ВД Пишем изложение и сочинение 9 класс

Устьянский муниципальный
округ Архангельской области
МБОУ "Бестужевская СОШ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Пишем изложения и сочинениярассуждения»
для обучающихся 9 класса

с. Бестужево, 2024 г.

Содержание курса
Сжатое изложение
Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения
по тексту публицистического или научного стиля. Сжатое изложение – это
форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить
комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых
являются следующие:
— умение точно определять круг предметов и явлений
действительности, отражаемой в тексте;
— умение адекватно воспринимать авторский замысел;
— умение вычленять главное в информации;
— умение сокращать текст разными способами;
— умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
— умение находить и уместно использовать языковые средства
обобщённой передачи содержания.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо
прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и
второстепенную информацию. Главная информация – то, что содержание,
без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно,
нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал
его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся
должен также тренироваться в определении микротем, являющихся
составной частью общей темы прослушанного текста.
Сочинение-рассуждение
Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих
задания (9.1, 9.2, 9.3), из которых ученик должен выбрать только одно.
Задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников. В

частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом
речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению
аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный
текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в
дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
Учебный материал программы организован в три модуля:
Модуль 1. Подготовка к написанию изложения
Первая часть работы – это написание сжатого изложения по
прослушанному тексту. Такая форма требует не просто мобилизации памяти
школьника, но прежде всего структурированного восприятия содержания
текста, умения выделять в нём микротемы, определять в них главное,
существенное, отсекать второстепенное.
Таким образом, сжатое изложение побуждает выпускника выполнить
информационную обработку текста. При этом востребованными оказываются
не только репродуктивные, но и продуктивные коммуникативные умения, и
прежде всего умение отбирать лексические и грамматические средства,
дающие возможность связно и кратко передать полученную информацию.
Комплекс этих умений обеспечивается всей проводимой в курсе русского
языка работой по развитию речи. Многие из этих умений формируются как
общеучебные при изучении других предметов (литературы, иностранного
языка, истории, биологии, географии и пр.). Выделение главного в тексте
(концепта), составление плана, отражающего развертывание текста,
выявление опорных (ключевых) слов, сжатие информации, ее
преобразование в графическую, табличную, тезисную форму и т.д. – эти
общеучебные действия целенаправленно и последовательно воспроизводятся
при работе со сжатым изложением и выступают как необходимые условия
для успешного решения речевых задач, связанных с пониманием исходного
текста и продуцированием собственного высказывания.
Модуль 2. Подготовка к написанию сочинения.

Третья часть работы содержит творческое задание (Задание 9), которое
проверяет коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение
строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи.
Важное значение имеет то, что учащемуся предлагаются 3 варианта
сочинения. В каждом варианте может быть реализована разная
установка(исследовательская, аналитическая, ценностная), которая
соответствует как разным видам восприятия текста, так и разным формам
личностной направленности учащегося. Наличие разных вариантов
сочинения способствует развитию компетенции ответственного выбора
учащегося, позволяет учителю при подготовке к экзамену реализовать все
многообразие учебных средств, направленных на развитие речи. При этом
неслучайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения
своей работы, используя прочитанный текст: воспитание культуры
доказательного аргументированного рассуждения выступает важнейшей
задачей современной школы. Важно отметить и то, что аргументация
является интегрированным показателем глубины и точности понимания
исходного текста и умения функционально использовать извлеченную
информацию для решения тех и или иных коммуникативных целей.
Программа рассчитана на 17 занятий
Планируемые предметные результаты
Личностные:
1) понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в
развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств
личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное
отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить
чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к
речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения; способность к само­оценке на основе наблюдения за собственной
речью.
Метапредметные :
I) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая
средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения,
ресурсы Интернета;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на
определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её
анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче
информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью
технических средств и информационных технологий;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности
(индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать
достигнутые результаты и адекватно фор­мулировать их в устной и
письменной форме;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, докладом;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в
повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство
получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные
знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном
уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими
людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо
задачи, участия в спорах, обсужде­ниях; овладение национальнокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные:
1) представление о русском языке как языке русского народа,
государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального
общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и
культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и
творческих способностей личности, при получении образования, а также
роли русского языка в процессе самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
(цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым,
ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
владение умениями информационной переработки прочитанного текста
(план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
способность свободно пользоваться словарями различных типов,
справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
владение различными видами аудирования (с полным пониманием
аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным
извлечением информации);
умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, принадлежности к определённой функциональной
разновидности языка и использованных языковых средств;

говорение и письмо:
умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный
или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план,
тезисы);
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать
своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к
прочитанному, услышанному, увиденному;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей
речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты
различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность,
заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию
языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
владение различными видами монолога и диалога; выступление перед
аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических, грамматических норм современного русского литературного
языка; стилистически корректное ис­пользование лексики и фразеологии;
соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм
речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения
в различных жизненных ситуациях общения;
осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою
речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности
в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить
грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их;
совершенство­вать и редактировать собственные тексты;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание
взаимосвязи его уровней и единиц;

5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные
разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и
диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их
признаки и особенности употребления в речи;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический,
морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с
точки зрения его содержания, основных признаков и структуры,
принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка,
особенностей языкового оформления, использования выразительных средств
языка;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы.
Тематическое планирование

№ п/п

1.1

Наименование
разделов и тем
программы

Количество
часов

Раздел 1.
Подготовка к
написанию
изложения

7

Как готовиться к
написанию
сжатого
изложения. Работа

1

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa610a

Форма
проведения
занятия.

с текстом, границы
микротем
исходного текста,
определение темы,
идеи, ключевых
(опорных) слов.
Знакомство со
структурными
особенностями
сжатого
изложения.
1.2

Компрессия
текста.

1.3

Компрессия
текста.
Выполнения
тренировочных
упражнений.

1

Библиотека ЦОК
Заполнение
https://m.edsoo.ru/fbaaaa52 таблиц

1

Урок –
Библиотека ЦОК
практикум
https://m.edsoo.ru/fbaaaa52

1.4

Компрессия
текста.
Выполнения
тренировочных
упражнений.

1

Урок –
Библиотека ЦОК
практикум
https://m.edsoo.ru/fbaaaa52

1.5

Составление
плана.

1

Библиотека ЦОК
Заполнение
https://m.edsoo.ru/fbaa610a таблиц

1.6

Практическая
работа. Отработка
навыков написания 1
сжатого
изложения.

Урок –
Библиотека ЦОК
практикум
https://m.edsoo.ru/fbaaaa52

1.7

Практическая
работа. Отработка
навыков написания 1
сжатого
изложения.

Урок –
Библиотека ЦОК
практикум
https://m.edsoo.ru/fbaaaa52

Раздел 2.
Подготовка к

10

написанию
сочинение.

2.1

Структура
сочинениярассуждения 13.1.
Знакомство с
алгоритмом
написания
сочинения на
лингвистическую
тему. Подбор
аргументов в
сочинении на
лингвистическую
тему.

1

Библиотека ЦОК
Заполнение
https://m.edsoo.ru/fbaa5dae таблиц

2.2

Практическая
работа. Отработка
навыков написания
сочинениярассуждения 13.1. 1

Урок –
Библиотека ЦОК
практикум
https://m.edsoo.ru/fbaa782a

2.3

Практическая
работа. Отработка
навыков написания
сочинениярассуждения 13.1. 1

Урок –
Библиотека ЦОК
практикум
https://m.edsoo.ru/fbaa782a

2.4

Структура
сочинениярассуждения 13.2.
1
Знакомство с
алгоритмом
написания
сочинения. Подбор

Библиотека ЦОК
Заполнение
https://m.edsoo.ru/fbaa5dae таблиц

аргументов в
сочинении –
рассуждении по
тексту.

2.5

2.6

Практическая
работа. Отработка
навыков написания 1
сочинениярассуждения 13.2.
Практическая
работа. Отработка
навыков написания
1
сочинениярассуждения 13.2.

Урок –
Библиотека ЦОК
практикум
https://m.edsoo.ru/fbaa782a

Урок –
Библиотека ЦОК
практикум
https://m.edsoo.ru/fbaa782a

2.7

Структура
сочинениярассуждения 13.3.
Знакомство с
алгоритмом
написания
1
сочинения. Подбор
аргументов в
сочинении –
рассуждении по
тексту.

Библиотека ЦОК
Заполнение
https://m.edsoo.ru/fbaa5dae таблиц

2.8

Практическая
работа. Отработка
навыков написания 1
сочинениярассуждения 13.3.

Урок –
Библиотека ЦОК
практикум
https://m.edsoo.ru/fbaa782a

2.9

Практическая
работа. Отработка
1
навыков написания
сочинениярассуждения 13.3.

Урок –
Библиотека ЦОК
практикум
https://m.edsoo.ru/fbaa782a

Промежуточная
аттестация.
Сочинениерассуждение.

2.10

1

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
по
порядку
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Тема урока

Количество
часов

Как готовиться к написанию сжатого изложения. Работа с
текстом, границы микротем исходного текста, определение
темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со
структурными особенностями сжатого изложения.
Компрессия текста.
Компрессия текста. Выполнения тренировочных
упражнений.
Компрессия текста. Выполнения тренировочных
упражнений.
Составление плана.
Практическая работа. Отработка навыков написания
сжатого изложения.
Практическая работа. Отработка навыков написания
сжатого изложения.
Структура сочинения-рассуждения 9.1. Знакомство с
алгоритмом написания сочинения на лингвистическую
тему. Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую
тему.

1

1
1
1
1
1
1
1

9.

Практическая работа. Отработка навыков написания
сочинения-рассуждения 9.1.

1

Практическая работа. Отработка навыков написания
сочинения-рассуждения 9.1.

1

Структура сочинения-рассуждения 9.2. Знакомство с
алгоритмом написания сочинения. Подбор аргументов в
сочинении –рассуждении по тексту.
Практическая работа. Отработка навыков написания
сочинения-рассуждения 9.2.
Практическая работа. Отработка навыков написания
сочинения-рассуждения 9.2.

1

Структура сочинения-рассуждения 9.3. Знакомство с
алгоритмом написания сочинения. Подбор аргументов в
сочинении –рассуждении по тексту.
Практическая работа. Отработка навыков написания
сочинения-рассуждения 9.3.
Практическая работа. Отработка навыков написания
сочинения-рассуждения 9.3.
Промежуточная аттестация. Сочинение-рассуждение.

1

10.

11.

12.
13.

14.

15.
16.
17.
Резервный
урок.

1
1

1
1
1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Долинина Т.А., «Методические вопросы подготовки обучающихся к
написанию сочинения (ОГЭ, итоговое сочинение в 11 классе, ЕГЭ);
Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2015.
ФИПИ. ОГЭ Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под
редакцией И. П. Цыбулько, Р. А. Дощинского, М., Национальное
образование, 2023

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».