Устьянский муниципальный округ Архангельской области МБОУ "Бестужевская СОШ" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Экология» для обучающихся 11 классов с. Бестужево,2024год Содержание курса Раздел 1. Экологические связи человек Сравнение вида Человек разумный с другими биологическими видами. Экосоциальные связи Человека разумного. Этапы развития экологических связей человека и природы в процессе антропогенеза. Сравнение информационных связей человека и других животных. Последствия глобальной информационной революции. Безопасные для здоровья способы использования современных информационных технологий. Возможности орудийной деятельности и использование различных источников энергии для изменения среды обитания и ее экологической емкости. Пути разумного и безопасного использования различных источников энергии. Причины возрастания независимости человека от среды обитания. Процесс возникновения человеческой культуры. Значение экологической и социальной составляющей современных экосоциальных связей человечества. Основные причины роста и последствия напряженности между обществом и природой. Возможные пути дальнейшего развития взаимоотношений в системе «общество – природа». Демонстрации Таблицы и модели, представляющие орудия труда различных видов гоминид из истории развития вида Человек разумный; Гипсовые модели предковых гоминид. Раздел 2. Экологическая демография Значение социальных факторов в ослаблении влияния на человечество природных регуляторов численности. Меры по нейтрализации негативного влияния климата на человека и на его возможности по освоению новых территорий с крайне неблагоприятными условиями для жизни. Последствия ослабления влияния на человечество природных регуляторов численности. Последствия и меры предотвращения демографического взрыва человечества. Принципиальные различия хода демографических процессов в разных регионах Земли. Новейший этап мировой демографии – проявление признаков сокращения рождаемости во всем мире. Разумное управление демографическими процессами по стабилизации численности мирового населения. Раздел 3. Экологические проблемы и их решения Основные принципы устойчивого развития человечества и природы. Сравнение исчерпаемых и неисчерпаемых, возобновимых и невозобновимых ресурсов. Понятие «экологический кризис». Причины и последствия глобального изменения климата. Причины и последствия масштабных вырубок лесов, кислотных осадков, разрушения озонового экрана. Анализ возможных путей уменьшения физического, химического и биологического загрязнения среды. Опасность отходов для окружающей среды в конкретных ситуациях. Значение переработки отходов. Взаимосвязь экологического и экономического вреда. Разумные потребности потребления продуктов и использование товаров отдельными людьми, сообществами. Экологические риски при добыче и использовании природных ресурсов. Последствия нерационального использования энергоресурсов. Принципы рационального использования энергоресурсов. Условия равновесия между использованием и восстановлением природных ресурсов, между процессами нарушения и восстановления нормальной экологической обстановки. Современные проблемы сохранения животного мира Земли и России. Причины нетолерантного отношения к животным. Пути решения проблем биоразнообразия. Характеристика отечественной и мировой системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Основные задачи национальных парков и заповедников. Понятие «экологический мониторинг». Значение мониторинга состояния окружающей среды. Варианты мониторинга состояния окружающей среды. Анализ различных ситуаций с точки зрения наступления случая экологического правонарушения. Возможные пути достижения устойчивого развития общества и природы в соответствии с современными тенденциями и возможностями общества. Демонстрации Видеофильмы об охране живой природы. Планируемые предметные результаты Обучающийся научится Обучающийся получит возможность научиться 11класс (курс) • владеть основами биоэкологии • грамотно работать с информацией (экологические связи и организация жизни, (получать из различных источников, общие законы действия факторов среды на обобщать, систематизировать и организмы, организмы как открытые анализировать, умело применять на системы, популяции, сообщества, практике); экосистемы, развитие сообществ, основные • чётко определять проблемы и причины их законы устойчивости живой природы); возникновения; • владеть основами глобальной экологии • формировать и отстаивать собственное (экологические кризисы, современные мнение; глобальные проблемы человечества и • оценивать экологическое состояние возможные пути их решения, экологические окружающей среды методами учебного связи в системе «человек - общество экологического мониторинга, выявлять природа»); причинно-следственные связи • владеть основами региональной экологии экологических нарушений, принимать (местные социально-экологические решения по их устранению; проблемы, снижение рисков); • анализировать последствия своих • владеть основными понятиями и действий и решений на основе принципами устойчивого развития; инструментов когнитивного мышления; • знать специфику социоэкосистем и • использовать коммуникативные умения и урбоэкосистем, владеть знаниями о при разработке подходов к решению природных, демографических и социально- актуальных экологических проблем, экономических факторах устойчивого применять принципы социального развития, направлениях оптимизации проектирования — выполнять проектные систем жизнеобеспечения горожан, работы, овладеть отдельными методами факторах, обусловливающих качество экологических исследований. городской среды; • использовать знания об экологических последствиях хозяйственной деятельности человека, о правовых и экономических аспектах природопользования, реализации экологической политики в области природопользования и ресурсосбережения; • владеть основами экологического мониторинга и рационального ресурсопотребления, знаниями об экологических рисках при добыче природных ресурсов. Тематическое планирование 11 класс (курс) № урока 1 2 3 4 5 6 7 Тема урока Человек как биосоциальный вид. (Входное тестирование) Система «человечествоприрода» . Особенности пищевых и информационных связей человека. Использование орудий и энергии. История развития экологических связей человечества. Древние гоминиды. История развития экологических связей человечества. Человек разумный. История развития экологических связей человечества. Современность и будущее. Тематический контроль. Кол-во часов Дата изучения Всего Контрольные Практические работы работы Раздел 1. Экологические связи человека (7 ч.) 1 0,5 1 1 1 1 1 1 0,5 Раздел 2. Экологическая демография (7 ч.) 8 Социально-экологические особенности демографии человечества. 1 ЭОР РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/40/11/ 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Рост численности человечества. Социально-географические особенности демографии человека. Демографические перспективы. Экосоциальные связи человека и демография. Тематический контроль. Основные принципы устойчивого развития человечества и природы. Проблема глобального влияния человечества на планету. Изменение климата. Проблемы загрязнения природной среды и пути их решения. Проблемы дефицита ресурсов и пути их решения. Рациональное использование энергоресурсов. Растительные ресурсы и их неистощимое использование. Биоразнообразие животного мира: проблемы сохранения и возможности их решения. Правовые аспекты охраны окружающей среды и природопользования. Экологическая культура. 1 3 1 1 0,5 Раздел 3. Экологические проблемы и их решения (20 ч.) 1 2 3 2 2 1 1 3 1 22 23 24 25 Итого: Влияние человечества на окружающую среду. Итоговый контроль. Охрана ресурсов растительного и животного мира. Резервное время 1 1 1 1 34 1 2,5 0