Устьянский муниципальный округ Архангельской области МБОУ "Бестужевская СОШ" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Развитие математических способностей» для обучающихся 1-4 классов с. Бестужево, 2024 год Содержание курса Содержание программы соответствует основным темам ПООП НОО по математике. Система заданий, предложенная в пособии, позволяет создать условия для формирования у младших школьников знаний и умений на более высоком уровне. При реализации программы используются задания, направленные на формирование у учащихся логических умений; развитие таких качеств мышления, как гибкость, креативность, критичность; обучение приёмам работы с текстовой задачей (анализ текста, моделирование, планирование решения), рациональным приёмам вычислений; формирование пространственных представлений у младших школьников. Основное содержание программы представлено разделами «Логические и комбинаторные задачи», «Арифметические действия и задачи», «Работа с информацией», «Геометрические фигуры и величины». Программа составлена на основе авторской программы Ю. И. Глаголевой «Развитие математических способностей» Используемый учебник Глаголева Ю. И. Развитие математических способностей. 1-2 классы. Просвещение. 2019 Планируемые результаты Личностные – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, к общим способам решения задач; – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; – внутренняя мотивация к обучению, основанная на переживании положительных эмоций при решении нестандартной задачи, проявлении воли и целеустремлённости к достижению результата. Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; – преобразовывать практическую задачу в познавательную; – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; – осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; – самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные – использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач; – ориентироваться на разнообразие способов решения задач, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; – осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; – осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; – произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач. Коммуникативные – учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; – аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; – осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Предметные – иметь представление о числе как результате счёта и измерения, о десятичном принципе записи чисел; – устанавливать закономерность и самостоятельно выбранному правилу; составлять последовательность по заданному или – группировать и классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия; – использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; – проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.); – находить разные способы решения задачи; – распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, приводить пример, иллюстрирующий истинное утверждение, и контрпример, опровергающий ложное утверждение; – вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников; – структурировать информацию, работать с таблицами, схемами и диаграммами, извлекать из них необходимые данные, заполнять готовые формы, представлять, анализировать и интерпретировать данные, делать выводы из структурированной информации; – планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм. Тематическое планирование 1 класс №п/п 1 2 3 Тема занятия Логические и комбинаторные задачи Цвет, форма, размер Ориентирование на плоскости и в пространстве Комбинаторные задачи: перестановка Арифметические действия и Кол-во часов ЦОР http://www.vneuro ka.ru/mathematicks .php 1 1 1 http://uchitel.edu54 .ru/node/16047?pa ge=1 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 задачи Нумерация чисел первого десятка: запись чисел арабскими и римскими цифрами Задачи с несколькими ответами: перебор вариантов Таблица: строка, столбец таблицы Решение задачи с помощью рисунка и таблицы Моделирование условия задачи с помощью схемы Числовые выражения Закономерность Решение задач Решение задач разными способами Работа с информацией Чтение и анализ таблицы Истинные и ложные высказывания Геометрические фигуры и величины Линии и точки. Взаимное расположение на плоскости Луч. Отрезок Длина отрезка http://puzzleru.blogsport.com 1 1 1 1 1 1 1 1 1 http://schoolcollection.edu.ru/ca talog/pupil/?subject =25 1 1 1 1 1 2 класс №п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Тема занятия Логические и комбинаторные задачи Комбинаторные задачи: перестановка и размещение Логические задачи Задачи на распиливание и разрезание Логические игры Арифметические действия и задачи Решение задач Сотня: запись чисел римскими и египетскими цифрами Длина, меры длины Задачи -расчёты: покупки Время. Решение задач Числовые выражения Вариативность вычислений Умножение и деление Колво часов ЦОР http://www.vneuroka.ru/mathematicks.php 1 http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 1 1 http://puzzle-ru.blogsport.com 1 1 1 1 1 1 1 1 1 http://schoolcollection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 13 14 15 16 17 Решение задач на взвешивание и переливание Работа с информацией Чтение и анализ таблицы. Решение задач с помощью таблицы Геометрические фигуры и величины Ломаная. Длина ломаной Многоугольники Прямоугольник. Периметр прямоугольника 1 1 1 1 1 3 класс №п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Тема занятия Логические и комбинаторные задачи, задачи на множества Магический квадрат Комбинаторные задачи Логические задачи Задачи на множества Арифметические действия и задачи Числа от 1 до 100 Задачи на части Чётные/нечётные числа Числовые выражения. Порядок действий Решение задач с пропорциональными величинами Числа от 1 до 1000 Рациональные вычисления Работа с информацией Таблицы Задачи - расчёты Геометрические фигуры и величины Треугольник Периметр многоугольника Кол-во часов ЦОР http://www.vneuroka.ru/mathematicks.p hp 1 1 1 1 http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page =1 http://puzzle-ru.blogsport.com 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 http://schoolcollection.edu.ru/catalog/pupil/?subject= 25 16 17 Площадь прямоугольника Зеркальное отражение фигур 1 1 4 класс № п/п Раздел /тема Тема Числа, которые больше 1000 1-2 3-4 5-6 7-9 10-12 13-14 15-17 18-20 21-22 Арифметические игры, фокусы, головоломки, цепочки, «Магические квадраты» и «Занимательные рамки» Составление числовых выражений с заданным числовым значением Классификация чисел, числовых выражений по заданным условиям Решение уравнений Тема Логические задачи (Логика и смекалка) Задачи повышенного уровня сложности: на сравнение Комбинаторные задачи Сюжетные логические задачи Задачи на внимание, задачи-шутки, кроссворды Тема Задания геометрического содержания Вычисление периметра и площади различных фигур Количество часов, отводимых на освоение темы 9 2 Электронные учебнометодические материалы http://www.kinder.ru/default.htm 2 2 3 11 http://www.kinder.ru/default.htm 3 2 3 3 10 http://7gy.ru/component/tags/tag/ matematika-nachalnayashkola.html 2 23 24-25 26-27 28 29-30 31 32 33 34 Деление фигур на заданные части и составление фигур из заданных частей Головоломки с палочками одинаковой длины, из которых составлены геометрические фигуры Построения с помощью циркуля и линейки Геометрические игры:»Старинная китайская головоломка», «Пентамино» Масштаб, план Тема. Математическая олимпиада 1 Подготовка к участию в математической олимпиаде П.А.Участие в математической олимпиаде Тема. Шашки. Турнир по игре в шашки Обучение игре в шашки Турнир по игре в шашки 1 2 2 1 2 2 1 2 1 1 http://7gy.ru/component/tags matematika-nachalnayashkola.html http://www.kinder.ru/default.htm