МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Архангельской области Управление образования администрации Устьянского муниципального округа Архангельской области МБОУ "Бестужевская СОШ" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности «Математическая грамотность» для обучающихся 5 класса Бестужево 2024 Пояснительная записка Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные социальные сферы и социальные отношения. Для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности. Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО) актуализировало значимость формирования функциональной грамотности с учетом новых приоритетных целей образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных планируемых образовательных результатов. Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания школьного образования спектром компонентов функциональной грамотности и освоение способов их интеграции. Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности. Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, ее готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Программы математической грамотности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, Концепции развития математического образования в Российской Федерации и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. Функциональность математики определяется тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения. Без математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку приходится выполнять расчеты и составлять алгоритмы, применять формулы, использовать приемы геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, принимать решения в ситуациях неопределенности и понимать вероятностный характер случайных событий. Формирование функциональной математической грамотности естественным образом может осуществляться на уроках математики, причем как в рамках конкретных изучаемых тем, так и в режиме обобщения и закрепления. Однако менее формальный формат внеурочной деятельности открывает дополнительные возможности для организации образовательного процесса, трудно реализуемые в рамках традиционного урока. Во-первых, это связано с потенциалом нетрадиционных для урочной деятельности форм проведения математических занятий: практические занятия в аудитории и на местности, опрос и изучение общественного мнения, мозговой штурм, круглый стол и презентация. Во-вторых, такой возможностью является интеграция математического содержания с содержанием других учебных предметов и образовательных областей. В данной программе предлагается «проинтегрировать» математику с финансовой грамотностью, что не только иллюстрирует применение математических знаний в реальной жизни каждого человека и объясняет важные понятия, актуальные для функционирования современного общества, но и создает естественную мотивационную подпитку для изучения как математики, так и обществознания. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ» Рабочая программа курса «Математическая грамотность» для обучающихся 5 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. «Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину». В настоящее время существует объективная необходимость практической ориентации школьного курса математики. Выбор продиктован противоречием между требованиями к развитию личности школьников и уровнем подготовки математической грамотности учащихся. 2. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА. Математическая грамотность включает в себя навыки поиска и интерпретации математической информации, решения математических задач в различных жизненных ситуациях. Информация может быть представлена в виде рисунков, цифр, математических символов, формул, диаграмм, карт, таблиц, текста, а также может быть показана с помощью технических способов визуализации материал. Существуют три составляющих математической грамотности: 1. Умение находить и отбирать информацию Практически в любой ситуации человек должен уметь найти и отобрать необходимую информацию, отвечающую заданным требованиям. Эти навыки тесно связаны с пониманием информации и умением осуществлять простые арифметические действия. 2. Производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач В некоторых ситуациях человек должен быть знаком с математическими методами, процедурами и правилами. Использование информации предполагает умение производить различные вычисления и подсчеты, отбирать и упорядочивать информацию, использовать измерительные приборы, а также применять формулы. 3. Интерпретировать, оценивать и анализировать данные Интерпретация включает в себя понимание значения информации, умение делать выводы на основе математических или статистических данных. Это также необходимо для оценки информации и формирования своего мнения. Например, при распознавании тенденций, изменений и различий в графиках. Навыки интерпретации могут быть связаны не только с численной информацией (цифрами и статистическими данными), но и с более широкими математическими и статистическими понятиями такими, как темп изменений, пропорции, расчет дивидендов, выборка, ошибка, корреляция, возможные риски и причинные связи. Навыки оценки и анализа данных могут понадобиться при решении конкретных проблем в условиях технически насыщенной среды. Например, при обработке первичной количественной информации, извлечении и объединении данных из многочисленных источников после оценки их соответствия текущим задачам (в том числе сравнение информации из различных источников). В реальной жизни все три группы навыков могут быть задействованы одновременно. Важной характеристикой математической грамотности являются коммуникативные навыки. Человек должен уметь представлять и разъяснять математическую информацию, описывать результаты своих действий, интерпретировать, обосновывать логику своего анализа или оценки. Делать это как устно, так и письменно (от простых чисел и слов до развернутых детальных объяснений), а также с помощью рисунков (диаграмм, карт, графиков) и различных компьютерных средств. Вместе с тем базовый уровень является недостаточным для реализации данного положения, что и определяет актуальность решения прикладных задач в дополнительном учебном курсе. Наряду с принципами научности, непрерывности, интегрированности и дифференцированности, образование в настоящий момент акцентируется на развитии обучающихся, опирающемся на личностно-ориентированном обучении, гармонизацию и гуманизацию образовательного процесса. Межпредметная связь повышает научность обучения, доступность. 3.МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ. Общее число часов - 17 (0,5 часа в неделю). ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на уроках по формированию математической грамотности направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного курса: -формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; -формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; -формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; -развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; -формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности: Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности). Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления; • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.; • использовать информацию с учетом этических и правовых норм; • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ; • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска; • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью. Предметными результатами изучения курса является: • сформированность практических навыков выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развитие вычислительной культуры; • развитие представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; • овладение символическим языком алгебры; • использование функционально- графического представления для описания и анализа реальных зависимостей; • развитие пространственных представлений, освоение основных фактов и методов планиметрии; • развитие логического мышления, логическое обоснование суждений, приведение примеров и контрпримеров ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего 1 Чтение и преобразование информации, представленной в виде таблиц, столбчатых диаграмм и графиков 2 2 Арифметические операции с целыми числами. Решение задач функциональной математической грамотности 3 3 Элементы комбинаторики и теории вероятностей. Решение задач функциональной математической грамотности 2 4 Обыкновенные дроби. Арифметические операции с дробными числами. Нахождение части числа и числа по его части. Решение задач функциональной математической грамотности 3 5 Наглядная геометрия. Решение заданий на вычисление и построение на местности. Решение заданий на прямоугольный параллелепипед, куб, шар. Решение задач функциональной математической грамотности 3 6 Десятичные дроби. Арифметические операции с дробными числами. Решение задач функциональной математической грамотности 3 7 Итоговое повторение 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 17 Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Тема урока Колво часов Формы организации внеурочной деятельности 1 Чтение и преобразование информации, представленной в виде таблиц, столбчатых диаграмм и графиков 1 Индивидуальная работа (карточкизадания) 2 Чтение и преобразование информации, представленной в виде таблиц, столбчатых диаграмм и графиков 1 Работа в парах 3 4 5 6 Сложение и вычитание натуральных чисел. Решение задач функциональной математической грамотности Умножение и деление натуральных чисел. Решение задач функциональной математической грамотности Решение задач функциональной математической грамотности. Перебор вариантов. Дерево вариантов Решение задач функциональной математической 1 Практикум 1 Индивидуальная работа (карточкизадания) 1 Практикум 1 Практическая работа Электронные цифровые образовательные ресурсы Математическая грамотность https://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/mat ematicheskayagramotnost/ Электронный банк заданий https://fg.resh.edu.ru/ Математическая грамотность https://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/mat ematicheskayagramotnost/ Электронный банк заданий https://fg.resh.edu.ru/ Математическая грамотность https://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/mat ematicheskayagramotnost/ Электронный банк заданий https://fg.resh.edu.ru/ грамотности 7 Наглядная геометрия. Решение задач функциональной математической грамотности 8 Обыкновенные дроби. Решение задач функциональной математической грамотности 1 Практикум 1 Фронтальная работа по решению упражнений 9 Арифметические операции с дробными числами. Решение задач функциональной математической грамотности 1 Индивидуальная работа (карточкизадания) 10 Нахождение части числа и числа по его части. Решение задач функциональной математической грамотности 1 Практикум Математическая грамотность https://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/mat ematicheskayagramotnost/ Электронный банк заданий https://fg.resh.edu.ru/ Математическая грамотность https://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/mat ematicheskayagramotnost/ Электронный банк заданий https://fg.resh.edu.ru/ 1 Дидактическая игра Математическая грамотность https://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/mat ematicheskayagramotnost/ 1 Фронтальная работа по решению упражнений Электронный банк заданий https://fg.resh.edu.ru/ 13 Арифметические операции с дробными числами. Решение задач функциональной математической грамотности 1 Индивидуальная работа (карточкизадания) 14 Десятичные дроби. Арифметические операции с 1 Практикум 11 Элементы теории вероятностей. Решение задач функциональной математической грамотности 12 Десятичные дроби. Решение задач функциональной математической грамотности Математическая грамотность https://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/mat ematicheskayagramotnost/ Электронный банк заданий дробными числами. Решение задач функциональной математической грамотности https://fg.resh.edu.ru/ 15 Решение заданий на вычисление и построение на местности. Решение задач функциональной математической грамотности 1 Практическая работа Математическая грамотность https://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/mat ematicheskayagramotnost/ 16 Решение заданий на прямоугольный параллелепипед, куб, шар. Решение задач функциональной математической грамотности 1 Дидактическая игра Электронный банк заданий https://fg.resh.edu.ru/ 17 Итоговое повторение. Промежуточная аттестация. Контрольный тест 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 17