УК Экология 11 класс

Устьянский муниципальный округ Архангельской области
МБОУ "Бестужевская СОШ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Экология»
для обучающихся 11 классов

с. Бестужево,2024год

Содержание курса
Раздел 1. Экологические связи человек
Сравнение вида Человек разумный с другими биологическими видами. Экосоциальные
связи Человека разумного. Этапы развития экологических связей человека и природы в
процессе антропогенеза. Сравнение информационных связей человека и других
животных. Последствия глобальной информационной революции. Безопасные для
здоровья способы использования современных информационных технологий.
Возможности орудийной деятельности и использование различных источников энергии
для изменения среды обитания и ее экологической емкости. Пути разумного и
безопасного использования различных источников энергии. Причины возрастания
независимости человека от среды обитания. Процесс возникновения человеческой
культуры. Значение экологической и социальной составляющей современных
экосоциальных связей человечества. Основные причины роста и последствия
напряженности между обществом и природой. Возможные пути дальнейшего развития
взаимоотношений в системе «общество – природа».
Демонстрации
Таблицы и модели, представляющие орудия труда различных видов гоминид из истории
развития вида Человек разумный;
Гипсовые модели предковых гоминид.
Раздел 2. Экологическая демография
Значение социальных факторов в ослаблении влияния на человечество природных
регуляторов численности. Меры по нейтрализации негативного влияния климата на
человека и на его возможности по освоению новых территорий с крайне
неблагоприятными условиями для жизни. Последствия ослабления влияния на
человечество природных регуляторов численности. Последствия и меры предотвращения
демографического
взрыва
человечества.
Принципиальные
различия
хода
демографических процессов в разных регионах Земли. Новейший этап мировой
демографии – проявление признаков сокращения рождаемости во всем мире. Разумное
управление демографическими процессами по стабилизации численности мирового
населения.
Раздел 3. Экологические проблемы и их решения
Основные принципы устойчивого развития человечества и природы. Сравнение
исчерпаемых и неисчерпаемых, возобновимых и невозобновимых ресурсов. Понятие
«экологический кризис». Причины и последствия глобального изменения климата.
Причины и последствия масштабных вырубок лесов, кислотных осадков, разрушения
озонового экрана. Анализ возможных путей уменьшения физического, химического и
биологического загрязнения среды. Опасность отходов для окружающей среды в
конкретных ситуациях. Значение переработки отходов. Взаимосвязь экологического и
экономического вреда. Разумные потребности потребления продуктов и использование
товаров отдельными людьми, сообществами. Экологические риски при добыче и
использовании природных ресурсов. Последствия нерационального использования
энергоресурсов. Принципы рационального использования энергоресурсов. Условия
равновесия между использованием и восстановлением природных ресурсов, между
процессами нарушения и восстановления нормальной экологической обстановки.
Современные проблемы сохранения животного мира Земли и России. Причины
нетолерантного отношения к животным. Пути решения проблем биоразнообразия.
Характеристика отечественной и мировой системы особо охраняемых природных
территорий (ООПТ). Основные задачи национальных парков и заповедников. Понятие
«экологический мониторинг». Значение мониторинга состояния окружающей среды.
Варианты мониторинга состояния окружающей среды. Анализ различных ситуаций с
точки зрения наступления случая экологического правонарушения. Возможные пути

достижения устойчивого развития общества и природы в соответствии с современными
тенденциями и возможностями общества.
Демонстрации
Видеофильмы об охране живой природы.

Планируемые предметные результаты
Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность
научиться
11класс (курс)
• владеть основами биоэкологии
• грамотно работать с информацией
(экологические связи и организация жизни, (получать из различных источников,
общие законы действия факторов среды на
обобщать, систематизировать и
организмы, организмы как открытые
анализировать, умело применять на
системы, популяции, сообщества,
практике);
экосистемы, развитие сообществ, основные • чётко определять проблемы и причины их
законы устойчивости живой природы);
возникновения;
• владеть основами глобальной экологии
• формировать и отстаивать собственное
(экологические кризисы, современные
мнение;
глобальные проблемы человечества и
• оценивать экологическое состояние
возможные пути их решения, экологические окружающей среды методами учебного
связи в системе «человек - общество экологического мониторинга, выявлять
природа»);
причинно-следственные связи
• владеть основами региональной экологии экологических нарушений, принимать
(местные социально-экологические
решения по их устранению;
проблемы, снижение рисков);
• анализировать последствия своих
• владеть основными понятиями и
действий и решений на основе
принципами устойчивого развития;
инструментов когнитивного мышления;
• знать специфику социоэкосистем и
• использовать коммуникативные умения и
урбоэкосистем, владеть знаниями о
при разработке подходов к решению
природных, демографических и социально- актуальных экологических проблем,
экономических факторах устойчивого
применять принципы социального
развития, направлениях оптимизации
проектирования — выполнять проектные
систем жизнеобеспечения горожан,
работы, овладеть отдельными методами
факторах, обусловливающих качество
экологических исследований.
городской среды;
• использовать знания об экологических
последствиях хозяйственной деятельности
человека, о правовых и экономических
аспектах природопользования, реализации
экологической политики в области
природопользования и ресурсосбережения;
• владеть основами экологического
мониторинга и рационального
ресурсопотребления, знаниями об
экологических рисках при добыче
природных ресурсов.

Тематическое планирование
11 класс (курс)
№
урока

1
2
3

4
5

6

7

Тема урока

Человек как биосоциальный
вид. (Входное тестирование)
Система «человечествоприрода» .
Особенности пищевых и
информационных связей
человека.
Использование орудий и
энергии.
История развития
экологических связей
человечества. Древние
гоминиды.
История развития
экологических связей
человечества. Человек
разумный.
История развития
экологических связей
человечества. Современность
и будущее.
Тематический контроль.

Кол-во часов
Дата изучения
Всего Контрольные
Практические
работы
работы
Раздел 1. Экологические связи человека (7 ч.)
1
0,5
1
1

1
1

1

1

0,5

Раздел 2. Экологическая демография (7 ч.)
8

Социально-экологические
особенности демографии
человечества.

1

ЭОР

РЭШ:
https://resh.edu.ru/subject/40/11/

9
10

11
12

13

14

15

16
17
18
19

20

21

Рост численности
человечества.
Социально-географические
особенности демографии
человека.
Демографические
перспективы.
Экосоциальные связи человека
и демография.
Тематический контроль.
Основные принципы
устойчивого развития
человечества и природы.
Проблема глобального
влияния человечества на
планету. Изменение климата.
Проблемы загрязнения
природной среды и пути их
решения.
Проблемы дефицита ресурсов
и пути их решения.
Рациональное использование
энергоресурсов.
Растительные ресурсы и их
неистощимое использование.
Биоразнообразие животного
мира: проблемы сохранения и
возможности их решения.
Правовые аспекты охраны
окружающей среды и
природопользования.
Экологическая культура.

1
3

1
1

0,5

Раздел 3. Экологические проблемы и их решения (20 ч.)
1

2

3

2
2
1
1

3

1

22
23
24

25
Итого:

Влияние человечества на
окружающую среду.
Итоговый контроль.
Охрана ресурсов
растительного и животного
мира.
Резервное время

1
1
1

1
34

1

2,5

0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».