Утверждено приказом директора МБОУ «Бестужевская СОШ» № 97 о/д от 17 сентября 2024г. ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ, ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о порядке организации обучения на дому детей, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу, по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - Положение) разработано в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Письмом Минпросвещения от 24 ноября 2021 г. N ДГ-2121/07 О направлении методических рекомендаций «Обучение на дому»; Уставом школы и с целью определения порядка организации обучения на дому детей, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу, по общеобразовательным программам. 1.2. Обучение на дому детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детейинвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу, по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее – Обучение на дому) – это очная форма обучения в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. 2. Цели и задачи 2.1. Обучение на дому организуется школой с целью обеспечения освоения основных общеобразовательных программ в рамках федеральных государственных образовательных стандартов общего образования обучающимися 1-11 классов, которые по состоянию здоровья не могут посещать учебные занятия в школе. 2.2. Основными задачами организации Обучения на дому являются: – создание специальных условий для успешного освоения обучающимися основных общеобразовательных программ, адаптированных для их обучения; – создание специальных условий для успешного освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программам, адаптированных для их обучения; – создание специальных условий для реализации программ воспитания учащихся; – создание специальных условий для социализации учащихся. 3. Организация обучения на дому 3.1. Участниками отношений при организации Обучения на дому являются: – обучающиеся, нуждающиеся в длительном лечении, дети с ОВЗ, а также детиинвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу; – родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, принадлежащих к категории, указанной в п. 3.1. 3.2. Основным принципом организации Обучения на дому является обеспечение щадящего режима проведения занятий. Школа на период Обучения на дому создает данной категории обучающихся следующие условия: – обеспечивает специалистами из числа педагогических работников школы; – оказывает психолого-педагогическую и социальную помощь, необходимую для освоения основных общеобразовательных программ; – осуществляет промежуточную и государственную итоговую аттестацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также локальными нормативными актами школы; – выдает обучающимся, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, документ об образовании; – обучение на дому может осуществляться с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения при отсутствии у обучающегося медицинских противопоказаний для работы с компьютером. 3.3. Основанием для организации Обучения на дому является: – заключение медицинской организации; – обращение родителей (законных представителей) в письменной форме (приложение 1). Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся предоставляют в школу следующие документы: – заявление в письменной форме на имя директора школы с просьбой об организации обучения их ребенка по основной общеобразовательной программе или адаптированной на период, указанный в заключении медицинской организации; – заключение медицинской организации с рекомендациями о переводе обучающегося на индивидуальное обучение на дому по состоянию здоровья. Организация Обучения на дому осуществляется не позднее 10 календарных дней с момента представления родителем(ями) (законным(ми) представителем(ями)) пакета документов. Между школой и родителем(ями) (законным(и) представителем(ями)) заключается договор об оказании образовательных услуг, в котором указывается срок его действия (приложение 2). Действие договора ограничивается сроками заключения медицинской организации (медицинской справки) и не может превышать 1 учебный год. Для пролонгации организации обучения обучающегося на дому его родитель(и) (законный(е) представитель(и)) ежегодно на начало очередного учебного года представляют письменные заявления и заключение медицинской организации (медицинскую справку) с рекомендацией обучения по основным общеобразовательным программам на дому с указанием периода такого обучения. Если медицинское заключение выдано менее, чем на учебный год, то для его пролонгации предоставляется новое заключение с указанием периода. При непредоставлении родителем(ями) (законным(ми) представителем(ями)) пролонгированного заключения медицинской организации (медицинской справки) обучение обучающегося школой организовывается в составе класса, в контингент которого он зачислен. Досрочное прекращение обучения обучающегося на дому возможно по инициативе его родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей)) на основании заявления. 3.4. Объем учебной нагрузки по основным общеобразовательным программам устанавливается с учетом особенностей психофизического развития, состояния здоровья и образовательных потребностей конкретного обучающегося и по согласованию родителей (законных представителей) ребенка. 3.5. Организация Обучения на дому регламентируется: – индивидуальным учебным планом; – годовым календарным учебным графиком; – расписанием занятий. Индивидуальный учебный план составляется в соответствии с программами, количеством часов и запросами родителей (законных представителей) на предоставление образовательных услуг. В учебный план, обеспечивающий Обучение на дому, включаются все предметы инвариантной части и по согласованию с родителями (законными представителями) могут быть включены предметы вариативной части учебного плана класса, в состав которого включен ребенок. Занятия проводятся на дому или дистанционно по индивидуальному расписанию учебных занятий, составленному ответственным за организацию Обучения на дому на основе учебного плана школы. Проект расписания в обязательном порядке согласовывается с учителями, обучающимися и их родителями (законными представителями). Педагогическими работниками, привлеченными к процессу Обучения на дому, разрабатывается индивидуальное тематическое планирование к рабочим программам по каждому учебному предмету образовательной программы класса, в котором обучается данный ученик, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего общего образования с учетом индивидуальных особенностей ребенка; 3.6. При отборе учителей для работы с больными детьми или детьми-инвалидами на дому или дистанционно преимущество отдается учителям, работающим в классе, в котором обучается ребенок, нуждающийся в длительном лечении. При назначении учителей соблюдается образовательный ценз учителей-предметников. При невозможности организовать обучение больного ребенка на дому или дистанционно силами педагогического коллектива, администрация школы имеет право привлечь педагогических работников, не работающих в школе. При невозможности организовать обучение на дому по следующим причинам: неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, наличие в доме агрессивных животных и других явлений, опасных для жизни и здоровья учителей (согласно акту обследования), директор школы имеет право организовать индивидуальное обучение в условиях образовательного учреждения или дистанционно; 3.7. Оценка знаний обучающихся в ходе промежуточной аттестации и текущего контроля осуществляется в соответствии с «Положением о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости». 3.8. Результаты промежуточной аттестации и текущего контроля вносятся в журнал Обучения на дому, где фиксируются дата очного занятия, темы проведенных занятий, домашние задания, выставляются текущие и итоговые отметки. Все отметки обучающихся на дому вносятся также и в электронный журнал. 3.9. Перевод учащихся, обучающихся на дому, в следующий класс осуществляется решением педагогического совета школы по результатам промежуточной аттестации. 3.10. Контроль за своевременным проведением занятий на дому, выполнением программ осуществляется заместителем директора по учебно-воспитательной работе. 3.11. Деятельность по социализации обучающегося на дому, воспитательную деятельность, связь с его родителем(ями) (законным(и) представителем(ями)) осуществляет классный руководитель класса, в контингенте которого состоит обучающийся. 4. Взаимодействие участников образовательных отношений 4.1. Школа: предоставляет обучающимся на дому на время обучения бесплатно учебники/учебные пособия, художественную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотечном фонде школы; обеспечивает реализацию индивидуального учебного плана обучающимся на дому, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; обеспечивает реализацию индивидуального учебного плана обучающимся на дому в части психолого-педагогического сопровождения, коррекции и развития; создает условия обучающимся на дому для их участия в предметных олимпиадах, смотрах и фестивалях художественного творчества, спортивных соревнованиях и других формах организованного досуга и дополнительного образования; осуществляет промежуточную аттестацию и перевод обучающихся на дому в следующий класс; оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям) обучающихся на дому; 4.2. Родитель(и) (законный(е) представитель(и)) обучающегося: обеспечивают допуск педагогического(их) работника(ов) к обучающемуся на занятие, создают условия для проведения учебных занятий, в том числе организовывают рабочее место; обеспечивают присутствие взрослого члена семьи (старше 18 лет) в момент проведения учебных занятий на дому; контролируют выполнение обучающимся домашних заданий; своевременно, в течение дня, информируют педагога/классного руководителя о необходимости отмены занятий по случаю болезни обучающегося на дому и возможности их возобновления. 3.3. Педагогические работники: организовывают учебный процесс в соответствии с календарным учебным графиком, индивидуальным учебным планом, расписанием занятий; своевременно заполняют журнал обучения на дому, электронный журнал, отражают в нем проведенные занятия, успеваемость; вовлекают обучающегося по согласованию с его родителем(ями) (законным(и) представителем(ями)) в воспитательные и иные мероприятия, проводимые школой. 5. Финансовое обеспечение 5.1. Дети, находящиеся на Обучении на дому, входят в состав контингента обучающихся школы и соответствующего класса и на них распространяются все основные права и меры социальной поддержки, гарантированные законодательством Российской Федерации. 5.2. Индивидуальное обучение больных детей на дому является бесплатной формой освоения образовательных программ в рамках федерального государственного образовательного стандарта. 5.3. Оплата труда работникам, привлекаемым для проведения Обучения на дому, осуществляется в соответствии с действующим законодательством. 6. ДОКУМЕНТАЦИЯ 6.1. При организации Обучения на дому школа руководствуется следующими документами: – Региональный распорядительный акт (при наличии); – Устав школы; – настоящее положение; – образовательная программа образовательнойорганизации; – заявление родителей (законных представителей), - договор об оказании образовательных услуг; – заключение медицинской организации с рекомендациями о переводе обучающегося на индивидуальное обучение на дому по состоянию здоровья; – приказ директора образовательнойорганизации о переводе обучающегося на индивидуальное обучение на дому; – индивидуальное расписание занятий на каждого обучающегося, согласованное с родителями (законными представителями); – индивидуальный учебный план, согласованный с родителями (законными представителями) и утвержденный директором школы; – рабочие программы по учебным предметам с индивидуальным тематическим планированием; – журнал. Щукиной Наталье Александровне от ______________________________ (Ф.И.О. родителя (законного представителя) зарегистрированного по адресу: ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ЗАЯВЛЕНИЕ Прошу Вас организовать обучение моему ребенку ______________________________________________________________, обучающемуся _____ класса обучение на дому по адаптированной основной общеобразовательной программе в соответствии с пунктом 6 статьи 41 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пунктом 2 статьи 30 областного закона от 2 июля 2013 года № 712-41-ОЗ "Об образовании в Архангельской области". в период с «_____»___________ 20_____ года по «_____»____________ 20_____ года на основании заключения медицинской комиссии № _______ от «____»___________20______ с рекомендациями обучения по основным общеобразовательным программам на дому, заключения территориальной психологомедико-педагогической комиссии МО «Устьянский муниципальный округ» от «______»__________20______г. № К заявлению прилагаю копию заключения медицинской организации. С Порядком регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, ознакомлен(а). С нормативными документами по организации обучения на дому, индивидуальным учебном планом, индивидуальным расписанием занятий ознакомлен(а). Обязуюсь создать условия для проведения учебных занятий, в том числе организовать рабочее место, обеспечить присутствие взрослого члена семьи во время проведения занятий в соответствии с расписанием. В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" своей волей и в своем интересе даю согласие на обработку (включая сбор, хранение, уничтожение) моих персональных данных, содержащихся в настоящем заявлении. "_____" __________ 20____ г. (подпись) ____________ __________________________ (расшифровка подписи) ДОГОВОР на организацию обучения на дому по адаптированным основным общеобразовательным программам обучающегося с умственной отсталостью «___» ______________ 20__г. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бестужевская средняя общеобразовательная школа»в лице директора _________________________, действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Учреждение», с одной стороны и ______________________________________ (Ф.И.О. родителя (законного представителя) обучающегося,нуждающегося в длительном лечении, ребенка-инвалида, которому организуется индивидуальное обучение на дому являющийся (-щаяся) родителем (законным представителем) ________________________________, обучающегося МБОУ «Бестужевская СОШ», нуждающегося по состоянию здоровья в обучении на дому, именуемый в дальнейшем «Заявитель», с другой стороны, в дальнейшем именуемые вместе «Стороны», заключили настоящий договор (далее - Договор) о нижеследующем: 1. Предмет Договора 1.1. По настоящему Договору Учреждения в соответствии с пунктом 6статьи 41 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», подпунктом 21 пункта 1 и пунктом 2 статьи 10, пунктом2 статьи 30 областного закона от 02 июля 2013 года № 712-41-ОЗ «Об образовании в Архангельской области», организует обучение на дому по адаптированным основным общеобразовательным программам Заявителю. 1.2. Обучение на дому осуществляется Учреждением на основании индивидуального учебного плана. 1.3. Индивидуальный учебный план разрабатывается на основе учебного плана (программы), реализуемого Учреждением, и учитывает индивидуальные особенности, психофизические возможности обучающегося. 1.4. Количество часов, отведенных на освоение обучающимся индивидуального учебного плана составляет___часов, что не превышает величину недельной образовательной нагрузки. 1.5. Индивидуальный учебный план является приложением к настоящему Договору. 2. Обязанности Сторон 2.1. Учреждение обязано: 1) организовать обучение на дому в соответствии с индивидуальным учебным планом и расписанием занятий; 2) предоставить на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющиеся в библиотеке учреждения; 3) организовать обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам в соответствии с индивидуальным учебным планом, расписанием занятий; 4) обеспечить специалистами из числа педагогических работников, оказывать методическую и консультативную помощь родителям (законным представителям); 5) осуществить промежуточную аттестацию, итоговую аттестацию; 6) выдать родителям (законным представителям) обучающегося справку о месте и периоде обучения с приложением табеля текущей успеваемости. 2.2. Заявитель обязан на период организации обучения на дому обеспечить посещение обучающимся занятий в соответствии с индивидуальным учебным планом и расписанием. 3. Ответственность Сторон и порядок разрешения споров 3.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий настоящего Договора Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3.2. Споры, возникшие между Сторонами, разрешаются путем переговоров. 3.3. Споры, не урегулированные путем переговоров, передаются на рассмотрение суда в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. 4. Прочие условия 4.1. Настоящий Договор вступает в силу со дня подписания его Сторонами. 4.2. Изменения в настоящий Договор вносятся по соглашению Сторон и оформляются в виде дополнительных соглашений к нему. 4.3. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из Сторон. 5. Адреса и реквизиты сторон Учреждение Заявитель: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бестужевская средняя общеобразовательная школа» Адрес: 165240 Архангельская область, Устьянский район, п/о Бестужево, д. Веригинская д. 22 _________________________________ ОКПО 49768638; ОГРН 1022901534710; ИНН/КПП 2922004774/292201001 Директор _____________ М.П. (Ф.И.О. родителя (законного представителя) обучающегося, нуждающегося в длительном лечении, ребенка-инвалида, которому организуется индивидуальное обучение на дому) ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ (паспортные данные) ___________________________________ ___________________________________ зарегистрирован (-а) по адресу: ____________________/_______________/ (подпись) (расшифровка подписи)