Устьянский муниципальный округ Архангельской области
МБОУ "Бестужевская СОШ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Учусь создавать проект»
для обучающихся 1-4 классов
с. Бестужево, 2025 год
Содержание курса
Программа состоит из трёх разделов:
1.Самые первые проекты. Формирование понятия проектная деятельность и навыков
сотрудничества. Что такое команда? Как работать в команде?
2.Основы проектной деятельности. От проблемы к цели. Работа со справочной
литературой. Способы обработки информации. Основы риторики. Публичное
выступление. Вопросы, направляющие проект: основополагающий, проблемный,
учебный. Работа над проектами. 3.Работа над проектом. Работа над полноценными
групповыми и индивидуальными проектами. Каждое занятие подчинено определенной
структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о
сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и
интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего
исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с
первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети
пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблему
ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии,
которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки
автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и
любознательность, память и способность к восприятию.
1 класс
Тренинг
Кто я? Моя семья. Чем я больше всего хочу заниматься. Хобби. О чем я больше всего хочу
рассказать. Выбор темы проекта. Как собирать материал? Твои помощники. Этап.
Повторение. Давай вспомним. Проблема. Решение проблемы. Гипотеза. Предположение.
Играем в предположения. Цель проекта. Задача проекта. Выбор нужной информации.
Интересные люди твои помощники. Продукт проекта. Виды продукта. Макет. Повторение
пройденных проектных понятий.
Исследовательская практика
Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Мини-сообщение. Семиминутное
выступление. Выступление перед знакомой аудиторией. Играем в ученых. Окрашивание
цветка в разные цвета. Это интересно. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы
«из зала» по теме проекта. Пробные выступления перед незнакомой аудиторией.
Повторение. Давай вспомним. Игра в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно.
Получение электричества с помощью волос. Поилка для цветов.
Мониторинг
Тест «Чему я научился?» Памятка для учащегося практиканта. Твои впечатления от
работы над проектом. Пожелание будущим проектантам. Твои советы им. Советы на лето
от Мудрого Дельфина.
2 класс
Этапы работы над проектом
Этапы работы над проектом. Выбор темы проекта. Знакомство с понятием
«формулировка». Актуальность темы проекта. Решение проблемы. Выработка гипотезыпредположения. Сбор информации. Работа со словарями. Знакомство с интересными
людьми. Интервью. Обработка информации. Создание продукта проекта. Тест «Чему ты
научился?»
Значимость компьютера в создании проекта
Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР. Создание презентации. Совмещение текста
выступления с показом презентации. Пробное выступление перед незнакомой аудиторией.
Самоанализ.
3 класс
Организация работы над проектом
Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение
проблемы. Предположение. Гипотеза. Решение задачи. Цель проекта. Задачи. Выбор
помощников для работы над проектом. Сбор информации. Требования к паспорту проекта.
Составление паспорта проекта. Анкетирование. Составление памяток по теме проекта.
Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере.
Помощь ИКТ при создании проекта
Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков,
фигур, диаграмм. Анимации. Настройка анимации. Дизайн. Требования к компьютерной
презентации. Подготовка проектной документации.
Самоанализ. Рефлексия.
4 класс
Виды проектов
Виды проектов. Исследовательски-творческий проект. Творческий проект. Ролево-игровой
проект. Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей ее проверкой.
Информационно-исследовательский
проект.
Практико-ориентированный
проект.
Монопредметный проект. Межпредметныйпроект.
Презентация проекта
Виды презентационных проектов. Вид презентации проекта как отчет участников
исследовательской экспедиции. Вид презентации проекта в рамках научной конференции.
Правильная подготовка презентации к проекту. Критерии оценивания проекта и его
защиты
Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления. Работа с памяткой по
составлению списка использованной литературы во время работы надп роектом.
Типичные ошибки проектантов. Критерии итогового оценивания проектной деятельности
учащихся.
Информационные технологии
Программа МРР. Формирование умения обработки с диаграммой. Формирование умения в
работе с таблицей. Использование ресурсов Интернета при подготовке к презентации.
Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев. Твои
впечатления от работы над проектом.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы: -положительное отношение к проектноисследовательской деятельности; -интерес к новому содержанию и новым способам
познания; -ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской
деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и
оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;-способность к самооценке на основе
критериев успешности проектно-исследовательской деятельности. Обучающийся получит
возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектноисследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и
предпочтении социального способа оценки деятельности; -выраженной познавательной
мотивации; -устойчивого интереса к новым способам познания; -адекватного понимания
причин успешности проектно-исследовательской деятельности; -морального сознания,
способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в
общении, устойчивого следования в поведении моральным нормами этическим
требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится: -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные
учителем ориентиры действия; -планировать свои действия; -осуществлять итоговый и
пошаговый контроль; -адекватно воспринимать оценку своей работы; -различать способ и
результат действия; -вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта
сделанных ошибок; -выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся
получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу; -самостоятельно учитывать выделенные
учителем ориентиры действия в незнакомомматериале;преобразовывать практическую
задачу в познавательную; -самостоятельно находить варианты решения познавательной
задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится
-осуществлять
поиск
нужной
информации
для
выполнения
учебного
исследованиясиспользованием учебной и дополнительной литературы в открытом
информационномпространстве,вт.ч.
контролируемом
пространстве
Интернет;
использовать
знаки,
символы,
модели,
схемы
для
решения
познавательныхзадачипредставления их результатов; -высказываться в устной и
письменной формах; -ориентироваться на разные способы решения познавательных
исследовательскихзадач; -владеть основами смыслового чтения текста; -анализировать
объекты, выделять главное; -осуществлять синтез (целое из частей); -проводить
сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи; -строить рассуждения об объекте; обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); -подводить под понятие; устанавливать аналогии; -оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза,
наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.; -видеть проблемы, ставить
вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюденияи эксперименты,
высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать(защищать)свои
идеи и т.п. Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и
проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; -фиксировать
информацию с помощью инструментов ИКТ; -осознанно и произвольно строить
сообщения в устной и письменной форме; -строить логическое рассуждение, включающее
установление причинно-следственных связей;-оперировать такими понятиями, как
явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство,
общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.; использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и
повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится: -допускать существование различных точек зрения; -учитывать
разные мнения, стремиться к координации; -формулировать собственное мнение и
позицию; -договариваться, приходить к общему решению; -соблюдать корректность в
высказываниях; -задавать вопросы по существу; -использовать речь для регуляции своего
действия; -контролировать действия партнера; -владеть монологической и диалогической
формами речи. Обучающийся получит возможность научиться:
-учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; о решения в совместной
деятельности; -с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать
партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; -допускать
возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с
его собственной, и учитывать позицию партнера в
общении и взаимодействии; -осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь; -адекватно использовать речь для
планирования и регуляции своей деятельности
Предметные результаты освоения программы 1-2 класса
Обучающийся будет знать: основные особенности проведения исследовательской работы;
что такое информационный проект и практико-ориентированный проект; методы
исследования: эксперимент, интервьюирование; правила выбора темы и объекта
исследования, виды оформления проектов; правила осуществления самоконтроля; правила
успешной презентации работы. Обучающийся будет уметь: выбирать пути решения задачи
исследования; классифицировать предметы, явления и события; самостоятельно
предлагать собственные идеи исследования; правильно определять круг вопросов и
проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий
совместного исследования; собирать и перерабатывать материал, необходимый для
исследования; осуществлять сотрудничество с взрослыми; презентовать свою работу,
участвовать в обсуждении коллективной оценочной деятельности; использовать
различные источник иинформации.
Предметные результаты освоения программы 3 класса
Обучающийся будет знать: основные особенности проведения исследовательской
работы;методы исследования: анкетирование, моделирование; основы работы с
компьютером; что такое социальный проект и его значение для жизни окружающих;
способы и методы, стимулирующие саморазвитие психических процессов,
обеспечивающие ощущение успешности в работе. Обучающийся будет уметь:
самостоятельно предлагать собственные идеи исследования; правильно определять круг
вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы; составлять план
действий совместного исследования; собирать и перерабатывать материал, необходимый
для исследования; пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором,
секундомером, рулеткой; осуществлять сотрудничество с взрослыми и одноклассниками;
презентовать свою работу, участвовать в обсуждении коллективной оценочной
деятельности.
Предметные результаты освоения программы 4 класса
Обучающийся будет знать: основные особенности и условия проведения
исследовательской работы; общие правила защиты проекта правила оформления реферата;
способы хранения информации; что такое учебное сотрудничество. Обучающийся будет
уметь: самостоятельно предлагать собственные идеи исследования, обосновывать
актуальность темы исследовательской работы, выдвигать гипотезы исследования;
указывать пути дальнейшего изучения объекта; выбирать пути решения задачи
исследования; составлять план действий совместного коллективного исследования;
адекватно выбирать свою роль в коллективном деле; презентовать свою работу,
участвовать в обсуждении коллективной оценочной деятельности. Способы проверки
результатов освоения программы:
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть
организованы следующие мероприятия: выставки творческих работ учащихся; мини –
конференци и по защите исследовательских проектов; школьная научно – практическая
конференция.
Тематическое планирование
2 класс
№п/п
1.
2.
Тема раздела
Колво
часо
в
Этапы
работы 15
над проектом
Значимость
2
компьютера
в
создании проекта
ЭОР
https://lektsii.org/12-78309.html https://infourok.ru/statyakollektivnie-igri-kaksredstvo-razvitiya-issledovatelskogopovedeniyamladshih-shkolnikov-1004619.html
https://multiurok.ru/index.php/files/prezentatsiiakollektivna
ia-igra-issledovanie-issl.html
Итого
17
4 класс
№п/п
Тема раздела
1.
2.
Виды проектов
Презентация
проекта
Критерии
оценивания
проекта и его
защиты
Итого
3.
Колво
часов
12
4
1
ЭОР
https://yandex.ru/games/category/puzzles
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola//2018/04/15/-dlyanachalnyh-klassov
https://dzen.ru/media/detidoma/8-idei-kak-izuchatinteresno-i-veselo-5c56cfbea7068000ad582af6
17
Поурочное планирование
2 класс
№п/п
Тема занятия
Кол-во часов
1.
Круг твоих интересов.
Хобби. Увлечения
Выбор темы твоего
проекта. Ты – проектант
Знакомство с понятием
формулировка». Работа
со словарями
Выбор помощников в
работе над
проектом
Этапы работы над
проектом
Актуальность темы
проекта. Твое
знакомство с понятием
«актуальность»
Проблема. Решение
проблемы
Выработка гипотезыпредположения
Цель проекта
Задачи проекта
Сбор информации для
проекта
Обработка информации.
Отбор
1
Форма проведения
занятия
Беседа
1
Дискуссия
1
Практическая работа
1
Беседа
1
Практическая работа
1
Дискуссия
1
Практическая работа
1
Практическая работа
1
1
1
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
1
Практическая работа
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Дата
13.
14.
15.
16.
17.
значимой информации
Создание продукта
проекта. Твое знакомство
с понятиями «макет»,
«поделка».
Отбор информации для
семиминутного
выступления. (Минисообщение)
Творческая работа.
Презентация. Твое
знакомство с
понятием «презентация»
Совмещение текста
выступления с показом
презентации
Подготовка ответов на
предполагаемые вопросы
«зала» по теме проекта
1
Практическая работа
1
Практическая работа
1
Практическая работа
1
Практическая работа
1
Защита творческих
работ
4 класс
№п/п
Тема занятия
Кол-во часов
1.
. Твои новые интересы и
увлечения
Виды проектов.
Исследовательскитворческий
проект
Творческий проект
Ролево-игровой проект.
Исследовательский
проект с
выдвижением гипотезы и
последующей её
проверкой
Информационноисследовательский
проект
Информационноориентированный
проект
Практикоориентированный
проект.
Монопредметный проект.
Межпредметный проект
Виды презентационных
проектов.
1
Форма проведения
занятия
Беседа
1
1
Дискуссия
Беседа
1
1
1
Беседа
Беседа
Практическая работа
1
Беседа
1
Беседа
1
Беседа
1
1
1
Беседа
Беседа
Беседа
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Дата
13.
14.
15.
16.
17.
Правильная подготовка
презентации к проекту
Работа с Памяткой при
подготовке
публичного выступления.
Работа с Памяткой по
составлению
списка использованной
литературы
во время работы над
проектом.
Формирования
умения в работе с
диаграммой и таблицей
Твои впечатления от
работы над проектом
1
Практическая работа
1
Практическая работа
1
Практическая работа
1
Практическая работа
1
Защита творческих
работ