться справочниками-определителями;
- пользоваться микроскопом самостоятельно;
- проводить самостоятельно простейшие опыты и эксперименты;
- проводить опыты по выращиванию кристаллов в домашних условиях.
Содержание занятий для II модуля:
2.1. Физика без формул
Теоретическая часть. Физика, как наука. Физические приборы, физические величины и
физические явления. Силы в природе – сила трения, сила тяжести, сила выталкивания,
аэродинамическая сила. Что такое тепло и как оно передаётся? Электричество. От чего
зависит ток? Что такое электромагнитные волны? Магнитное поле. Что такое масса и вес,
чем отличаются друг от друга. Инерция и для чего она нужна.
Практическая часть. Опыт «Как «увидеть» поле?» (направления магнитного поля, силовые
линии); опыт «Всегда ли можно верить компасу?» (магнитное поле, действие металлов на
компас); опыт «Обнаружение электрического поля» (наблюдаем электрическое поле); опыт
«Собираем электроскоп» (собираем прибор, позволяющий приблизительно измерить
электрический заряд); опыт «Испарение твердых веществ» (состояния веществ, возгонка);
опыт «Что идет из чайника?» (газообразное состояние веществ); опыт «Перетягивание
стула» (сложение сил); опыт «Инертный фолиант» и «Кто дальше?» (от чего зависит сила
инерции); опыт «Сила в бессилии» (центробежная сила); опыт «Потенциальная и
кинетическая энергия» и «Куда «исчезает» энергия» (превращении энергии); опыт «Веса и
чудеса» и «Невесомость без орбиты» (масса и вес движущегося тела); опыт «Вопрос
ребром» и «Ныряльщик Декарта» (давление).
2.2.Загадочная астрономия
Теоретическая часть. Что изучает астрономия? Планеты солнечной системы. Какое оно
Солнце? Почему светит Солнце? Температура Солнца. Планеты — дети Солнца.
Меркурий — брат Луны. Венера — ядовитый воздух. Марс — ржавая планета. Мир
планет-гигантов. Семья Юпитера. Окольцованный Сатурн со своим семейством. Два
брата-близнеца — Уран и Нептун. В царстве тьмы и холода на Плутоне и Хароне. Комета
— снежный дирижабль. Метеоры — «падающие звезды». Метеориты – инопланетяне в
шкафу. Опасные астероиды. Что такое созвездие? Стороны света. Почему звёздное небо
вращается? Вращение Земли – день и ночь. Земля из космоса. Форма Земли. Солнце,
Земля и Луна Вращение Земли вокруг Солнца. Что такое год? Что такое месяц? Времена
года. Как меняется природа в разное время года.
Практическая часть. Опыт «Луна и Земля» (центробежная сила); опыт «Как нарисовать
элипс?» (рисуем орбиту Земли); опыт «Смена времен года при помощи глобуса и лампы»
(смена времен года); опыт «Звезды – соседи» (движение звезд по кругу); опыт
«Перемещение планет» (движение планет); опыт «Куда направлен хвост кометы» (изучаем
кометы); опыт «Откуда летят метеоры?» (изучаем метеоры и метеориты).
2.3.Увлекательная география
Теоретическая часть.
метеорология).
Разделы
географии
(геология,
минералогия,
картография,
Тектонические процессы внутри Земли, землетрясения. Полезные ископаемые.
Драгоценные минералы. Географическая карта. Глобус. Элементы рельефа. Что внутри
Земли. Вулканы. Поверхность Земли: материки и океаны. Метеорология – наука о погоде.
Облака. Погодные явления.
Практическая часть. Эксперимент «Голубое небо» (дисперсия – процесс разложения света
на спектр); опыт «Облако в бутылке» (как формируются облака); опыт «Круговорот воды в
природе» (процесс постоянного перемещения воды на Земле); опыт «Как появляется
радуга» (преломление солнечных лучей в дождевых каплях); опыт «Разлив нефти в
океане» (влияние нефти на живые организмы); опыт «Почему опасен Айсберг?»
(отрицательная роль айсберга в жизни человека); опыты с песком и глиной (свойства песка
и глины); опыт «Извержение вулкана» (модель вулкана, почему происходит извержение);
работа с научной литературой, контурными картами, глобусом.
Ожидаемые результаты по окончанию обучения по II модулю.
Обучающиеся будут знать:
- примеры физических приборов, физические величин и физические явлений, понимать, в
чем
их отличия;
- от чего зависит сила тяжести;
- что такое тепло и как оно передаётся;
- понятие электричества и электромагнитных волн;
- виды полезных ископаемых и минералов;
- различные стихийные бедствия и способы действия в случае опасности;
- понятие «созвездие», виды небесных светил в порядке удалённости от Земли;
- стороны света;
- принципы ориентирования на карте и глобусе;
- понятие суток, причину смены дня и ночи;
- понятие года и изменения в природе в разные времена года;
- основные слои Земли, материки и океаны Земли;
- основные природные явления.
Обучающиеся будут уметь:
- пользоваться картами и глобусом;
- различать на карте элементы рельефа;
- самостоятельно проводить простейшие опыты, эксперименты и наблюдения;
- пользоваться физическим оборудованием;
-самостоятельно пользоваться научной и справочной литературой;
- различать основные созвездия на небе;
- определять стороны света по компасу;
- подготовить проект по выбранной теме, сформулировать гипотезу и задачи для её
исследования; защитить свой проект перед сверстниками.
Содержание занятий для III модуля:
Итоговые занятия
Теоретическая часть. Подведение итогов работы за год. Подготовка к отчетному
выступлению «Волшебные чудеса науки»
Практическая часть. Итоговая аттестация в виде защиты творческого проекта (дети пишут
сами при небольшой помощи педагога на протяжении изучения II модуля программы).
Отчетное показательное выступление обучающихся «Волшебные чудеса науки».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений школьниками
следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностные результаты:
-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия
результатов требованиям конкретной задачи;
деятельности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
вать и формулировать проблему в классной и
выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели;
льно или в группе) план решения проблемы,
справочная литература, компьютер;
ную траекторию;
средства;
способы выхода из ситуации неуспеха;
уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной
деятельности;
мне
для этого надо сделать»);
технологии проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология
оценивания образовательных достижений (учебных успехов);
Познавательные УУД:
овать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные
понятия;
-следственных
связей
другой и выбирать удобную
для себя форму фиксации и представления информации;
ознакомительное, поисковое), приемы слушания;
аудиторий, соблюдать правила информационной безопасности;
инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче программно
- аппаратные средства и сервисы;
Коммуникативные УУД:
фактами;
мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
я с людьми
иных позиций
Предметные результаты:
1 класс
- слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;
- осваивать материал на основе плана действий;
- вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;
- творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;
- работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой
целевой установкой.
2 класс
- наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;
- выделять главную мысль на основе анализа текста;
- делать выводы из фактов, совокупности фактов;
- выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;
- делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе
выводов.
3 - 4 класс
- переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;
- отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
- конструировать знания;
- пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;
- высказывать содержательно свою мысль, идею;
- формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов;
- решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;
- свободно владеть операционными способами усвоения знаний;
- переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.
После изучения данного курса по реализации основной цели учащиеся должны знать:
1) Что изучают предметы физики, химии, биологии, астрономии, географии и экологии?
2) Свойства веществ, используемых в быту, медицине, строительстве и т.д., обращаться с
данными веществами, соблюдая правила ТБ.
3) Историю развития химии, физики, биологии, астрономии, географии и экологии.
4) Основные этапы жизни и деятельности М.В. Ломоносова и Д.И. Менделеева
5) Влияние человека на природу.
6) признаки химических и физических явлений.
7) круговорот веществ в воздухе, в воде и земной коре.
Учащиеся должны уметь:
1) Отличать простое вещество от сложного, вещество от смеси.
2) Отличать физические явления от химических.
3) Работать с простейшим химическим оборудованием.
4) Планировать и проводить простейшие эксперименты.
5) Описывать явления.
Критерии оценки знаний, умений и навыков при освоении программы:
Для того чтобы оценить усвоение программы, в течение года используются
следующие методы диагностики: собеседование, наблюдение, анкетирование, выполнение
отдельных творческих заданий, тестирование, участие в конкурсах, викторинах.
По завершению учебного плана каждого модуля оценивание знаний проводится
посредством викторины, интеллектуальной игры или интерактивного занятия.
Применяется 3-х балльная система оценки знаний, умений и навыков
обучающихся (выделяется три уровня: ниже среднего, средний, выше среднего). Итоговая
оценка результативности освоения программы проводится путём вычисления среднего
показателя, основываясь на суммарной составляющей по итогам освоения 4-х модулей.
Уровень освоения программы ниже среднего – ребёнок овладел менее чем 50%
предусмотренных знаний, умений и навыков, испытывает серьёзные затруднения при
работе с учебным материалом; в состоянии выполнять лишь простейшие практические
задания педагога.
Средний уровень освоения программы – объём усвоенных знаний, приобретённых
умений и навыков составляет 50-70%; работает с учебным материалом с помощью
педагога; в основном, выполняет задания на основе образца; удовлетворительно владеет
теоретической информацией по темам курса, умеет пользоваться литературой.
Уровень освоения программы выше среднего – учащийся овладел на 70-100%
предусмотренным программой учебным планом; работает с учебными материалами
самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с
элементами творчества; свободно владеет теоретической информацией по курсу, умеет
анализировать литературные источники, применять полученную информацию на
практике.
Формы контроля качества образовательного процесса:
Тематическое планирование
2 класс
№п/п
Тема раздела
1.
Тренинг
исследовательск
их
способностей
Самостоятельная
исследовательска
я
практика
Заключение
Итого
2.
3.
Колво
часо
в
7
ЭОР
https://lektsii.org/12-78309.html https://infourok.ru/statyakollektivnie-igri-kaksredstvo-razvitiya-issledovatelskogopovedeniyamladshih-shkolnikov-1004619.html
9
https://multiurok.ru/index.php/files/prezentatsiiakollektivna
ia-igra-issledovanie-issl.html
1
17
https://infourok.ru/material.html?mid=3531
4 класс
№п/п
Тема раздела
1.
I модуль
«Занимательны
е науки»
1.1. Введение в
образовательную
программу
1.2. Нескучная
биология
1.3.
Занимательная
Колво
часов
7
ЭОР
https://yandex.ru/games/category/puzzles
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchiimir/2018/04/15/viktorina-po-biologii-dlya-nachalnyhklassov
https://multiurok.ru/files/chas-zanimatiel-noikhimii.html
2.
3.
химия
II модуль
«Волшебные
чудеса
науки»
9
2.1.Физика без
формул
2.2.Загадочная
астрономия
2.3.Увлекательна
я география
III модуль
Итоговые
занятия
Итого
1
https://myintelligentkids.com/zanimatelnye-i-prostyeopyty-dlya-malenkix-fizikov
https://iknigi.net/avtor-olga-shibka/76542zanimatelnaya-astronomiya-dlya-detey-olga-shibka.html
https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2012/07/27/
zanimatelnaya-geografiya
https://dzen.ru/media/detidoma/8-idei-kak-izuchatgeografiiu-interesno-i-veselo5c56cfbea7068000ad582af6
17
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№п/п
Тема занятия
Кол-во часов
1.
Что такое
исследование? Кто
такие исследователи?
Что можно исследовать?
Учимся выделять главное
и второстепенное.
Развиваем умение видеть
проблемы.
Развиваем умение
выдвигать гипотезы
Развиваем умение
задавать вопросы.
Развиваем умение давать
определение понятиям
Проект «Путешествие в
Загадкино».
Проект «Путешествие в
Загадкино».
Проект Что такое Новый
год?»
Проект Что такое Новый
год?»
«Любимая игрушка»
«Любимая игрушка»
«Любимая игрушка»
Проект «Меры длины»
Проект «Меры длины»
1
Форма проведения
занятия
Беседа
1
1
Дискуссия
Практическая работа
1
Беседа
1
Практическая работа
1
Дискуссия
1
Практическая работа
1
Практическая работа
1
Практическая работа
1
Практическая работа
1
Практическая работа
1
1
1
1
1
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Дата
17.
Что мы узнали и чему
научились за год
Защита творческих
работ
1
4 класс
№п/п
Тема занятия
Кол-во часов
1.
Вводное занятие.
Ознакомление с
программой.
Инструктажи. ТБ.
Что такое биология?
Фотосинтез и растения и
свет
Как изучать зверей?
Что изучает химия?
Превращение вещества
Раствор
Что такое физика?
Основные состояния
вещества
Масса и вес
Что изучает астрономия?
Смена времен года
Звездное небо над
головой
Что изучает география?
Великие географические
открытия
Как появились вулканы?
Показательное
выступление
обучающихся
«Волшебные чудеса
науки»
1
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Дата
Форма проведения
занятия
Беседа
1
1
1
1
1
1
Дискуссия
Наблюдение,
эксперименты
Беседа
Дискуссия
Практическая работа
Наблюдение
Дискуссия
Наблюдение
1
1
1
1
Практическая работа
Дискуссия
Моделирование
Онлайн-экскурсия
1
1
Дискуссия
Занятие-путешествие
1
1
Наблюдение
Защита творческих
работ
1
1
Материально-технические условия реализации программы
1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.
Издательств о «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
2. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников.
Издательство дом «Фёдоров». 2008.
3. М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое
пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008.
4. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова.
«ДРОФА», М., 2002.
5. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература
Интернет-ресурсы · http://www.en.edu.ru/ Естественнонаучный образовательный портал