ВД Математическая грамотность 5 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Архангельской области
Управление образования администрации Устьянского муниципального
округа Архангельской области
МБОУ "Бестужевская СОШ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности «Математическая грамотность»
для обучающихся 5 класса

Бестужево 2024

Пояснительная записка
Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку,
получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения
включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в
различные социальные сферы и социальные отношения. Для успешного
функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и
навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить,
сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления
с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать
конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее
контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации
неопределенности. Введение в российских школах Федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и основного
общего образования (ФГОС ООО) актуализировало значимость формирования
функциональной грамотности с учетом новых приоритетных целей образования,
заявленных личностных, метапредметных и предметных планируемых образовательных
результатов. Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания
школьного образования спектром компонентов функциональной грамотности и освоение
способов их интеграции. Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность: учимся для жизни» предлагает системное предъявление содержания,
обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности. Основной
целью курса является формирование функционально грамотной личности, ее готовности и
способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения
и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных
сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Программы математической грамотности разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом
современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию,
Концепции развития математического образования в Российской Федерации и традиций
российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также
целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся.
Функциональность математики определяется тем, что ее предметом являются
фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные
отношения. Без математических знаний затруднено понимание принципов устройства и
использования современной техники, восприятие и интерпретация социальной,
экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая
деятельность. Каждому человеку приходится выполнять расчеты и составлять алгоритмы,
применять формулы, использовать приемы геометрических измерений и построений,
читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, принимать
решения в ситуациях неопределенности и понимать вероятностный характер случайных
событий. Формирование функциональной математической грамотности естественным
образом может осуществляться на уроках математики, причем как в рамках конкретных

изучаемых тем, так и в режиме обобщения и закрепления. Однако менее формальный
формат внеурочной деятельности открывает дополнительные возможности для
организации образовательного процесса, трудно реализуемые в рамках традиционного
урока. Во-первых, это связано с потенциалом нетрадиционных для урочной деятельности
форм проведения математических занятий: практические занятия в аудитории и на
местности, опрос и изучение общественного мнения, мозговой штурм, круглый стол и
презентация. Во-вторых, такой возможностью является интеграция математического
содержания с содержанием других учебных предметов и образовательных областей. В
данной программе предлагается «проинтегрировать» математику с финансовой
грамотностью, что не только иллюстрирует применение математических знаний в
реальной жизни каждого человека и объясняет важные понятия, актуальные для
функционирования современного общества, но и создает естественную мотивационную
подпитку для изучения как математики, так и обществознания.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ
ГРАМОТНОСТЬ»
Рабочая программа курса «Математическая грамотность» для обучающихся 5
класса разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых
требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского
образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также
целостность
общекультурного,
личностного
и
познавательного
развития
обучающихся. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития
математического образования в Российской Федерации.
«Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить
математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать
математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она
включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов,
чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль
математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать
решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
гражданину».
В настоящее время существует объективная необходимость практической
ориентации школьного курса математики. Выбор продиктован противоречием между
требованиями к развитию личности школьников и уровнем подготовки
математической грамотности учащихся.
2. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА.
Математическая грамотность включает в себя навыки поиска и интерпретации
математической информации, решения математических задач в различных жизненных
ситуациях. Информация может быть представлена в виде рисунков, цифр, математических
символов, формул, диаграмм, карт, таблиц, текста, а также может быть показана с
помощью технических способов визуализации материал. Существуют три составляющих
математической грамотности:
1. Умение находить и отбирать информацию
Практически в любой ситуации человек должен уметь найти и отобрать
необходимую информацию, отвечающую заданным требованиям. Эти навыки тесно
связаны с пониманием информации и умением осуществлять простые арифметические
действия.

2. Производить арифметические действия и применять их для решения конкретных
задач
В некоторых ситуациях человек должен быть знаком с математическими методами,
процедурами и правилами. Использование информации предполагает умение производить
различные вычисления и подсчеты, отбирать и упорядочивать информацию, использовать
измерительные приборы, а также применять формулы.
3. Интерпретировать, оценивать и анализировать данные
Интерпретация включает в себя понимание значения информации, умение делать
выводы на основе математических или статистических данных. Это также необходимо для
оценки информации и формирования своего мнения. Например, при распознавании
тенденций, изменений и различий в графиках. Навыки интерпретации могут быть связаны
не только с численной информацией (цифрами и статистическими данными), но и с более
широкими математическими и статистическими понятиями такими, как темп изменений,
пропорции, расчет дивидендов, выборка, ошибка, корреляция, возможные риски и
причинные связи. Навыки оценки и анализа данных могут понадобиться при решении
конкретных проблем в условиях технически насыщенной среды. Например, при обработке
первичной количественной информации, извлечении и объединении данных из
многочисленных источников после оценки их соответствия текущим задачам (в том числе
сравнение информации из различных источников).
В реальной жизни все три группы навыков могут быть задействованы одновременно.
Важной характеристикой математической грамотности являются коммуникативные
навыки. Человек должен уметь представлять и разъяснять математическую информацию,
описывать результаты своих действий, интерпретировать, обосновывать логику своего
анализа или оценки. Делать это как устно, так и письменно (от простых чисел и слов до
развернутых детальных объяснений), а также с помощью рисунков (диаграмм, карт,
графиков) и различных компьютерных средств. Вместе с тем базовый уровень является
недостаточным для реализации данного положения, что и определяет актуальность
решения прикладных задач в дополнительном учебном курсе.
Наряду с принципами научности, непрерывности, интегрированности и
дифференцированности, образование в настоящий момент акцентируется на развитии
обучающихся, опирающемся на личностно-ориентированном обучении, гармонизацию и
гуманизацию образовательного процесса. Межпредметная связь повышает научность
обучения, доступность.
3.МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Общее число часов - 17 (0,5 часа в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы общего образования Федерального государственного образовательного
стандарта обучение на уроках по формированию математической грамотности направлено
на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного курса:
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
-формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
сформированности
универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической деятельности:
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
• идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
• выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
• определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм их выполнения;
• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и
• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
• наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность
и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
• демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных
состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной
напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта
активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
• договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в
рамках диалога;
• использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления;
• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые
для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
• использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

• создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять
их сходство;
• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
• излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой
задачи;
• самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать
и применять способ проверки достоверности информации;
• выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее
вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно
осуществляя причинно-следственный анализ;
• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать
вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
• определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать
данные логические связи с помощью знаков в схеме;
• строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
• преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область;
• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
• определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
• осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
• формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска;
• соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Предметными результатами изучения курса является:
• сформированность практических навыков выполнения устных, письменных,
инструментальных вычислений, развитие вычислительной культуры;
• развитие представления о числе и роли вычислений в человеческой практике;
• овладение символическим языком алгебры;
• использование функционально- графического представления для описания и
анализа реальных зависимостей;
• развитие пространственных представлений, освоение основных фактов и методов
планиметрии;
• развитие логического мышления, логическое обоснование суждений, приведение
примеров
и
контрпримеров

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Всего

1

Чтение и преобразование информации, представленной в
виде таблиц, столбчатых диаграмм и графиков

2

2

Арифметические операции с целыми числами. Решение
задач функциональной математической грамотности

3

3

Элементы комбинаторики и теории вероятностей.
Решение задач функциональной математической
грамотности

2

4

Обыкновенные дроби. Арифметические операции с
дробными числами. Нахождение части числа и числа по
его части. Решение задач функциональной
математической грамотности

3

5

Наглядная геометрия. Решение заданий на вычисление и
построение на местности. Решение заданий на
прямоугольный параллелепипед, куб, шар. Решение
задач функциональной математической грамотности

3

6

Десятичные дроби. Арифметические операции с
дробными числами. Решение задач функциональной
математической грамотности

3

7

Итоговое повторение

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Тема урока

Колво
часов

Формы организации
внеурочной
деятельности

1

Чтение и преобразование информации,
представленной в виде таблиц, столбчатых диаграмм
и графиков

1

Индивидуальная
работа (карточкизадания)

2

Чтение и преобразование информации,
представленной в виде таблиц, столбчатых диаграмм
и графиков

1

Работа в парах

3

4

5

6

Сложение и вычитание натуральных чисел. Решение
задач функциональной математической грамотности

Умножение и деление натуральных чисел. Решение
задач функциональной математической грамотности
Решение задач функциональной математической
грамотности.

Перебор вариантов. Дерево вариантов Решение
задач функциональной математической

1

Практикум

1

Индивидуальная
работа (карточкизадания)

1

Практикум

1

Практическая работа

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Математическая грамотность
https://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/mat ematicheskayagramotnost/
Электронный банк заданий
https://fg.resh.edu.ru/
Математическая грамотность
https://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/mat ematicheskayagramotnost/
Электронный банк заданий
https://fg.resh.edu.ru/
Математическая грамотность
https://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/mat ematicheskayagramotnost/
Электронный банк заданий
https://fg.resh.edu.ru/

грамотности

7

Наглядная геометрия. Решение задач
функциональной математической грамотности

8

Обыкновенные дроби. Решение задач
функциональной математической грамотности

1

Практикум

1

Фронтальная работа
по решению
упражнений

9

Арифметические операции с дробными числами.
Решение задач функциональной математической
грамотности

1

Индивидуальная
работа (карточкизадания)

10

Нахождение части числа и числа по его части.
Решение задач функциональной математической
грамотности

1

Практикум

Математическая грамотность
https://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/mat ematicheskayagramotnost/
Электронный банк заданий
https://fg.resh.edu.ru/
Математическая грамотность
https://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/mat ematicheskayagramotnost/
Электронный банк заданий
https://fg.resh.edu.ru/

1

Дидактическая игра

Математическая грамотность
https://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/mat ematicheskayagramotnost/

1

Фронтальная работа
по решению
упражнений

Электронный банк заданий
https://fg.resh.edu.ru/

13

Арифметические операции с дробными числами.
Решение задач функциональной математической
грамотности

1

Индивидуальная
работа (карточкизадания)

14

Десятичные дроби. Арифметические операции с

1

Практикум

11

Элементы теории вероятностей. Решение задач
функциональной математической грамотности

12

Десятичные дроби. Решение задач функциональной
математической грамотности

Математическая грамотность
https://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/mat ematicheskayagramotnost/
Электронный банк заданий

дробными числами. Решение задач функциональной
математической грамотности

https://fg.resh.edu.ru/

15

Решение заданий на вычисление и построение на
местности. Решение задач функциональной
математической грамотности

1

Практическая работа

Математическая грамотность
https://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/mat ematicheskayagramotnost/

16

Решение заданий на прямоугольный
параллелепипед, куб, шар. Решение задач
функциональной математической грамотности

1

Дидактическая игра

Электронный банк заданий
https://fg.resh.edu.ru/

17

Итоговое повторение. Промежуточная аттестация.
Контрольный тест

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».