УК Развитие математических способностей 1-4 классы

Устьянский муниципальный округ Архангельской области
МБОУ "Бестужевская СОШ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Развитие математических способностей»
для обучающихся 1-4 классов

с. Бестужево, 2024 год

Содержание курса
Содержание программы соответствует основным темам ПООП НОО по математике. Система
заданий, предложенная в пособии, позволяет создать условия для формирования у младших
школьников знаний и умений на более высоком уровне. При реализации программы используются
задания, направленные на формирование у учащихся логических умений; развитие таких качеств
мышления, как гибкость, креативность, критичность; обучение приёмам работы с текстовой задачей
(анализ текста, моделирование, планирование решения), рациональным приёмам вычислений;
формирование пространственных представлений у младших школьников.
Основное содержание программы представлено разделами «Логические и комбинаторные задачи»,
«Арифметические действия и задачи», «Работа с информацией», «Геометрические фигуры и
величины». Программа составлена на основе авторской программы Ю. И. Глаголевой «Развитие
математических способностей»
Используемый учебник Глаголева Ю. И. Развитие математических способностей. 1-2 классы.
Просвещение. 2019

Планируемые результаты
Личностные
– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи,
к общим способам решения задач;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и
самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
– внутренняя мотивация к обучению, основанная на переживании положительных эмоций при
решении нестандартной задачи, проявлении воли и целеустремлённости к достижению результата.
Регулятивные
– принимать и сохранять учебную задачу, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные
задачи;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в
том числе во внутреннем плане;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу
действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
– использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач, осуществлять выбор наиболее
эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя
недостающие компоненты;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные
– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве
при выработке общего решения в совместной деятельности;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с
партнером;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предметные
– иметь представление о числе как результате счёта и измерения, о десятичном принципе записи
чисел;
– устанавливать закономерность и
самостоятельно выбранному правилу;

составлять

последовательность

по

заданному

или

– группировать и классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои
действия;
– использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
– проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и
оценки результата действия и др.);
– находить разные способы решения задачи;
– распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, приводить пример,
иллюстрирующий истинное утверждение, и контрпример, опровергающий ложное утверждение;
– вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников;
– структурировать информацию, работать с таблицами, схемами и диаграммами, извлекать из них
необходимые данные, заполнять готовые формы, представлять, анализировать и интерпретировать
данные, делать выводы из структурированной информации;
– планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с
помощью таблиц и диаграмм.
Тематическое планирование
1 класс
№п/п

1
2
3

Тема занятия
Логические и
комбинаторные
задачи
Цвет, форма, размер
Ориентирование на плоскости и в пространстве
Комбинаторные задачи: перестановка
Арифметические
действия и

Кол-во
часов

ЦОР
http://www.vneuro
ka.ru/mathematicks
.php

1
1
1

http://uchitel.edu54
.ru/node/16047?pa
ge=1

4
5
6
7
8
9
10
11
12

13
14

15
16
17

задачи
Нумерация чисел первого десятка: запись чисел
арабскими и римскими цифрами
Задачи с несколькими
ответами: перебор вариантов
Таблица: строка, столбец таблицы
Решение задачи с помощью рисунка и таблицы
Моделирование условия задачи с помощью схемы
Числовые выражения
Закономерность
Решение задач
Решение задач разными способами
Работа с
информацией
Чтение и анализ таблицы
Истинные и ложные высказывания
Геометрические
фигуры и
величины
Линии и точки. Взаимное расположение на
плоскости
Луч. Отрезок
Длина отрезка

http://puzzleru.blogsport.com

1
1
1
1
1
1
1
1
1

http://schoolcollection.edu.ru/ca
talog/pupil/?subject
=25

1
1

1
1
1

2 класс
№п/п

1
2
3
4

5
6
7
8
9
10
11
12

Тема занятия
Логические и
комбинаторные задачи
Комбинаторные
задачи:
перестановка и размещение
Логические задачи
Задачи на распиливание и
разрезание
Логические игры
Арифметические действия и
задачи
Решение задач
Сотня: запись чисел римскими
и египетскими цифрами
Длина, меры длины
Задачи -расчёты: покупки
Время. Решение задач
Числовые выражения
Вариативность вычислений
Умножение и деление

Колво
часов

ЦОР

http://www.vneuroka.ru/mathematicks.php
1

http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1

1
1

http://puzzle-ru.blogsport.com

1

1
1
1
1
1
1
1
1

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25

13

14

15
16
17

Решение задач на взвешивание
и переливание
Работа с информацией
Чтение и анализ таблицы.
Решение задач с помощью
таблицы
Геометрические фигуры и
величины
Ломаная. Длина ломаной
Многоугольники
Прямоугольник.
Периметр
прямоугольника

1

1

1
1
1

3 класс
№п/п

1
2
3
4

5
6
7
8
9
10
11
12
13

14
15

Тема занятия
Логические и комбинаторные
задачи, задачи на множества
Магический квадрат
Комбинаторные задачи
Логические задачи
Задачи на множества
Арифметические действия и
задачи
Числа от 1 до 100
Задачи на части
Чётные/нечётные числа
Числовые выражения. Порядок
действий
Решение
задач
с
пропорциональными величинами
Числа от 1 до 1000
Рациональные вычисления
Работа с информацией
Таблицы
Задачи - расчёты
Геометрические фигуры и
величины
Треугольник
Периметр многоугольника

Кол-во
часов

ЦОР
http://www.vneuroka.ru/mathematicks.p
hp

1
1
1
1

http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page
=1
http://puzzle-ru.blogsport.com

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=
25

16
17

Площадь прямоугольника
Зеркальное отражение фигур

1
1
4 класс

№
п/п

Раздел /тема

Тема Числа, которые больше 1000

1-2

3-4
5-6
7-9

10-12
13-14
15-17
18-20

21-22

Арифметические игры, фокусы,
головоломки, цепочки, «Магические
квадраты» и «Занимательные рамки»
Составление числовых выражений с
заданным числовым значением
Классификация чисел, числовых
выражений по заданным условиям
Решение уравнений
Тема Логические задачи (Логика и
смекалка)
Задачи повышенного уровня сложности:
на сравнение
Комбинаторные задачи
Сюжетные логические задачи
Задачи на внимание, задачи-шутки,
кроссворды
Тема Задания геометрического
содержания

Вычисление периметра и площади
различных фигур

Количество
часов,
отводимых
на освоение
темы
9
2

Электронные учебнометодические материалы

http://www.kinder.ru/default.htm

2
2
3
11

http://www.kinder.ru/default.htm

3
2
3
3
10
http://7gy.ru/component/tags/tag/
matematika-nachalnayashkola.html
2

23
24-25

26-27
28
29-30

31
32

33
34

Деление фигур на заданные части и
составление фигур из заданных частей
Головоломки с палочками одинаковой
длины, из которых составлены
геометрические фигуры
Построения с помощью циркуля и
линейки
Геометрические игры:»Старинная
китайская головоломка», «Пентамино»
Масштаб, план
Тема. Математическая олимпиада

1

Подготовка к участию в математической
олимпиаде
П.А.Участие в математической олимпиаде
Тема. Шашки. Турнир по игре в
шашки
Обучение игре в шашки
Турнир по игре в шашки

1

2

2
1
2
2

1
2
1
1

http://7gy.ru/component/tags
matematika-nachalnayashkola.html

http://www.kinder.ru/default.htm


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».