МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Архангельской области Управление образования администрации Устьянского муниципального округа Архангельской области МБОУ "Бестужевская СОШ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности «Сложные вопросы по математике» для обучающихся 6 класса Бестужево 2024 Пояснительная записка Цель: систематизация и углубление имеющиеся знания по математике, совершенствование навыков счёта, развитие мышления, памяти, внимания Задачи: 1) направлять содержание курса внеурочной деятельности на коррекцию недостатков познавательной деятельности и личностных качеств учащихся; 2) повышать мотивацию обучения; 3) повышать социокультурную осведомлённость учащихся; 4) воспитывать уважительное отношение к труду, к людям труда; 5) развивать интеллектуальные умения (сравнивать, обобщать, классифицировать, объяснять), коммуникативные и эмоциональные контакты. Программа курса внеурочной деятельности рассчитана на 17 часа в год, 0,5 час - в неделю. Содержание обучения Натуральные числа Числовые выражения, порядок действий, использование скобок. Делители и кратные числа, наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Дроби Обыкновенная дробь, основное свойство дроби, сокращение дробей. Сравнение и упорядочивание дробей. Решение задач на нахождение части от целого и целого по его части. Дробное число как результат деления. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и возможность представления обыкновенной дроби в виде десятичной. Отношение. Деление в данном отношении. Применение пропорций при решении задач. Понятие процента. Вычисление процента от величины и величины по её проценту. Решение задач на проценты. Положительные и отрицательные числа Положительные и отрицательные числа. Целые числа. Арифметические действия с положительными и отрицательными числами. Прямоугольная система координат на плоскости. Координаты точки на плоскости, абсцисса и ордината. Построение точек и фигур на координатной плоскости. Решение текстовых задач Решение текстовых задач арифметическим способом. Решение задач, связанных с отношением, пропорциональностью величин, процентами; решение основных задач на дроби и проценты. Наглядная геометрия Взаимное расположение двух прямых на плоскости, параллельные прямые, перпендикулярные прямые. Виды треугольников: остроугольный, прямоугольный, тупоугольный, равнобедренный, равносторонний. Четырёхугольник, примеры четырёхугольников. Планируемые результаты освоения учебного курса Программа курса внеурочной деятельности «Сложные вопросы по математике» направлена на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов обучения Личностные результаты: 1)мотивация к обучению математике и целенаправленной познавательной деятельности; 2) повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, требующую математических знаний, в том числе умение учиться у других людей; 3) способность к саморазвитию, умение ставить достижимые цели; 4) умение различать учебные ситуации, в которых можно действовать самостоятельно, и ситуации, где следует воспользоваться справочной информацией или другими вспомогательными средствами; Метапредметные результаты Познавательные УУД: 1) устанавливать причинно-следственные связи в ходе усвоения математического материала; 2) с помощью учителя выбирать способ решения математической задачи (сравнивать возможные варианты решения); 3) устанавливать искомое и данное при решении математической задачи; 4) иллюстрировать решаемые задачи графическими схемами; 5) эффективно запоминать и систематизировать информацию. Коммуникативные УУД: 1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками в процессе решения задач; 2) аргументировать и отстаивать своё мнение; Регулятивные УУД: 1) ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; 2) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера. 3) формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий; 3) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы; 4) контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; 5) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения; 6) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. 7) предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи; Предметные результаты Числа и вычисления Знать и понимать термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи. Сравнивать и упорядочивать целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, сравнивать числа одного и разных знаков. Вычислять значения числовых выражений, выполнять прикидку и оценку результата вычислений, выполнять преобразования числовых выражений на основе свойств арифметических действий. Числовые и буквенные выражения Понимать и употреблять термины, связанные с записью степени числа, находить квадрат и куб числа, вычислять значения числовых выражений, содержащих степени. Пользоваться признаками делимости, раскладывать натуральные числа на простые множители. Пользоваться масштабом, составлять пропорции и отношения. Использовать буквы для обозначения чисел при записи математических выражений. Решение текстовых задач Решать задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, процентами, решать три основные задачи на дроби и проценты. Наглядная геометрия Приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных геометрических плоских и пространственных фигур, примеры равных и симметричных фигур. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего 1 Десятичные дроби. Проценты 3 2 Обыкновенные дроби 5 Положительные и отрицательные числа 4 Наглядная геометрия 5 Итоговое повторение ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 3 5 3 1 17 Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Тема урока Кол-во часов Формы организации внеурочной деятельности Индивидуальная работа (карточки-задания) Игра- соревнование «Веселый счёт» 1 Действия с десятичными дробями. 1 2 Вычисление процентов 1 3 Решение задач на проценты 1 Практикум 1 Индивидуальная работа (карточки-задания) 1 Практикум Практическая работа Фронтальная работа по решению упражнений 4 5 Деление и дроби. Сокращение дробей Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями 6 Сложение и вычитание смешанных чисел 1 7 Умножение и деление обыкновенных дробей 1 8 Отношения и пропорции 1 9 Положительные и отрицательные числа. Сравнение чисел 1 10 Сложение рациональных чисел 1 Игра- соревнование «Веселый счёт Индивидуальная работа (карточки-задания) Практикум Электронные цифровые образовательные ресурсы 11 Вычитание рациональных чисел 1 12 Умножение рациональных чисел 1 13 Деление рациональных чисел 1 14 Параллельные и перпендикулярные прямые 1 15 Прямоугольная система координат 1 16 Треугольник. Четырехугольник. Многоугольник 1 17 Итоговое повторение. Промежуточная аттестация. Контрольный тест 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 17 Дидактическая игра Фронтальная работа по решению упражнений Индивидуальная работа (карточки-задания) Практикум Практическая работа Дидактическая игра