Устьянский муниципальный округ Архангельской области
МБОУ "Бестужевская СОШ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Экология»
для обучающихся 11 классов
с. Бестужево,2024год
Содержание курса
Раздел 1. Экологические связи человек
Сравнение вида Человек разумный с другими биологическими видами. Экосоциальные
связи Человека разумного. Этапы развития экологических связей человека и природы в
процессе антропогенеза. Сравнение информационных связей человека и других
животных. Последствия глобальной информационной революции. Безопасные для
здоровья способы использования современных информационных технологий.
Возможности орудийной деятельности и использование различных источников энергии
для изменения среды обитания и ее экологической емкости. Пути разумного и
безопасного использования различных источников энергии. Причины возрастания
независимости человека от среды обитания. Процесс возникновения человеческой
культуры. Значение экологической и социальной составляющей современных
экосоциальных связей человечества. Основные причины роста и последствия
напряженности между обществом и природой. Возможные пути дальнейшего развития
взаимоотношений в системе «общество – природа».
Демонстрации
Таблицы и модели, представляющие орудия труда различных видов гоминид из истории
развития вида Человек разумный;
Гипсовые модели предковых гоминид.
Раздел 2. Экологическая демография
Значение социальных факторов в ослаблении влияния на человечество природных
регуляторов численности. Меры по нейтрализации негативного влияния климата на
человека и на его возможности по освоению новых территорий с крайне
неблагоприятными условиями для жизни. Последствия ослабления влияния на
человечество природных регуляторов численности. Последствия и меры предотвращения
демографического
взрыва
человечества.
Принципиальные
различия
хода
демографических процессов в разных регионах Земли. Новейший этап мировой
демографии – проявление признаков сокращения рождаемости во всем мире. Разумное
управление демографическими процессами по стабилизации численности мирового
населения.
Раздел 3. Экологические проблемы и их решения
Основные принципы устойчивого развития человечества и природы. Сравнение
исчерпаемых и неисчерпаемых, возобновимых и невозобновимых ресурсов. Понятие
«экологический кризис». Причины и последствия глобального изменения климата.
Причины и последствия масштабных вырубок лесов, кислотных осадков, разрушения
озонового экрана. Анализ возможных путей уменьшения физического, химического и
биологического загрязнения среды. Опасность отходов для окружающей среды в
конкретных ситуациях. Значение переработки отходов. Взаимосвязь экологического и
экономического вреда. Разумные потребности потребления продуктов и использование
товаров отдельными людьми, сообществами. Экологические риски при добыче и
использовании природных ресурсов. Последствия нерационального использования
энергоресурсов. Принципы рационального использования энергоресурсов. Условия
равновесия между использованием и восстановлением природных ресурсов, между
процессами нарушения и восстановления нормальной экологической обстановки.
Современные проблемы сохранения животного мира Земли и России. Причины
нетолерантного отношения к животным. Пути решения проблем биоразнообразия.
Характеристика отечественной и мировой системы особо охраняемых природных
территорий (ООПТ). Основные задачи национальных парков и заповедников. Понятие
«экологический мониторинг». Значение мониторинга состояния окружающей среды.
Варианты мониторинга состояния окружающей среды. Анализ различных ситуаций с
точки зрения наступления случая экологического правонарушения. Возможные пути
достижения устойчивого развития общества и природы в соответствии с современными
тенденциями и возможностями общества.
Демонстрации
Видеофильмы об охране живой природы.
Планируемые предметные результаты
Обучающийся научится
Обучающийся получит возможность
научиться
11класс (курс)
• владеть основами биоэкологии
• грамотно работать с информацией
(экологические связи и организация жизни, (получать из различных источников,
общие законы действия факторов среды на
обобщать, систематизировать и
организмы, организмы как открытые
анализировать, умело применять на
системы, популяции, сообщества,
практике);
экосистемы, развитие сообществ, основные • чётко определять проблемы и причины их
законы устойчивости живой природы);
возникновения;
• владеть основами глобальной экологии
• формировать и отстаивать собственное
(экологические кризисы, современные
мнение;
глобальные проблемы человечества и
• оценивать экологическое состояние
возможные пути их решения, экологические окружающей среды методами учебного
связи в системе «человек - общество экологического мониторинга, выявлять
природа»);
причинно-следственные связи
• владеть основами региональной экологии экологических нарушений, принимать
(местные социально-экологические
решения по их устранению;
проблемы, снижение рисков);
• анализировать последствия своих
• владеть основными понятиями и
действий и решений на основе
принципами устойчивого развития;
инструментов когнитивного мышления;
• знать специфику социоэкосистем и
• использовать коммуникативные умения и
урбоэкосистем, владеть знаниями о
при разработке подходов к решению
природных, демографических и социально- актуальных экологических проблем,
экономических факторах устойчивого
применять принципы социального
развития, направлениях оптимизации
проектирования — выполнять проектные
систем жизнеобеспечения горожан,
работы, овладеть отдельными методами
факторах, обусловливающих качество
экологических исследований.
городской среды;
• использовать знания об экологических
последствиях хозяйственной деятельности
человека, о правовых и экономических
аспектах природопользования, реализации
экологической политики в области
природопользования и ресурсосбережения;
• владеть основами экологического
мониторинга и рационального
ресурсопотребления, знаниями об
экологических рисках при добыче
природных ресурсов.
Тематическое планирование
11 класс (курс)
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
Тема урока
Человек как биосоциальный
вид. (Входное тестирование)
Система «человечествоприрода» .
Особенности пищевых и
информационных связей
человека.
Использование орудий и
энергии.
История развития
экологических связей
человечества. Древние
гоминиды.
История развития
экологических связей
человечества. Человек
разумный.
История развития
экологических связей
человечества. Современность
и будущее.
Тематический контроль.
Кол-во часов
Дата изучения
Всего Контрольные
Практические
работы
работы
Раздел 1. Экологические связи человека (7 ч.)
1
0,5
1
1
1
1
1
1
0,5
Раздел 2. Экологическая демография (7 ч.)
8
Социально-экологические
особенности демографии
человечества.
1
ЭОР
РЭШ:
https://resh.edu.ru/subject/40/11/
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Рост численности
человечества.
Социально-географические
особенности демографии
человека.
Демографические
перспективы.
Экосоциальные связи человека
и демография.
Тематический контроль.
Основные принципы
устойчивого развития
человечества и природы.
Проблема глобального
влияния человечества на
планету. Изменение климата.
Проблемы загрязнения
природной среды и пути их
решения.
Проблемы дефицита ресурсов
и пути их решения.
Рациональное использование
энергоресурсов.
Растительные ресурсы и их
неистощимое использование.
Биоразнообразие животного
мира: проблемы сохранения и
возможности их решения.
Правовые аспекты охраны
окружающей среды и
природопользования.
Экологическая культура.
1
3
1
1
0,5
Раздел 3. Экологические проблемы и их решения (20 ч.)
1
2
3
2
2
1
1
3
1
22
23
24
25
Итого:
Влияние человечества на
окружающую среду.
Итоговый контроль.
Охрана ресурсов
растительного и животного
мира.
Резервное время
1
1
1
1
34
1
2,5
0