МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Архангельской области Управление образования администрации Устьянского муниципального округа Архангельской области МБОУ "Бестужевская СОШ" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности «Сложные вопросы по математике» для обучающихся 5 класса Бестужево 2024 Пояснительная записка Цель: систематизация и углубление имеющиеся знания по математике, совершенствование навыков счёта, развитие мышления, памяти, внимания Задачи: 1) направлять содержание курса внеурочной деятельности на коррекцию недостатков познавательной деятельности и личностных качеств учащихся; 2) повышать мотивацию обучения; 3) повышать социокультурную осведомлённость учащихся; 4) воспитывать уважительное отношение к труду, к людям труда; 5) развивать интеллектуальные умения (сравнивать, обобщать, классифицировать, объяснять), коммуникативные и эмоциональные контакты. Программа курса внеурочной деятельности рассчитана на 17 часа в год, 0,5 час - в неделю. Содержание обучения Натуральные числа Сложение натуральных чисел. Вычитание как действие, обратное сложению. Умножение натуральных чисел; свойства нуля и единицы при умножении. Вычисление значений числовых выражений; порядок выполнения действий. Дроби Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанная дробь; представление смешанной дроби в виде неправильной дроби и выделение целой части числа из неправильной дроби. Основное свойство дроби. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Десятичная запись дробей. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной. Арифметические действия с десятичными дробями. Решение текстовых задач Решение текстовых задач арифметическим способом. Решение задач, содержащих зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость. Решение основных задач на дроби. Наглядная геометрия Наглядные представления о фигурах на плоскости: точка, прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг, угол. Площадь прямоугольника и многоугольников, составленных из прямоугольников, в том числе фигур, изображённых на клетчатой бумаге. Планируемые результаты освоения учебного курса Программа курса внеурочной деятельности «Сложные вопросы по математике» направлена на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов обучения Личностные результаты: 1)мотивация к обучению математике и целенаправленной познавательной деятельности; 2) повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, требующую математических знаний, в том числе умение учиться у других людей; 3) способность к саморазвитию, умение ставить достижимые цели; 4) умение различать учебные ситуации, в которых можно действовать самостоятельно, и ситуации, где следует воспользоваться справочной информацией или другими вспомогательными средствами; Метапредметные результаты Познавательные УУД: 1) устанавливать причинно-следственные связи в ходе усвоения математического материала; 2) с помощью учителя выбирать способ решения математической задачи (сравнивать возможные варианты решения); 3) устанавливать искомое и данное при решении математической задачи; 4) иллюстрировать решаемые задачи графическими схемами; 5) эффективно запоминать и систематизировать информацию. Коммуникативные УУД: 1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками в процессе решения задач; 2) аргументировать и отстаивать своё мнение; Регулятивные УУД: 1) ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; 2) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера. 3) формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий; 3) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы; 4) контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; 5) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения; 6) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. 7) предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи; Предметные результаты Числа и вычисления 1) Сравнивать и упорядочивать натуральные числа, сравнивать в простейших случаях обыкновенные дроби, десятичные дроби. 2) Выполнять арифметические действия с натуральными числами, с обыкновенными дробями в простейших случаях. 3) Выполнять проверку, прикидку результата вычислений Решение текстовых задач 1) Решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью организованного конечного перебора всех возможных вариантов (при необходимости с направляющей помощью). 2) Решать задачи, содержащие зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость (при необходимости с использованием справочной информации). 3) Использовать краткие записи, схемы, таблицы, обозначения при решении задач Наглядная геометрия 1) Пользоваться геометрическими понятиями: точка, прямая, отрезок, луч, угол, многоугольник, окружность, круг. 2) Приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных геометрических фигур. 3) Использовать терминологию, при необходимости по визуальной опоре, связанную с углами: вершина, сторона; с многоугольниками: угол, вершина, сторона, диагональ; с окружностью: радиус, диаметр, центр. 4) Изображать изученные геометрические фигуры на нелинованной и клетчатой бумаге с помощью циркуля и линейки (после совместного анализа). 5) Находить длины отрезков непосредственным измерением с помощью линейки, строить отрезки заданной длины; строить окружность заданного радиуса ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1 2 3 4 5 Наименование разделов и тем программы Натуральные числа Обыкновенные дроби Десятичные дроби Наглядная геометрия Итоговое повторение ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Кол-во часов Форма проведения занятия ЭОР https://resh.edu.ru/ 4 Практическая работа, практикум, Фронтальная работа по решению упражнений, Дидактическая игра https://resh.edu.ru/ 5 Практическая работа, практикум, Фронтальная работа по решению упражнений, Дидактическая игра https://resh.edu.ru/ 4 Практическая работа, практикум, Фронтальная работа по решению упражнений, Дидактическая игра https://resh.edu.ru/ 3 Практическая работа, практикум, Фронтальная работа по решению упражнений, Дидактическая игра https://resh.edu.ru/ 1 Практическая работа, практикум, Фронтальная работа по решению упражнений, Дидактическая игра 17 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Тема урока Кол-во часов Форма проведения занятия Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 Отрезок. Прямая и луч. Шкалы и координатная прямая. Диагностика 1 Практическая работа Сложение натуральных чисел 1 Игра- соревнование «Веселый счёт» https://resh.edu.ru/ 2 3 Вычитание натуральных чисел 1 Практикум https://resh.edu.ru/ 4 Умножение натуральных чисел 1 Дидактическая игра https://resh.edu.ru/ 5 Деление натуральных чисел 1 Практикум https://resh.edu.ru/ Практическая работа https://resh.edu.ru/ Фронтальная работа по решению упражнений Игра- соревнование «Веселый счёт Индивидуальная работа (карточки-задания) https://resh.edu.ru/ Практикум https://resh.edu.ru/ 6 Площадь. Единицы измерения площадей 1 7 Доли и дроби. Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа 1 8 Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями 1 9 Основное свойство дроби. Сокращение дробей 1 10 Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями 1 https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ 11 Умножение и деление дробей 1 Дидактическая игра https://resh.edu.ru/ Десятичные дроби, сравнение дробей 1 Фронтальная работа по решению упражнений https://resh.edu.ru/ 12 Сложение и вычитание десятичных дробей 1 Индивидуальная работа (карточки-задания) https://resh.edu.ru/ 13 1 Практикум https://resh.edu.ru/ 14 Умножение десятичных дробей 15 Деление десятичных дробей 1 Дидактическая игра https://resh.edu.ru/ 16 Углы. Измерение углов. Диагностика 1 Практическая работа https://resh.edu.ru/ 17 Итоговое повторение. Промежуточная аттестация. Контрольный тест 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 17 https://resh.edu.ru/